Битурбийон. Километры и часы за рулем кроссовера Bentley Bentayga
Время — драгоценность. Лучше всего об этом знают те, кто заказал кроссовер Bentley Bentayga в комплекте с салонным хронометром Breitling Mulliner Tourbillon — в золотом корпусе, с восемью бриллиантами и сложнейшим механизмом турбийон, который нивелирует влияние земного притяжения на точность хода. Сейчас на «брейтлингах» время кроссоверов. И пока оно работает на Bentley.
На первую встречу в альпийский Кицбюэль меня доставил Mulsanne. На фоне антикварного собрания в его интерьере салон кроссовера — зал политеха, где фамильные дефлекторы, манетки, кожа и шпон лишь наивные сокровища минувшего века. Дух Bentley теперь оцифрован, анимирован и переселен в мультимедийную систему со съемными пассажирскими планшетами. Зато если укомплектовать Бентайгу всеми передовыми опциями, в том числе и «брейтлингами», то цена подскочит до полумиллиона евро!
Самый, самый, самый... Фирменный буклет гипнотизирует пассажами в превосходной степени, но, вообще-то, 630-сильный Mercedes-AMG G 65 мощнее и дороже — минимум 272 тысячи евро, — тогда как базовая Bentayga тянет «всего» на 175 тысяч или 17 млн рублей. А кроссоверу Porsche Cayenne Turbo S хватает 570 лошадиных сил, чтобы набирать 100 км/ч за те же 4,1 секунды, что и Bentley. Кстати, и Cayenne, и Бентайгу разрабатывали под началом Вольфганга Дюрхаймера: нынешний шеф отделений Bugatti и Bentley в годы работы главным инженером Porsche был ответственным за разработку Кайена первого поколения.
Люди из Bentley прошлой осенью признавались мне, что самым сложным оказалось понять истинные эстетические вкусы целевой аудитории. Я до сих пор не уверен, что это удалось. Может, и неспроста Дирка ван Брекеля, автора концепт-кара EXP 9 F, показанного в 2012 году, тогда быстренько проводили из Англии на новую должность, а перекраивать дизайн позвали другого бельгийца, Люка Донкервольке из подразделения Seat?
Концепт-кар EXP 9 F был длиннобазнее, шире и выше, чем исходные Volkswagen Touareg и Audi Q7. Дождавшись модульной ингольштадтской платформы MLB Evo, серийный кроссовер похудел, расстояние между осями сократилось до 2994 мм — как у нового Q7. По габаритам выигрыш у Audi лишь считанные сантиметры, а в самом нижнем «погрузочном» положении пневмоподвески Bentayga, как и Q7, напоминает обычный универсал.
Кстати, проект с обозначением BY673, под которым Bentayga известен в Крю, подразумевает общую технику не только с новым Q7: будущие Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne тоже соплатформенники. У Bentley похожий комбинированный кузов из стали и алюминия, но — с уникальными передними крыльями, выполненными методом горячей штамповки, что позволило добиться особой точности граней. Это первый Bentley, кузовное производство для которого расположено за пределами Великобритании: на общефольксвагеновском заводе в Братиславе, где до кучи собирают еще и Volkswagen up! Но ради бейджика «Made in England» остовы будущих британских кроссоверов тут же отправляют автовозами в Крю: 1800 км через всю Европу и Ла-Манш, четыре грузовика в день, 90 кузовов в неделю.
Самолюбие британцев утешается тем, что разработка и производство двигателей 6.0 W12 два года назад перенесено из Германии в Англию, и теперь Bentley будет поставлять эти агрегаты для Audi и VW, а не наоборот. Пневмоподвеска, восьмиступенчатый «автомат» ZF, полный привод с дифференциалом Torsen — те же, что и на Q7, но именно новый шестилитровый битурбомотор разводит Bentley и Audi по разным полюсам драйва.
Умопомрачительная тяга! Хотя и не взрывная. Bentayga не беснуется и не срывает асфальт, как Mercedes-AMG или Porsche Cayenne Turbo, магия его разгона — в мгновенном, сверхъестественно легком переходе от покоя к перегрузке. С любой скорости, потому что от холостых и до отсечки максимальный крутящий момент не опускается ниже 500 Нм, а пиковые 900 Нм доступны уже с 1350 об/мин.
Акустический и вибрационный покой в салоне только усиливают ощущение паранормальности: Bentayga меняет 120 км/ч на 210 как аэробус эшелон, — не потревожив приветственного шампанского в бокалах пассажиров первого класса. Мотор слышен, но двойные стеклопакеты не пропускают в салон и половины той двенадцатицилиндровой симфонии, которая льется из широченных рупоров выхлопной системы.
При этом Bentayga — единственный на сегодня серийный кроссовер, который способен перешагнуть сакральную отметку 300 км/ч! Жаль, весенние австрийские Альпы для этого тесноваты. Да и штатные европейские всесезонные шины Pirelli Scorpion Verde 285/45 R21 ограничивают скорость на уровне 270 км/ч. Дальнейший разгон возможен — но только на страх, совесть и страховую франшизу водителя.
Вопреки моде здесь нет экорежима. Конечно, новый мотор W12 стал на 10% экономичнее и даже научился отключать половину цилиндров (на передачах выше третьей и в диапазоне ниже 3000 об/мин), но водитель этого заметить не в силах. И ни в одном из трех доступных модусов своего темперамента — Sport, Comfort или фирменный Bentley-режим — двигатель и «автомат» не расслабляются, сохраняя под педалью живой нерв связи. Правда, и в самой спортивной своей ипостаси Bentayga реагирует на газ не так резко, как, например, автомобили Porsche.
Сенсорный съемный пульт на основе смартфона немецкой компании Bury отвечает за климат-контроль на заднем диване и оснащен «штурманским» виджетом, который выводит на экранчик показания спидометра и термометра
По современным меркам палитра ездовых характеров необычно узкая: Bentayga всегда движется плотно, монолитно, увесисто. Спортивно? Однако Q7 уже доказал, что возможности платформы MLB намного шире и позволяют сочетать точность реакций с выдающейся плавностью хода: Audi умеет ехать по-авангардному свежо, по-легковому невесомо и мягко. А Bentley как будто стесняется позволить себе такое легкомыслие: дотошнее пересчитывает неровности и избыточно тяжелит руль.
Зато мало кто, кроме Bentley, умеет так строго держать себя в руках при поворотах. Груз luxury-атрибутов делает британский кроссовер как минимум на 370 кг тяжелее «ку-седьмого» с двигателем 3.0 TFSI, а полная масса составляет 3250 кг. Но активные электромеханические стабилизаторы, которые приводятся в действие 48-вольтовыми электромоторами, способны развивать момент в 1200 Нм, принудительно скручивая прутки стабилизаторов в противоположных направлениях, чтобы удерживать кузов горизонтально. Тоже своего рода турбийон, нивелирующий инерцию и земное притяжение во имя точности хода.
На бездорожье стабилизаторы полностью размыкаются и обеспечивают кроссоверу немалый полный ход подвески, 225 мм, который вкупе с максимальным клиренсом в 245 мм обещает наделить Bentley неплохой геометрической проходимостью. Хотя вездеходных подвигов ждать не стоит: передний и задний дифференциалы свободные, межосевой Torsen — с «мягкой» блокировкой. А опционный пакет All Terrain за 415 тысяч рублей — это лишь четыре электронных алгоритма. С которыми, как уверяют разработчики-англичане, Bentayga умеет взбираться на дюны, чего требовали клиенты с Ближнего Востока.
На заднем диване не просторнее, чем в седанах бизнес-класса: ступням уже тесновато. Варианта с увеличенным расстоянием между осями пока не предвидится, а для представительских нужд есть индивидуальные задние кресла: их можно сдвинуть назад за счет уменьшения багажника. Который тут не в приоритете: в пятиместной версии он вмещает 484 л, а в четырехместной — всего 431 л. Хотя все равно появится еще и семиместная модификация — ее просит американский рынок.
И вообще, Бентайгу просят. По словам Дюрхаймера, у среднестатистического клиента Bentley в гараже восемь машин (а у тех, кто покупает Bugatti, — 84 автомобиля, три самолета и яхта). Почему бы не взять в коллекцию еще и первый «внедорожный Bentley»? Ведь Rolls-Royce, Aston Martin и Lamborghini только готовят свои кроссоверы — они появятся через пару лет.
А пока время работает на Bentley: весь тираж на 2016 год уже раскуплен. В Россию при этом отправятся около 300 машин. Англичане недавно подняли ежегодный план производства с 3500 до пяти—шести тысяч кроссоверов: это половина от общего нынешнего объема продаж Bentley. Уже известно, что кроме модификации 6.0 W12 появятся «заряженный» Speed, базовый вариант с бензиновой «восьмеркой» 4.0 TFSI, гибрид, относительно демократичный дизельный кроссовер c мотором от Audi SQ7 4.0 TDI и даже Bentayga-купе, которое, не исключено, будет востребовано еще больше универсала.
Все это потребует пересмотра и общей производственной программы за весь цикл жизни, который первоначально составлял всего 40 тысяч машин (для сравнения, Porsche Cayenne за один год расходится 80-тысячным тиражом). И очевидно, что Bentayga неизбежно станет наиболее прибыльным Bentley в истории.
А что с ним будет потом? Ведь, с другой стороны, Bentayga так же неизбежно утратит статус «самого-самого», оставшись просто самым массовым Bentley. Со всеми сопутствующими нюансами: вспомним, сколько на вторичном рынке стоят некогда «самые-самые» купе и седаны семейства Continental.
А отсюда нехитрый вывод: если несколько сотен тысяч евро на luxury-кроссовер не просто каприз, а еще и взвешенная инвестиция, то выбирать нужно Bentley c часиками Breitling. Потому что, даже если время кроссоверов пройдет, бриллианты — навсегда.
Паспортные данные | |
---|---|
Автомобиль | Bentley Bentayga |
Тип кузова | универсал |
Число мест | 5/4* |
Размеры, мм | |
длина | 5140 |
ширина | 2224 |
высота | 1742 |
колесная база | 2995 |
колея передняя/задняя | 1689/1693 |
Объем багажника, л | 484/431* |
Снаряженная масса, кг | 2440 |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным и распределенным впрыском |
Расположение | спереди продольно |
Число и расположение цилиндров | 12, W-образно |
Рабочий объем, см3 | 5950 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 84,0/89,5 |
Степень сжатия | 10,5:1 |
Число клапанов | 48 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 608/447/5000—6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 900/1350—4500 |
Трансмиссия | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный c дифференциалом повышенного трения Torsen |
Рулевое управление | шестерня-рейка с электроусилителем |
Передняя подвеска | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рчагах |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, многорычажная |
Шины | 285/45 R21 |
Максимальная скорость, км/ч | 301** |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 4,1 |
Расход топлива, л/100 км | |
смешанный цикл | 13,1 |
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл | 296 |
Емкость топливного бака, л | 85 |
Топливо | бензин АИ-98 |
* Для версий с раздельными креслами второго ряда | |
** Для автомобиля, оснащенного летними шинами 285/40 R22 |