Путешествие по «грузовой» Финляндии зимой
«Ну и зачем ты поедешь в Финляндию кататься на Мультивэнах, которые в Москве стоят у каждого дилера VW? Чтобы фотографировать их на фоне не русских, а финских елок?» — удивились коллеги, узнав о приглашении. Да я и сам сомневался: может, зря согласился? Но любовь к «Финке» с ее сказочной зимой пересилила. Я позвонил в Питер Максу Чернявскому: «Поехали вместе, только отыщи в Финляндии что-нибудь интересное, связанное с грузовиками!» И мы не разочаровались.
Казалось, будто и не было вчерашнего дня, когда я плелся по Москве в бесконечных пробках, мучаясь изжогой от безвкусных пончиков, заглоченных в кафе при заправке, и тщетно пытаясь оттереть со стекол гадость, которой поливают наши дороги.
За 440 километров от Хельсинки до местечка Тахко я махнул дворниками всего один раз — смести снежную пыль. Не вышел протереть боковые стекла и зеркала: как были кристально чистыми, так и остались. Сам Multivan — словно только что из мойки. А еда на местных заправках... Вкуснейшее блюдо кассирша сама приносит на столик, а салатов, хлеба с маслом, воды, морса или кваса (у финнов он называется «котикалья») — бери сколько хочешь. Другая планета. Но с совершенно иным темпом езды.
— Что это за люди стоят?
— Это не люди стоят, это финны бегут!
Неторопливые и законопослушные водители едут именно так, как предписано знаками: на автобане — 100 км/ч, на шоссе — 80 км/ч, в черте города — 50 км/ч. И нарушать не рекомендуется: по обочинам стоят радары, а сами финны любят «стучать» на незаконопослушных водителей. Макс, который часто ездит в Финляндию, рассказал, как их однажды остановила полиция.
— На вас пожаловался местный водитель.
— Мы что-то нарушили?
— Нет, вы его нервировали!