Из компактвэна в кроссоверы: первый тест нового Peugeot 3008
Прощай, приподнятый компактвэн Peugeot 3008, я буду скучать. Ведь раньше ты отличался от примелькавшихся паркетников и однообъемников, а теперь… Что сулит новому поколению «три тысячи восьмого» переход в кроссоверы? Я отправился на север Швеции и первым из российских журналистов поездил на предсерийных прототипах.
Всего 70 км отделяют городок под названием Арьеплуг от Северного полярного круга. Автопроизводители давно облюбовали здешние места в качестве площадки для зимних тестов. А оклеенные черно-белой пленкой прототипы «три тысячи восьмого» выкатили на огромный полигон компании Bosch, где обычно проходит доводка систем АБС и ESP.
Первый Peugeot 3008, как говорят в компании, создавался с прицелом на тех, кто устал от минивэнов, но еще не готов к кроссоверу, — дескать, таким клиентам нужно нечто среднее. Но рынок не оценил подобную внеклассовость. В Европе пик интереса к «три тысячи восьмому» наступил спустя всего три года после его дебюта: в 2011-м купили 115 тысяч машин. А потом результаты упрямо поползли вниз, и сейчас, в конце своей конвейерной жизни, 3008 продается в полтора раза хуже, чем бестселлер однообъемного сегмента Citroen C4 Picasso. Однако паркетники еще популярнее, и среди них дела у 3008 даже печальнее: там правят бал Nissan Qashqai и VW Tiguan.
Сохранять прежнюю концепцию «недокроссовера» в таких условиях было бы просто глупостью. А заодно французы пересадили 3008 на новую платформу.
Если в основе машины первого поколения лежала старая «тележка» PF2 от предыдущего Peugeot 308, то новый 3008 сконструирован на модульной платформе EMP2, Efficient modular platform 2, от нынешнего «триста восьмого». У нее, как и у фольксвагеновской MQB, пять вариантов колесной базы с шагом в 55 мм. Причем для модели 3008 выбран почти не растянутый вариант: по расстоянию между осями он обходит лишь хэтчбек 308 (2675 против 2620 мм). Это короче, чем у семи- и пятиместного C4 Picasso (2840 и 2785 мм) и даже чем у универсала 308 SW (2730 мм), зато на шесть сантиметров длиннее, чем в первом поколении.
Нет больше ни фирменного силуэта, ни откидного борта пятой двери. Профиль стал двухобъемным, а клиренс, по словам инженеров, увеличился аж до 23 см!
Сама машина длиннее на девять сантиметров — от носа до хвоста 4450 мм (чуть короче нового Тигуана). Крупные воздухозаборники по бокам переднего бампера, узкие фары... А какой интерьер! Дизайнерам удалось сохранить оригинальные идеи машины первого поколения: мне нравилась командирская посадка с облегающим кокпитом, словно на капитанском мостике яхты, запомнился и ряд тумблеров на центральной консоли. Теперь все это выполнено куда изящнее, а на вершине консоли красуется сенсорный дисплей, словно украденный у BMW.
Кресло водителя — с отменной геометрией. Хотя без чудачеств современных Peugeot не обошлось. Крохотный руль со «срезами» сверху и снизу по-прежнему перекрывает часть приборов, если его отрегулировать традиционным образом. В Peugeot советуют опускать его ниже к коленям, но это неудобно.
На задних местах стало заметно просторнее — главным образом в коленях. Профиль и форма дивана подобраны удачно, а тому, кто усядется посередине, придется по душе отсутствие центрального тоннеля. Стоп, неужели опять? Да-да, несмотря на кроссоверность, у нового 3008 снова не будет настоящего полного привода! Его отсутствие в Peugeot аргументируют тем, что среди покупателей компактных и среднеразмерных паркетников лишь 10% выбирают полноприводные версии. Возможно, позднее появится гибридный 3008, у которого полный привод будет реализован установкой на заднюю ось тягового электромотора, — как это было сделано на машине первого поколения, причем с турбодизелем.
В линейке силовых агрегатов без откровений. В Европе основной спрос традиционно придется на дизельные версии. Самый скромный 3008 — с «четверкой» BlueHDi 1.6, которая выдает 120 л.с., у версий подороже — двухлитровый дизель мощностью 150 или 180 л.с. Причем «среднюю» версию привезут и в Россию. А вот бензиновой жемчужины Peugeot у нас не будет. Это я о трехцилиндровой турботройке объемом 1,2 л и отдачей в 130 «лошадок». Ох, не зря этот агрегат завоевал титул «Международный двигатель 2015 года» в своей категории. Я прокатился на таком «три тысячи восьмом» с шестиступенчатой «механикой»: бодрый старт с помощью «прозрачного» сцепления, жирная полка момента, веселый звук — и никаких вибраций на холостых. Пухлый рычаг трансмиссии будто сам находит нужные передачи, а в качестве альтернативы — шестиступенчатый классический «автомат» Aisin. Он же положен и дизельным версиям, и привычной бензиновой турбочетверке 1.6 THP. В Европе последняя выдает 165 л.с., однако у нас будут «налогововыгодные» полторы сотни «лошадей». Кстати, инженеры обмолвились о том, что скоро на Peugeot появится и современный восьмиступенчатый Aisin.
А прелести французского шасси уже здесь. Легкий руль с логично нарастающим усилием, живые реакции и плотная, но «округлая» плавность хода. Стоит лишь чуть прикрыть газ на дуге, как 3008 плавно уходит в занос под присмотром деликатно настроенной системы стабилизации. Азартно!
А для тех, кто грезит о полном приводе, сохранена фирменная шайба Grip Control, с помощью которой можно оптимизировать работу силового агрегата и ESP в зависимости от покрытия. И Grip Control действительно помогает. Пробую забраться на заснеженный серпантин в «асфальтовом» режиме, но противобуксовочная система слишком жадничает с тягой. Поворачиваю шайбу в режим Снег, система ослабляет хватку, допуская строго определенную величину проскальзывания колес, — и 3008 уверенно движется вверх с утопленной педалью газа. А если придется спускаться с горы? Есть соответствующий электронный помощник HDC (Hill Descent Control), причем весьма любопытный. Поскольку минимальная скорость движения ограничена передаточным отношением трансмиссии, в Peugeot можно прямо на спуске включить «нейтраль», и тогда HDC замедлит автомобиль до совсем черепашьей скорости, которую можно регулировать… Педалью газа. Чуть нажал, двигатель, не связанный с колесами, рыкнул, тормоза ослабили хватку — и машина покатилась быстрее. Ощущения очень необычные, но пользоваться удобно.
Конечно, без российского производства новому «три тысячи восьмому» будет очень тяжело составить конкуренцию локализованным кроссоверам Toyota RAV4, Kia Sportage, Nissan Qashqai и X-Trail. К тому же это придется делать без полного привода, который у нас востребован больше, чем в Европе: в прошлом году его выбрала почти половина покупателей среднеразмерных паркетников. Но с таким катастрофическим падением российских продаж (в прошлом году спрос сократился вчетверо) марке Peugeot сейчас явно не до наладки местного производства — сохранить бы присутствие на рынке.
Зато в Европе Peugeot на подъеме: в прошлом году спрос на модель 308 увеличился на треть. В плюсе и хэтчбек 208, и паркетник 2008. Уверен, 3008, чьи продажи начнутся осенью, тоже станет отличником.