Ретродизайн: почему новые автомобили хотят быть похожими на старые

Фото: компании-производители

Ретро атакует. Сериалы под 60-е, новогодние огоньки под 70-е, музон под 80-е и YouTube-скетчи под ­90-е. Примерно то же самое происходит и в автодизайне: Alpine A110, Suzuki Jimny, Fiat 500, Honda e, Ford Bronco... А скоро еще появятся возрожденный Renault 5, Nissan 400Z, GMC Hummer EV и Volkswagen I.D. Buzz. Не забываем и новую Ниву. Глаз радуется, но что будет, когда мы вспомним все и у истории не останется ничего невозрожденного? Чем коварно ретро и как правильно с ним обращаться? Разобраться в этом мне помогли два главных специалиста по ностальжи-карам — Фрэнк Стефенсон и Клаус Бюссе.

– В дизайн-мире это слово почти ругательство. Не думаю, что на свете вообще существуют дизайнеры, которые любят ретро.

Фрэнк Стефенсон — альфа-величина в автомобильном дизайне ­90-х и ­2000-х. Человек, который нарисовал первый BMW X5, Ferrari F430 и FXX, Maserati GranSport и MC12, Fiat Punto и Bravo, McLaren MP4-12C и P1. Но сейчас для нас главное, что он автор таких шедевров, как новые Mini и Fiat 500.

— Я был очень-очень разочарован, когда публика и журналисты принялись говорить про «красивый ретродизайн» моего Mini, — досадует Фрэнк. — Ведь я делал эту машину, глядя вперед! Если ты дизайнер, то твоя работа создавать что-то новое, сочетая красоту и функцию, искусство и науку. А если ты просто смотришь назад вместо того, чтобы применять инновации, — ты просто художник, но это не имеет отношения к автомобильному дизайну.

Зарубите на носу, будущие стилисты автопрома! А лично мне больше всего нравится метафора Стефенсона о том, что, если ты похож на своего деда, это не значит, что ты сделан в стиле ретро, — ты просто результат эволюции. Так же и с машинами: Mini должен быть похож на Mini, а Porsche 911 — на Porsche 911 в силу своей ДНК, но они не должны копировать одно и то же из поколения в поколение.

С этим трудно поспорить, но есть и другая точка зрения.

— Полагаю, что ретродизайн — это всегда осознанное решение обратиться к ностальгии и предложить потребителю путешествие во времени, навстречу тем эмоциям. Когда это ответ на потребности покупателя, в этом нет ничего плохого. Я видел много машин в стиле ретро, которые были рождены дизайн-студиями. И начинали свою жизнь как концепт-кары, которые обычно желанные дети дизайнеров: если уж они взялись за такой проект, то им почти наверняка понравилась сама идея. Это хороший маркер: если был ретроконцепт, значит, дизайнер разделял или даже предлагал такой стиль.

Так говорит Клаус Бюссе, сегодняшний босс туринской студии Fiat Centro Stile, который отвечает за дизайн брендов Fiat, Alfa Romeo, Maserati, Abarth и Lancia. Клаус — человек, под началом которого в прошлом году был запущен «новый Fiat 500» второго поколения и ­вот-вот появится новая Panda. И хорошо, что Бюссе вспомнил про концепт-кары, ведь с них все и началось.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи