Аккумуляторы для будущих российских электромобилей — откуда литий?

Минпромторг намерен выделить без малого триллион рублей на то, чтобы стимулировать выпуск отечественных электромобилей. Где брать для них тяговые батареи — и что в них сложнее всего поддается импортозамещению?

Производители электромобилей почти не делают собственных батарей. Разве что некоторые, особо продвинутые, только собираются — например, Tesla. Потому что разработка и производство тяговых аккумуляторов — процессы сложные, наукоемкие и дорогостоящие. Проще закупать готовые у специализированных производителей.

А они сегодня почти целиком сосредоточены в Азии. И в первую очередь это десяток китайских фирм во главе с гигантом CATL (Contemporary Amperex Technology), которому принадлежит половина китайского и около 30% всего мирового рынка. Например, продукцию CATL используют BMW, Volkswagen, Tesla и Volvo.

На втором месте «большая тройка» из Южной Кореи: LG, SK и Samsung общими усилиями обеспечивают еще более трети потребности производителей электромобилей — Hyundai и Kia, General Motors, Ford, Renault, Tesla, BMW, Volvo, VAG и Stellantis. А Японию представляет Panasonic с долей более 13% и известностью главного поставщика не только для «домашней» компании Toyota, но и ­опять-таки для электромобилей Tesla.

И в каждой из этих компаний существуют огромные научные центры. Ведь это только кажется, что собрать батарею для электромобиля просто. Но аккумуляторы не просто группируют в модули и вставляют в общий корпус — нужно подключать контроллеры, интегрировать систему терморегулирования с датчиками, клапанами и контурами обогрева и охлаждения, создавать программное обеспечение, помимо прочего контролирующее состояние каждой ячейки и оптимально перераспределяющее заряд. Сложно. И долго — разработка может занимать годы.

Да и сами литий-ионные аккумуляторы не так просты, как кажется. Вроде бы катод с литием, анод с графитом и содержащий литиевые же соли электролит — что сложного в батарейке? В первую очередь — химия! У каждой компании — свои секреты с точной композицией, консистенцией и набором материалов. Здесь идет настоящая гонка вооружений, ведь если еще десять лет назад удельная емкость лучших батарей редко превышала 250 Вт*ч на 1 кг веса, то сегодня она достигает 350—380 Вт*ч/кг. Ведется работа и над способностью аккумуляторов быстро принимать заряд или над увеличением числа циклов заряда-разряда.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи