Чему компания Volvo учит в своей новой российской программе подготовки водителей грузовиков
Геннадий БОРИСОВ | Фото автора
Я давно умею водить грузовики и на отсутствие навыков не жалуюсь. Но когда компания Volvo пригласила меня принять участие в новой российской программе подготовки водителей, я согласился. Чему здесь учат и почем?
Я — за рулем Volvo FH, сделанного на калужском заводе. На правом сиденье — инструктор. Интересно, что он посоветует при подъезде вот к этому перекрестку? Ага, сбросить газ, не переключаясь. Но ведь обороты маленькие, мотор не вытянет! Оказывается — вытянет.
Теперь развязка: рука так и тянется по привычке включить передачу пониже. Но правильное решение — слегка притормозить и пройти развязку практически на холостых оборотах, а затем прибавить газу. Ведь каждое переключение — это лишний расход топлива и износ сцепления, а учебный курс называется «Эффективное вождение».
Расход топлива «необученных» водителей на одном маршруте, даже коротком, может заметно различаться |
До этого, в учебном классе, мне рассказали об оптимальном алгоритме переключений при разгоне, до каких оборотов надо «крутить» двигатель, «перескакивая» через передачу, как лучше пользоваться моторным тормозом...
Вольвовцы уверяют, что при грамотной эксплуатации можно уменьшить расход солярки и увеличить пробег шин аж на 20 процентов. Конечно, в это верится с трудом, а вот другие данные, приведенные компанией, более реальны. Если водитель сможет уменьшить средний расход хотя бы на 2 л/100 км, то при годовом пробеге в 100 тысяч километров и нынешних ценах на солярку он сэкономит 38 тысяч рублей. Хорошие деньги!
Кроме того, ученики узнают не менее любопытные детали: например, вождение грузовика в течение 20 часов без перерыва сравнимо с 0,8 промилле алкоголя в крови. А теперь поднимите руки, товарищи дальнобойщики: кто из вас не «пилил» почти сутки без сна?
А что, по-вашему, в первую очередь должен сделать водитель, попав в аварию? Выставить знак аварийной остановки? Ответ неправильный: обеспечить собственную безопасность! Не случайно за рубежом светоотражающие жилеты входят в обязательную комплектацию грузовиков.
Разумеется, курсы повышения водительского мастерства — не новость: за рубежом они есть у каждой компании, и несколько лет назад мы рассказывали о тренинге компании MAN (АР №7, 2006). Но с сентября прошлого года в странах Евросоюза стала обязательной комплексная программа: каждый водитель должен проходить ее не реже, чем раз в пять лет. Три раздела из пяти («Безопасное вождение», «Эффективное вождение», «Первая помощь на дороге») обязательны для всех стран, еще два («Перевозки и законодательство», «Безопасность перевозок») — факультативные. Любопытно, что обучать своих водителей «в полном объеме» решили лишь несколько стран, в том числе Германия, Голландия и сама Швеция.
А в России пока учат по желанию. Каждый из пяти курсов длится семь часов, «Эффективное вождение» стоит 5000 рублей, остальные дисциплины — по 3000 рублей. При этом обучение проводится как в Москве, так и с выездом к клиенту. Правда, выкладывать 17 тысяч рублей за полный набор курсов для каждого водителя транспортники вряд ли станут. А главная беда в том, что многих водителей волнует не то, как сэкономить, а как своровать...
Инструктор всегда рядом. Красный ремень безопасности — опция, позволяющая видеть снаружи, пристегнут ли водитель
Кстати...
О начале «повышения квалификации» российских водителей объявила и Scania — правда, пока только в Санкт-Петербурге и только по одной дисциплине. Стоимость однодневного курса экономичного вождения (теория, 50-километровый пробег, разбор ошибок и повторный заезд) — около 7000 рублей. В процессе обучения представители компании делятся полезными наблюдениями: к примеру, установка «кенгурятника», «люстры» и прочих аксессуаров, ухудшающих аэродинамику, ведет к увеличению расхода топлива на 3—10 л/100км, а правильная установка спойлера, наоборот, экономит 1 л/100 км. Правда, Scania более осторожна в оценках, нежели Volvo: по словам представителей, грамотно обученный водитель может сэкономить до 15% солярки.
М. Ч.