Немецкая компания Hanomag ворвалась на автомобильный рынок в 1924 году с машинкой, простой до наивности

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Немецкая компания Hanomag ворвалась на автомобильный рынок в 1924 году с машинкой, конструкция которой была проста до наивности, но работоспособна. За характерную внешность тот автомобильчик прозвали в народе Kommissbrot, - по-нашему это будет то ли «сайка», то ли «пайка», но в любом случае с намеком на «хлеб насущный». Однако прошло время, и популярной малолитражке пришлось готовить достойную замену.

Hanomag- это аббревиатура, полное название фирмы было по-немецки громоздким и тяжеловесным: Hannoverische Maschinenbau-Actien-Gesellschaft, в переводе - «Машиностроительное акционерное общество в Ганновере». Основал это предприятие еще в 1835 году некий Георг Эгесторф, и располагалось оно не в самом городе Ганновере, а рядом, в Линдене. Фирма выпускала главным образом железнодорожные локомотивы и кое-какой другой подвижной состав, поставляла свою продукцию не только на внутригерманский рынок, но и на экспорт - в Румынию, Болгарию, Финляндию.

Начало автомобилизации она проигнорировала, предпочитая заниматься тракторами, однако по окончании Первой мировой войны - на волне послевоенного кризиса - сумела предложить обедневшим и побежденным немцам достаточно надежное и общедоступное транспортное средство. Как-нибудь мы расскажем об этом одноцилиндровом автомобильчике поподробнее, он того заслуживает; здесь же ограничимся констатацией того факта, что он проложил компании дорогу в стан немецких автопромышленников - и надолго обеспечил ей достойное место среди них. Под конец двадцатых годов локомотивное производство было продано предприятию Henschel & Sohn в городе Касселе, а фирма Hanomag целиком сконцентрировалась на автомобилях.

Фирма гордо именовала свое изделие «кабрио-лимузином»; верх у машины и точно был убираю­щимся, но совсем не таким, как у других производителей. На фабричной эмблеме по-прежнему красовался уже снятый с производства автомобиль Kommissbrot. Места в моторном отсеке вполне хватило бы и для более крупного двигателя
Тесноватая кабина, спартанская отделка, минималистический приборный щиток, — даже часы на нем выглядят позднейшим дополнением. Бляшка с изображением святого Христофора, покровителя всех путников вообще и автомобилистов в частности, почему-то надписана по-французски, а не по-немецки
Тесноватая кабина, спартанская отделка, минималистический приборный щиток, — даже часы на нем выглядят позднейшим дополнением. Бляшка с изображением святого Христофора, покровителя всех путников вообще и автомобилистов в частности, почему-то надписана по-французски, а не по-немецки
Тесноватая кабина, спартанская отделка, минималистический приборный щиток, — даже часы на нем выглядят позднейшим дополнением. Бляшка с изображением святого Христофора, покровителя всех путников вообще и автомобилистов в частности, почему-то надписана по-французски, а не по-немецки
0 / 0

Крохотный и примитивный автомобильчик, официально носивший обозначение Typ 2/10 PS, выпускался до 1928 года (и разошелся за четыре года на производстве в 15775 экземплярах). А когда его выпуск был наконец свернут, фирма выставила на рынок машину более совершенную и более современную, с четырьмя цилиндрами под капотом, - она представлена на наших иллюстрациях. Она уже ни у кого не вызывала никаких «хлебобулочных» ассоциаций, - это был настоящий автомобиль, прочный и выносливый, только маленький.

