Когда переобуваться? Часть вторая: испытания на снегу и льду
Снова осень — и снова жаркие споры о том, когда нужно менять летние шины на зимние. Одни считают, что пора ехать на шиномонтаж, когда среднесуточная температура опустилась до нуля, другие предпочитают дождаться минуса или даже первого снега. Наглядные различия в поведении автомобиля на летних и зимних шинах при разных температурах мы уже показывали год назад, но тогда под колесами был сухой асфальт. Теперь же проведем эксперимент в более жестких условиях — на снегу и льду.
И обязательно оставьте свои контакты (специальная форма в конце материала), чтобы получить промокод на повышенный кэшбэк 20% при покупке зимних шин Cordiant.
Казалось бы, езда на летних покрышках по снегу и тем более по льду опасна, однако наша реальность такова, что многие автовладельцы затягивают с переобуванием до последнего. Потом, как всегда внезапно, выпадает снег — и наступает день жестянщика. Множество аварий и так должно наглядно показать необходимость заблаговременной смены шин, но почему-то из года в год все происходит по одному и тому же сценарию. Мы же продемонстрируем это с помощью инструментальных замеров.
Для проведения эксперимента мы взяли популярный кроссовер Haval Jolion — и два комплекта шин Cordiant одинаковой размерности 225/55 R18. Это зимние шипованные Snow Cross 2 SUV и летние Gravity SUV.
Cordiant Snow Cross 2 SUV
Размерность: 225/55 R18 (доступны 19 типоразмеров от 205/70 R15 до 265/60 R18)
Индекс скорости: Т (190 км/ч)
Индекс грузоподъемности: 102 (850 кг)
Глубина рисунка протектора: 9,75 мм
Твердость резины протектора: 49 единиц по Шору
Количество шипов: 132 шт.
Выступание шипов: от 0,9 до 2,2 мм
Шипованные шины Cordiant Snow Cross 2 вышли на рынок в 2018 году и сейчас являются одними из самых популярных среди российских автомобилистов. Особенно в глубинке, где агрессивный направленный рисунок протектора позволяет уверенно передвигаться по заснеженным и обледенелым дорогам. Шипы SPIKE-COR TRI, равномерно распределенные по площади протектора, образуют 18 продольных линий, а в каждый момент времени в пятне контакта с дорогой находится не менее 10 шипов, что обеспечивает высокий уровень сцепления на льду.
Cordiant Gravity SUV
Размерность: 225/55 R18 (доступны 13 типоразмеров от 205/65 R16 до 235/60 R18)
Индекс скорости: Н (210 км/ч)
Индекс грузоподъемности: 102 (850 кг)
Глубина рисунка протектора: 7,9 мм
Твердость резины протектора: 69 единиц по Шору
Первые летние шины Cordiant, у которых версия SUV отличается от легковой рисунком протектора: он разработан в RnD-центре компании специально для российских условий эксплуатации. В протекторе использована оптимизированная смесь с большим содержанием высокоактивного техуглерода для увеличения ходимости без ущерба для других свойств шины. Глубина рисунка протектора больше на 12% относительно предыдущей модели, что увеличивает ресурс покрышки в среднем на один сезон.
Оба комплекта шин сбортированы на одинаковые легкосплавные диски, проведена тщательная балансировка (максимальная масса грузиков на одной стороне обода не превысила 70 граммов) и обкатка в щадящих условиях. В рамках эксперимента будем оценивать тормозной путь автомобиля на льду и укатанном снегу, первую часть проводим при температуре –7оС. Чтобы поймать желаемые условия, работу начинаем в шесть утра.
На льду тормозить решили не с привычной «сотни», а с 50 км/ч. Во-первых, никто в здравом уме не будет лететь с большей скоростью по такому покрытию (тем более на летних покрышках). А во-вторых, тормозной путь со 100 км/ч на льду все равно будет примерно как у товарного поезда.
Первая серия заездов — на шипах. Замедление достаточно уверенное, тормозной путь прогнозируем, управляемость машины вполне надежна. Средняя величина тормозного пути после нескольких попыток — 49,6 метра.
После установки летних шин тормозной путь машины вырос до 87,2 метра. Почти вдвое больше, чем на шипах! Момент остановки вообще не прогнозировался. Даже на скорости около 10 км/ч кроссовер продолжал катиться бесконечно долго, и не было ясности, когда же это закончится. Управляемость тоже заметно осложнилась. От микронеровностей на льду машина начинала менять траекторию, ее приходилось прецизионно корректировать рулем. Словом, ничего хорошего.
Теперь тормозим на снегу при тех же –7оС. Скорость начала торможения взяли более высокую — 80 км/ч. Средний тормозной путь на шипах составил 54,6 метра, а поведение машины оказалось надежным и прогнозируемым. Результат на летних шинах — 87 метров: нет ни уверенного замедления, ни надежной устойчивости на снежном покрытии.
Следующий цикл замеров уже днем — при околонулевой температуре. Шипованные шины на льду показали заметно более слабый результат, чем морозным утром. Средний тормозной путь с 50 км/ч — 62,2 метра. Мягкий лед и водяная пленка на его поверхности сделали свое дело.
Средний тормозной путь на летних покрышках вырос до бесконечных 97,5 метра! Замедление в момент нажатия на педаль тормоза оказалось таким низким, что никак не соответствовало ожиданиям водителя, а субъективно даже воспринималось как ускорение. Очень неприятное ощущение! Вдобавок значительно снизилась устойчивость, и на всем протяжении тормозного пути автомобиль приходилось усиленно корректировать. Он норовил то развернуться, то уплыть в сторону с нужной полосы движения из-за нехватки сцепных свойств шин в поперечном направлении.
В заключение при околонулевой температуре провели цикл замеров на плотном снегу. Тут уже никаких откровений не произошло. Средний тормозной путь на шипах — 59,2 метра. Ну а летние шины позволили остановиться через 94,9 метра. При этом поведение машины напоминало то, что происходило на льду. Разве что без склонности к развороту.
Вывод из этих испытаний однозначный: если в межсезонье уже появляется неиллюзорная вероятность попасть на снежное или ледовое покрытие, то летние покрышки вообще не вариант. Возможности адекватно замедляться вы будете лишены. А ведь способность остановиться в нужное время и в нужном месте — одна из важнейших для автомобиля. Так что повторим известную аксиому: переобуваться с «лета» на «зиму» следует заблаговременно! И если в вашем регионе покрытые льдом дороги — норма, берите шипованные шины. Или фрикционные покрышки, если живете в городе и ездите в основном по асфальту.
Заполните расположенную ниже форму. При покупке зимних шин Cordiant вместе с гарантированной уверенностью на любых дорогах вы получите и ощутимую выгоду — повышенный кэшбэк 20% (более подробные условия смотрите на сайте https://cashback.cordiant.ru).