Ретродизайн: почему новые автомобили хотят быть похожими на старые
Ретро атакует. Сериалы под 60-е, новогодние огоньки под 70-е, музон под 80-е и YouTube-скетчи под 90-е. Примерно то же самое происходит и в автодизайне: Alpine A110, Suzuki Jimny, Fiat 500, Honda e, Ford Bronco... А скоро еще появятся возрожденный Renault 5, Nissan 400Z, GMC Hummer EV и Volkswagen I.D. Buzz. Не забываем и новую Ниву. Глаз радуется, но что будет, когда мы вспомним все и у истории не останется ничего невозрожденного? Чем коварно ретро и как правильно с ним обращаться? Разобраться в этом мне помогли два главных специалиста по ностальжи-карам — Фрэнк Стефенсон и Клаус Бюссе.
– В дизайн-мире это слово почти ругательство. Не думаю, что на свете вообще существуют дизайнеры, которые любят ретро.
Фрэнк Стефенсон — альфа-величина в автомобильном дизайне 90-х и 2000-х. Человек, который нарисовал первый BMW X5, Ferrari F430 и FXX, Maserati GranSport и MC12, Fiat Punto и Bravo, McLaren MP4-12C и P1. Но сейчас для нас главное, что он автор таких шедевров, как новые Mini и Fiat 500.
— Я был очень-очень разочарован, когда публика и журналисты принялись говорить про «красивый ретродизайн» моего Mini, — досадует Фрэнк. — Ведь я делал эту машину, глядя вперед! Если ты дизайнер, то твоя работа создавать что-то новое, сочетая красоту и функцию, искусство и науку. А если ты просто смотришь назад вместо того, чтобы применять инновации, — ты просто художник, но это не имеет отношения к автомобильному дизайну.
Зарубите на носу, будущие стилисты автопрома! А лично мне больше всего нравится метафора Стефенсона о том, что, если ты похож на своего деда, это не значит, что ты сделан в стиле ретро, — ты просто результат эволюции. Так же и с машинами: Mini должен быть похож на Mini, а Porsche 911 — на Porsche 911 в силу своей ДНК, но они не должны копировать одно и то же из поколения в поколение.
С этим трудно поспорить, но есть и другая точка зрения.
— Полагаю, что ретродизайн — это всегда осознанное решение обратиться к ностальгии и предложить потребителю путешествие во времени, навстречу тем эмоциям. Когда это ответ на потребности покупателя, в этом нет ничего плохого. Я видел много машин в стиле ретро, которые были рождены дизайн-студиями. И начинали свою жизнь как концепт-кары, которые обычно желанные дети дизайнеров: если уж они взялись за такой проект, то им почти наверняка понравилась сама идея. Это хороший маркер: если был ретроконцепт, значит, дизайнер разделял или даже предлагал такой стиль.