Какой антифриз надо использовать в современных моторах?

Какой антифриз надо использовать в современных моторах?
Ликбез | АР №12 2015
Фото: Дмитрий Питерский

Последний раз к теме охлаждающих жидкостей мы обращались 13 лет назад. Что изменилось за эти годы — и какой антифриз надо использовать в современных моторах?

Удивительно, но факт: нынешнюю охлаждающую жидкость придумали почти век назад, еще в конце ­20-х годов! Уже тогда после первых экспериментов по смешиванию воды с глицерином (раствор получался слишком вязким) и метанолом, который быстро испарялся и вызывал сильную коррозию, химики начали использовать этиленгликоль. Это двухатомный спирт, который замерзает при минус 13 градусах по Цельсию. Но если его разбавить водой в определенном соотношении (35% воды на 65% этиленгликоля по массе), то полученный раствор будет оставаться жидким вплоть до минус 65 градусов.

Однако водно-этиленгликолевая смесь тоже «грызет» металл. Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют антикоррозионные присадки, которые химики называют ингибиторами — замедлителями коррозии. Например, в тосоле, разработанном в СССР в конце 60-х годов Государственным союзным НИИ органической химии и технологии ­(Гос­НИИОХТ), в качестве антикоррозионных присадок использовались соли неорганических кислот — к ним относятся силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и другие.

Практически все российские производители охлаждающих жидкостей смешивают отечественный этиленгликоль с импортными пакетами присадок, которые поставляют, например, BASF и Haertol. На фото слева — линия розлива антифриза на заводе компании Обнинскоргсинтез, а справа — емкости для хранения сырья, в том числе этиленгликоля
Практически все российские производители охлаждающих жидкостей смешивают отечественный этиленгликоль с импортными пакетами присадок, которые поставляют, например, BASF и Haertol. На фото слева — линия розлива антифриза на заводе компании Обнинскоргсинтез, а справа — емкости для хранения сырья, в том числе этиленгликоля
0 / 0

Кстати, три первые буквы в слове «тосол» — на самом деле аббревиатура от слов «технология органического синтеза», а окончание «ол» указывает на принадлежность продукта к спиртам. В СССР из-за железного занавеса и отсутствия конкуренции название «тосол» стало нарицательным — часто у нас так именуют любой антифриз.

А мы, для того чтобы избежать путаницы, отнесем тосол к традиционным антифризам. Зарубежные производители на канистрах с такими жидкостями обычно пишут «Traditional», «Classic» или «IAT» (Inorganic Acid Technology — технология неорганических кислот). В качестве примера можно привести жидкость Total Glacelf Classic.

Охлаждающие жидкости этого типа при заливке в систему охлаждения сразу вступают в реакцию с металлами и образуют на них окисную пленку. Кошмар? Но именно она защищает детали от коррозии! Правда, пленка немного затрудняет теплоотвод, а компоненты присадок начинают сравнительно быстро расходоваться, из-за чего срок службы традиционных антифризов составляет 2—3 года или 60—120 тысяч километров пробега.

Поэтому в середине 90-х годов химики корпорации GM внедрили охлаждающие жидкости нового поколения, с органическими ингибиторами коррозии — солями карбоновых кислот. Такие антифризы называются карбоксилатными (или OAT — Organic Acid Technology) — они образуют защитное покрытие только в том месте, где появляется очаг коррозии. Остальные, здоровые, элементы системы охлаждения не покрываются пленкой, а значит, жидкость отводит тепло эффективнее. Вдобавок соли карбоновых кислот лучше переносят высокие температуры, что особенно важно для современных моторов из алюминиевых сплавов, в которых поверхность охлаждения нагревается гораздо сильнее: традиционные неорганические присадки в этом случае могут выпасть в осадок.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи