Никита Гудков рассказывает о радиостанциях CB в автомобилях

Фото: Никита Гудков | Степан Шумахер

Полночь, Московская кольцевая автодорога. Позади тысяча километров из другой страны, а до дома - всего минут десять. И вдруг оживает радиоэфир: «Ребята, кольцевую у Рублевки перекрывают!» На ближайшей развязке ухожу в объезд - и почти без опоздания падаю на вожделенную подушку. Не будь в машине радиостанции - маяться бы мне неизвестно сколько.

Поставить в машину рацию гражданского диапазона (англ. Citizen Band, CB, или просто «си-би») я решил полгода назад, когда увидел леденящее душу видео «Америка без тормозов». Кто пропустил, найдите в интернете! На трассе Уфа-Челябинск американский тягач с отказавшими тормозами выскакивает на встречную полосу и крушит легковушки, несколько человек погибают. Но перед этим водитель тягача успевает крикнуть в эфир: «Ребята, с горы «америка» без тормозов!» Встречные дальнобойщики принимают правее и остаются невредимыми. Остальные не знали.

СВ-радиостанция необязательно должна быть стационарной - есть и пара переносных моделей. С помощью переходника, устанавливаемого на место батарейного блока, Alan 42 и его модификации подсоединяются к автомобильному питанию и внешней антенне. Правда, «портативки» недешевы - они стоят около четырех тысяч рублей

СВ-радиостанциямиоснащено большинство магистральных грузовиков. Исключение - разве что «убитые» КАМАЗы из южных регионов. Все рации работают с амплитудной модуляцией (АМ) инастроены на одну частоту - 27.135 МГц (это 15-й канал частотной сетки С, принятой в России). Общение идет постоянно: водители сообщают о полицейских патрулях, крупных ямах или пьяных на обочине.

Столь ценная информация привлекает и водителей легковушек. На трассе всегда можно заметить машины с длинными антеннами на крыше или черными «прутками» длиной около полуметра - все они «в канале».

Автомобильная радиосвязь на «гражданских» частотах коротковолнового диапазона зародилась в США, а пик популярности пришелся на 70-е годы прошлого века. Мобильников еще не было и в помине, зато автомобилей и пробок - полно. Да и общаться охота! Хотя бы для того, чтобы оставаться в тонусе. Наши читатели со стажем наверняка помнят рассказ Федора Лапшина об автомобильном путешествии по США. Что только ребята не делали, чтобы не задремать на нудных хайвеях! Лапшин даже лил себе на макушку питьевую воду... Тогда мы не взяли с собой радиостанции. Кстати, в Америке СВ-рации входили в списки заводских опций вплоть до 90-х годов!

В России «си-бишки» появились в начале 90-х. Поначалу возможность общаться без цензуры, да еще бесплатно, приводила советских людей в шок. Вот как описывал свои впечатления Михаил Подорожанский (АР №5, 1993): «Еще не имея навыков работы в эфире, я все же пару раз, часто извиняясь, решил встрять. Закончилось это тем, что через 10-15 минут мне предложили срочно купить или обменять на нефть вагон шоколада, обернуть под хорошие премиальные «безнал» в «нал»... В общем, первый день обладания радиостанцией закончился тем, что подъехав к дому около десяти вечера, я поднялся в квартиру в начале третьего ночи».

Однако бума СВ-связи у нас не случилось - многим уже стали доступны мобильные телефоны, и даже отмена обязательной регистрации радиостанций выходной мощностью до 10 Вт, произошедшая в октябре 2011 года, практически не повлияла на количество абонентов. «Последние несколько лет спрос на оборудование только уменьшается, хотя и медленно», - сказали мне представители одного из старейших продавцов СВ-техники, компании Ассоциация 27.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи