Аккумуляторы для будущих российских электромобилей — откуда литий?
Минпромторг намерен выделить без малого триллион рублей на то, чтобы стимулировать выпуск отечественных электромобилей. Где брать для них тяговые батареи — и что в них сложнее всего поддается импортозамещению?
Производители электромобилей почти не делают собственных батарей. Разве что некоторые, особо продвинутые, только собираются — например, Tesla. Потому что разработка и производство тяговых аккумуляторов — процессы сложные, наукоемкие и дорогостоящие. Проще закупать готовые у специализированных производителей.
А они сегодня почти целиком сосредоточены в Азии. И в первую очередь это десяток китайских фирм во главе с гигантом CATL (Contemporary Amperex Technology), которому принадлежит половина китайского и около 30% всего мирового рынка. Например, продукцию CATL используют BMW, Volkswagen, Tesla и Volvo.
На втором месте «большая тройка» из Южной Кореи: LG, SK и Samsung общими усилиями обеспечивают еще более трети потребности производителей электромобилей — Hyundai и Kia, General Motors, Ford, Renault, Tesla, BMW, Volvo, VAG и Stellantis. А Японию представляет Panasonic с долей более 13% и известностью главного поставщика не только для «домашней» компании Toyota, но и опять-таки для электромобилей Tesla.
И в каждой из этих компаний существуют огромные научные центры. Ведь это только кажется, что собрать батарею для электромобиля просто. Но аккумуляторы не просто группируют в модули и вставляют в общий корпус — нужно подключать контроллеры, интегрировать систему терморегулирования с датчиками, клапанами и контурами обогрева и охлаждения, создавать программное обеспечение, помимо прочего контролирующее состояние каждой ячейки и оптимально перераспределяющее заряд. Сложно. И долго — разработка может занимать годы.