Новая модель носила индекс 3/16 PS и, соответственно, имела 16-сильный мотор. (Немецкое сокращение «PS» соответствует нашему «л.с.».) 750-кубовый моторчик более не прятался стыдливо за спинками сидений, - он бы туда и не поместился, - но занимал свое законное место в передней части шасси. Легкая (625 кг) машинка разгонялась с таким двигателем до вполне достойных 75 км/ч, а экземпляры, дооборудованные нагнетателем фирмы Roots (были и такие!), ходили еще быстрее. Первоначально автомобили поставляли только в исполнении «кабриолимузин», как на этих страницах, но впоследствии добавились и закрытые кузова. Потребители с энтузиазмом встретили ганноверскую новинку, но разразившийся через год после ее дебюта экономический кризис существенно ограничил спрос - и остро нуждающаяся в средствах фирма угодила под контроль сталелитейного треста Vereinigte Stahlwerke, получив в результате последовавшей вскоре реорганизации новое имя: Hanomag Automobil und Schlepperbau GmbH, то есть «ООО Автотракторный завод Hanomag».

Подфарников на машине нет; вместо них - характерные «траффикаторы», сигналы поворота с выкидным светящимся флажком, управлявшиеся с водительского места изогнутой ручкой над приборным щитком. Стоп-сигналы, напротив, имеются, их целых две штуки, - по одному с каждой стороны. Фары головного света смонтированы прямо на передних крыльях
Подфарников на машине нет; вместо них - характерные «траффикаторы», сигналы поворота с выкидным светящимся флажком, управлявшиеся с водительского места изогнутой ручкой над приборным щитком. Стоп-сигналы, напротив, имеются, их целых две штуки, - по одному с каждой стороны. Фары головного света смонтированы прямо на передних крыльях
Подфарников на машине нет; вместо них - характерные «траффикаторы», сигналы поворота с выкидным светящимся флажком, управлявшиеся с водительского места изогнутой ручкой над приборным щитком. Стоп-сигналы, напротив, имеются, их целых две штуки, - по одному с каждой стороны. Фары головного света смонтированы прямо на передних крыльях
0 / 0

Выпуск автомобилей в результате всех этих пертурбаций, впрочем, не прекратился, а напротив, расширился. Уже в 1931 году модель 3/16 уступила место еще более современному автомобилю Garant с двигателем объемом 1,1 лит­ра, затем к нему добавился полуторалитровый автомобиль Rekord, далее последовали модели Kurier и Sturm, - и так продолжалось до самого 1941 года, когда производство легковых машин было свернуто в угоду заказам вермахта. Предпринятая после войны - в 1951 году - попытка вернуться на рынок с машиной Partner, оборудованной двухтактным трехцилиндровым мотором, успеха не возымела, и изрядно потрепанное вой­ной предприятие переключилось на выпуск дорожно-строительной техники. Сейчас оно входит в транснациональную группу компаний Komatsu - и зовется Komatsu Hanomag GmbH. Но никаких автомобилей уже не выпускает.

Заводская табличка под капотом лаконична и информативна.

В задней части машины предусмотрено «тещино место» - откидное дополнительное сиденье; там же обитают домкрат и заводная ручка, «кривой стартер». Если дополнительных пассажиров не предвидится, это пространство может использоваться как багажник; тогда матерчатый клапан в мягкой крыше можно опустить и пристегнуть, чтобы не хлопал и не бился на встречном ветру
В задней части машины предусмотрено «тещино место» - откидное дополнительное сиденье; там же обитают домкрат и заводная ручка, «кривой стартер». Если дополнительных пассажиров не предвидится, это пространство может использоваться как багажник; тогда матерчатый клапан в мягкой крыше можно опустить и пристегнуть, чтобы не хлопал и не бился на встречном ветру
В задней части машины предусмотрено «тещино место» - откидное дополнительное сиденье; там же обитают домкрат и заводная ручка, «кривой стартер». Если дополнительных пассажиров не предвидится, это пространство может использоваться как багажник; тогда матерчатый клапан в мягкой крыше можно опустить и пристегнуть, чтобы не хлопал и не бился на встречном ветру
В задней части машины предусмотрено «тещино место» - откидное дополнительное сиденье; там же обитают домкрат и заводная ручка, «кривой стартер». Если дополнительных пассажиров не предвидится, это пространство может использоваться как багажник; тогда матерчатый клапан в мягкой крыше можно опустить и пристегнуть, чтобы не хлопал и не бился на встречном ветру
0 / 0