Тонар-крокодил и другие: гражданские на форуме Армия-2021

Фото: Петр Грибачев

Традиционно на военной выставке Армия было и множество гражданской техники, специализацию которой могут использовать и военные. Это медицинские машины, вездеходы, бульдозеры и прочая необычная спецтехника, которая может пригодиться как на войне, так и в тылу.

Громадный сочлененник Тонар получил индекс Т-35, цифры в котором указывают на грузоподъемность в тоннах

Самым крупным гражданским оказался шарнирно-сочлененный самосвал Тонар — его рыжий силуэт было видно издалека даже на необъятных просторах парка Патриот. Этот аппарат длиной больше 11 метров в снаряженном состоянии весит 32 тонны, а загрузить в его двадцатикубовый кузов можно еще 35 т.

Под длинным носом-капотом разместился дизель Cummins мощностью 455 л.с., хотя в перспективе планируется и установка отечественного мотора, 420-сильного ЯМЗ-6585. Коробка передач — гидроавтомат Allison. Передняя подвеска полунезависимая, с А-образной рамой с упругими элементами, задняя — зависимая, балансирная, с резиновыми упругими вставками. Приблизительная стоимость такого монстра — 35 млн рублей.

Обратите внимание на ступицу переднего колеса — у этого вездехода в ней расположен дополнительный топливный бак для дизель-генератора 

Еще одну машину с шарнирным сочленением, правда куда меньшего размера, показала владимирская фирма с гордым названием KHAN. Это небольшой вездеход на шинах низкого давления, причем полностью электрический. Его электромотор получает энергию от батареи емкостью 35 кВт·ч. На ней машина может передвигаться в условиях сложного бездорожья примерно четыре часа. Но опционально на борту можно разместить дизельный генератор с топливными баками в ступицах колес — тогда запас хода будет ограничен лишь расстоянием до ближайшей заправки. Машина может ездить со скоростью до 50 км/ч и плавать не быстрее 8 км/ч. Стоит такой KHAN 7,5 млн рублей.

Рядом — большие вездеходы Бурлак на колесах сверхнизкого давления из Кургана. О такой машине, которую приводит в движение знакомый газелевский Cummins ISF мощностью 150 л.с., мы подробно рассказывали в прошлогоднем обзоре выставки. В этот раз на форум привезли Бурлаки в новых модификациях — вездеход 6х6 с крановой установкой и машину с медицинским модулем. По словам создателей, спрос на подобную технику стабильный, причем как среди государственных структур, так и среди частников: к примеру, их покупают охотники. Правда, видимо, довольно обеспеченные — тот же вездеход с крановой установкой оценивается в 10 млн рублей, а медицинский автомобиль потянет на все 15.

Кстати, и более приземленных автомобилей для медиков на выставке было в достатке. К примеру, продолжает быть популярным направление постройки передвижных медицинских пунктов — для отдаленных населенных пунктов, где нет стационарных. Подобный комплекс на шасси Газона Next построила тульская компания НПО Сплав. Поднявшись внутрь по раскладной лестнице, попадаешь в просторное помещение — в данном случае это фельдшерско-акушерский пункт. Но вообще наполнение может быть любым — от прививочной лаборатории до рентгеновского кабинета. Комплекс подсоединяется к электросети — и может работать как стационарный медпункт. Стоит такая машина без медицинского оборудования около девяти миллионов рублей.

Полноприводный Соболь сможет добраться и к пациентам, живущим вдали от дорог с твердым покрытием

А вот и наши старые знакомые — компания Промтех из Нижнего Новгорода. На сей раз они представили модульный автомобиль скорой помощи на основе полноприводного Соболя. В просторном отсеке за кабиной (внутренней высотой 1,8 метра) — традиционная для машин этой фирмы «вечная» металлопластиковая мебель, светодиодное освещение и гидравлический подъемник для тележки-каталки. Пока, правда, это прототип — и стоимость его еще не утверждена.

Продолжают постройку своих модульных скорых и в компании Автодом из Ульяновска. Новая версия настроена на обновленном шасси Профи Полуторки с задним приводом, двускатной задней ошиновкой и усиленной рамой. Места в кузове очень много — врачи будут чувствовать себя комфортно, если, конечно, уазовская подвеска не растрясет. Сейчас такой автомобиль заканчивает сертификационные испытания и после них поступит в продажу — по цене примерно 2,5 млн рублей.

Еще одна работа для Профи — авиационный заправщик

Вот и еще один Профи — аэродромный топливозаправщик. Его построила фирма КРАСС из подмосковного Жуковского. По сути — это уменьшенная копия большого авиационного заправщика: машина отвечает всем требованиям к подобной технике, хоть сейчас выезжай на поле. Установленная на специальной платформе цистерна вмещает до 950 литров топлива — при этом полная масса автомобиля осталась прежней, 3,5 тонны. Максимальная подача насосной установки — 40 л/мин. Предполагается, что такая машина на гражданке сможет работать на аэродромах частной авиации, а на военке — заправлять беспилотники.

Итальянская строительная техника Merlo выглядела белой, а точнее зеленой вороной на военной выставке

Удивительно, но на российской военной выставке, наполненной «духом импортозамещения», нашлось место и полностью иностранному производителю спецтехники — на отдельном стенде экспонировались машины итальянской фирмы Merlo. Например, мини-бетоносмеситель с двигателем Deutz мощностью 102 л.с. может работать в местах, куда у аналогичных дорожных машин въехать не получится. При этом он может готовить смесь разного состава — по специальным программам. Впрочем, все равно непонятно, кого на этой выставке такая машина сможет заинтересовать, особенно при цене 10 млн рублей.

Рекомендованные статьи