Турецкие зарисовки, часть вторая: автобусы

Фото: Максим Чернявский

Благодаря обилию туристов Турция — это одна из самых «автобусных» стран. Судите сами: только собственных автобусных марок здесь восемь, и, вопреки мировой тенденции, их число растет, а не уменьшается.

Конечно, они специализируются на разных сегментах, но неравномерно. Одни производят только малые автобусы, как Anadolu-Isuzu и Karsan, другие — лишь городские (Tezeller и Guleryuz), третьи — все подряд. Такова, например, Temsa, известная своими «туристами» и у нас, а городскими — во всей Европе, а теперь и в США.

В междугороднем и туристическом классах добавляются и мировые гранды: здесь собирают свои «коучи» два немецких производителя, MAN и Mercedes. Причем не какие-то упрощенные «азиатские» версии, а нормальные машины для всех мировых рынков плюс их аналоги «люксовых» марок — соответственно, Neoplan и Setra. А пассажирские версии фургончиков Ford и Mercedes не только собираются здесь, но и дорабатываются множеством местных фирм.

Есть разделение и по регионам. В крупнейших мегаполисах, как и везде, — самые новые машины. И самые передовые. В том же Стамбуле действует выделенная линия BRT с «гармошками» Mercedes Capacity, а в Анкаре уже встречаются низкопольные гибриды Bozankaya Sileo. Конечно, в глубинке машины попроще, в том числе и маршрутки.

Обычно белые, они в Турции популярны не меньше, чем недавно у нас, а может, даже и больше. По всему побережью носятся быстрые (а как же иначе) разномастные мини-автобусы, которые по-турецки зовутся «долмуш».

Турецкие маршрутки-«долмуш» чрезвычайно популярны, особенно в небольших городках

В районе от Антальи до Алании большинство из них носят марку Karsan. Независимо от модификации, эти 18-местные фургончики — лицензионные копии французского Peugeot J9 образца 1981 года. Помимо внешних пластиковых деталей, от предка они отличаются иным двигателем: дизелем Isuzu на 2,8 литра. Их пытались продавать и у нас, но успеха они не снискали.

Постепенно заменяют их и новые модели, уже собственной разработки. У Карсана это низкопольная шестиметровая машина Jest очень современной внешности. Четырехцилиндровый дизель Fiat мощностью 126 л.с. позволяет, не напрягаясь, перевозить до 20 пассажиров. Невероятна и паспортная максимальная скорость: аж 135 км/час!

Самое большое разнообразие — в среднем классе. Многочисленные аналоги нашего Пазика всех возрастов носятся с утра до вечера по побережью. Невзирая на разные марки (а всего их около десятка), они очень похожи, напоминают бочонки на маленьких колесах. Схожи они и характеристиками: около семи метров длины и 30 мест, дизели мощностью около 150 л.с., механические коробки передач и пневмоподвеска.

Представитель многочисленного племени «бочонков» — мидибусов, Anadolu-Isuzu Novo. Его ближайшие конкуренты — Otokar Sultan и Temsa Prestij

По количеству больших автобусов Турция явно держится в мировых лидерах. Во-первых, благодаря обилию междугородних маршрутов: с железной дорогой тут неважно. Во-вторых, массовые перевозки все тех же туристов: предприимчивые турки предлагают десятки экскурсий.

В этом классе безоговорочно царит местная Temsa. Производство автобусов стартовало еще в 1984 году с лицензионной сборки автобусов Mitsubishi. После трех поколений японских машин Temsa начала разработку собственных, вполне современных. Разные варианты машин Safari, Safir, Maraton известны не только в Турции. Надо сказать, что в свое время темсовцам удалось переманить к себе самого известного дизайнера автобусного мира, Боба Ли из Неоплана. Именно он создал запоминающийся облик трехосного лайнера Diamond. Интересно, что агрегаты современных моделей не японские, а европейские.

Более-менее серьезную конкуренцию Темсе в Турции составляют «немцы». Как уже говорилось, и MAN, и Mercedes давно имеют здесь свои заводы, поэтому их продукция полностью вытеснила все прочие европейские марки.

Рекомендованные статьи