Андрей Хрисанфов о марке Pontiac Star Chief Convertible 1955 года

Андрей Хрисанфов о марке Pontiac Star Chief Convertible 1955 года
Кунсткамера | АР №24 2011
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

«Бедный «Понтиак»!..»

А. С. Яковлев «Записки авиаконструктора», М., 1961, стр. 196

Знаменитый авиаконструктор жалел в своих воспоминаниях совершенно конкретную машину - ту, на которой ему пришлось ехать в эвакуацию: «…до этого он знал только асфальтированные улицы Москвы, заправлялся в хороших колонках, каждый день его мыли, полировали до блеска… а тут - путешествие по ступицу в грязи по рязанскому бездорожью… кремовый «Понтиак» стал черным от налипшей на него жидкой грязи…» А мы с вами, дорогие читатели, горестно вздохнем вслед всей автомобильной марке Pontiac, которая исчезла буквально вот только что, на наших с вами глазах. 25 ноября 2009 года с конвейера сошел самый последний автомобиль Pontiac.

За свою историю марка Pontiac уже дважды стояла на самом краю гибели. Сначала ее чуть не упразднили на пятом году сущест­вования, в начале тридцатых, - Великая депрессия спутала маркетологам General Motors все карты, разрушив тщательно выстраивавшуюся иерархию брендов, ту «лесенку», по которой покупатели автомобилей концерна должны были восходить по мере роста своего благосостояния от дешевых и общедоступных машин Chevrolet до эксклюзивных и дорогостоящих автомобилей Cadillac. В середине двадцатых годов минувшего столетия решено было сделать эту «лесенку» более пологой, добавив к уже существующим ступенькам дополнительные; именно так и возник Pontiac - в качестве промежуточного звена, облегчающего небогатым автомобилистам доступ в средний ценовой класс. На протяжении нескольких лет четыре из пяти марок, образовывавших линейку моделей корпорации GM, обзавелись «младшими братьями», призванными заполнять имеющиеся между ними ценовые зазоры. Но… грянул кризис 1929 года, и вся эта тщательно выстроенная конструкция оказалась не нужна никому: ни самой корпорации, ни тем более людям, которым автомобили новых марок начали было предлагать. Спохватившееся руководство концерна принялось переделывать структуру производственной программы заново - и сгоряча едва не отправило в небытие вместе с другими нововведенными брендами и Pontiac. К счастью, в тот раз все обошлось, в небытие отправился как раз таки Oakland, новую марку породивший, а Pontiac обрел с тех пор репутацию этакого «гадкого кукушонка» в семействе General Motors, который вытеснил из корпоративного «гнезда» старый уважаемый бренд и сам занял его место.

«Star Chief» означает «звездный вождь». Именник еще не наносился на борта машины, он проставлялся только внутри салона, на передней панели. Шестиламповый радиоприемник не входил в стандартную комплектацию, а поставлялся вместе с телескопической антенной за особую плату. Хорошо заметная ниже радиошкалы личинка замка принадлежит перчаточному ящику; он располагался под приемником и по желанию покупателя мог снабжаться лампой внутренней подсветки
«Star Chief» означает «звездный вождь». Именник еще не наносился на борта машины, он проставлялся только внутри салона, на передней панели. Шестиламповый радиоприемник не входил в стандартную комплектацию, а поставлялся вместе с телескопической антенной за особую плату. Хорошо заметная ниже радиошкалы личинка замка принадлежит перчаточному ящику; он располагался под приемником и по желанию покупателя мог снабжаться лампой внутренней подсветки
0 / 0

Помимо приемника на автомобиле много других аксессуаров — и дополнительные «клыки» на переднем бампере с поперечиной между ними, и подсвечиваемое изнутри накапотное украшение (помесь традиционной головы индийского вождя с ультрасовременным реактивным самолетом), и часы на приборной панели, и плафон освещения подкапотного пространства на случай ночных поломок, и такой же плафон в багажнике, и декоративные щитки задних колесных вырезов. Даже наружные зеркала заднего вида считались дополнительным оборудованием

Второй раз тучи сгустились на горизонте уже в послевоенный период, - марку посчитали скучной, «стариковской», лишенной привлекательности у наиболее перспективных покупательских групп и в силу этого ненужной. Восьмицилиндровый рядный мотор был, строго говоря, не «в струе» новейших веяний, автомобилестроение Штатов в массовом порядке переходило на V-образные силовые агрегаты, да и унификация по кузову с менее дорогими автомобилями Chevrolet яркой индивидуальности автомобилю отнюдь не добавляла: до индивидуализированного хвостового завершения додумались лишь к сезону 1953 года, а до того, если не брать в расчет блестящего декора передней облицовки, машины Pontiac и Chevrolet выглядели в общем одинаково. Но уже к середине пятидесятых кардинально улучшился дизайн, появился вполне современный верхнеклапанный V8 (в связи с чем стали значительно лучше ходовые параметры); в 1957 году на модели Bonneville была опробована система впрыска топлива, еще пару лет спустя автомобили Pontiac обрели свою знаменитую «расширенную колею» - и очень скоро от «стариковского» имиджа не осталось даже и следа. Машины Pontiac стали считаться спортивными, и довольно много лет за ними эта лестная репутация сохранялась. Пронесло и на этот раз.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан