Урал по имени ЗИС: рассказываем историю первого уральского грузовика

Фото: архив завода Урал | Федор Лапшин

Так Урал или ЗИС? И то и другое: ранние грузовики Уральского автозавода назывались УралЗИС! Завод отметил очередной день рождения 30 ноября, и мы решили рассказать о трехтонке, с которой началась история уральских машин.

Памятник первому УралЗИСу стоит в Миассе, на площади перед автозаводом Урал. Когда я фотографировал машину в начале декабря, на улице было минус 20 с лишним — наверное, примерно такой мороз и стоял, когда будущий Уральский завод начал свою работу в 1941-м. Той осенью к столице подступали немцы, и оборудование ЗИСа спешно вывезли в разные города страны: скажем, автосборочное — в Ульяновск, где позже появился УАЗ, а моторное и литейное — сюда, в Миасс.

Так что будущий УралАЗ, героически построенный с нуля, изначально был вовсе не автомобильным, а автомоторным. Тут делали моторы и коробки передач для грузовых ЗИСов московского и ульяновского производства (столичный ЗИС вновь заработал в июне 1942-го) и артиллерийских тягачей из Ярославля. Только за 1942 год здесь начиная с апреля сделали свыше девяти тысяч моторов и 15 тысяч «коробок скоростей», как их тогда называли. Все для фронта, все для победы!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи