Илья Хлебушкин поездил по Трансильвании на обновленном кроссовере Renault Duster

Фото: Илья Хлебушкин | компания Renault

Вот уже третий год в моей семье живет полноприводный Renault Duster с мотором 1.6 — тот самый, что когда-то преодолел марафон ускоренных ресурсных испытаний Авторевю. И теперь пора подыскивать ему замену. Поэтому в Румынию на знакомство с обновленным Дастером я полетел еще и с личным интересом.

В Трансильвании обновленные Дастеры со значком Дачии давно не в новинку: рестайлинговые машины выпускаются в Румынии с 2013 года. Кстати, наружная кузовная штамповка прежняя. Фасеточные, словно глаза мухи, фары с секциями ходовых огней и задние фонари с имитирующими диоды зигзагами габаритных огней, возможно, удастся установить и на нынешний Duster. 


Сугубо практический смысл, правда, есть только в новой облицовке переднего бампера с более мелкоячеистой и прочной решеткой: прежняя страдала от камней сама и не спасала радиатор.

Жаль, не изменили форму пластиковой облицовки порогов: эти «балконы» по-прежнему собирают килограммы грязи, и у ваших брюк нет ни единого шанса остаться чистыми. А еще зря не зачернили пленкой стойки дверей, как сделано у братца Nissan Terrano.

Видите пластиковые фальшпороги на фоне дороги после пары километров грунтовки? А они есть

Но главные изменения — в начинке. Причем вносились они с учетом мнений владельцев и журналистов, а в доводке успел поучаствовать наш бывший коллега Никита Гудков, нынче работающий инженером-испытателем в Renault.

Пытаюсь я, к примеру, привычным движением подцепить лючок бензобака — а он заперт! Мелочь? Но прежде приходилось возиться с отпиранием пробки и носить ее по заправке этаким пахучим брелоком. А теперь лючок по-человечески разблокируется рычажком из салона. С пятой двери исчезли аляповатые цветные наклейки, а в багажнике вместо примитивной шторки — полноценная двухсекционная жесткая полка с углублениями для мелочевки.

Крышка бензобака открывается без помощи ключа зажигания, а лючок снабжен замком, отпирающимся из салона
Крышка бензобака открывается без помощи ключа зажигания, а лючок снабжен замком, отпирающимся из салона
0 / 0

А помните мягкие и бесформенные передние кресла с чудаковатой регулировкой по высоте? Чтобы приподняться, приходилось держать рычажок и комично подпрыгивать! Новые сиденья производства той же компании Faurecia с более плотной набивкой, удлиненными спинкой и подушкой куда приятней: есть внятная боковая и поясничная поддержка, а высота меняется привычным рычажком «домкрата». Жаль, регулировки руля по вылету так и не появилось.

Кнопка клаксона теперь на руле, а не на подрулевом рычажке, а рядом с аварийкой — клавиша запирания дверей. Если ее нажимать дольше пяти секунд, активируется система автоматической блокировки замков при скорости выше 7 км/ч. Кнопки стеклоподъемников на всех дверях теперь подсвечены

Трехструйные форсунки омывателя заметно эффективней прежних, но главное — благодаря доработанной кинематике и разновеликим дворникам стала меньше непрочищенная «косынка» справа и исчез зигзаг на стыке секторов, генератор знаменитой логановской «сопли». Вдобавок ветровое стекло теперь — с едва заметными нитями обогрева (спасибо всеволожскому Форду, для которого Борский завод AGC когда-то освоил производство такого остекления). А вот щель между стеклом и кромкой крыши так и не закрыли уплотнителем — зимой там по-прежнему будет скрипеть скопившийся лед.

Увы, забыли и про штатную герметизацию капота. Готов поделиться опытом с инженерами Renault: устав оттирать двигатель и подкапотную электрику от залежей грязи, я давно приладил к кромке проема моторного отсека копеечный дверной уплотнитель от Газели. Встал как родной.

Про уплотнитель проема моторного отсека опять забыли — без него подкапотное пространство будет вечно грязным

Зато францу... Нет, не так: здесь, в местечке Титу под Бухарестом, во «вспомогательном» техцентре RTR (Renault Technologie Roumanie) трудятся инженеры из Франции, Румынии, Германии, России, Турции, Испании, Ирана и так далее. Интернационализм неспроста: ведь все автомобили на «логановской» платформе В0, в том числе и «наши» Дастеры, проходят в RTR «региональную» адаптацию для рынков своих стран. Поэтому у российских Дастеров более мощные аккумулятор, стартер и генератор, увеличенный бачок для омывайки, усиленная антикоррозионная обработка и своя программа управления двигателем.

В списке опций — камера заднего вида (не особо удобная из-за низко расположенного экрана и отсутствия динамических подсказок), круиз-контроль с управлением на руле и обновленная навигационная система, умеющая показывать пробки при помощи каналов RDS.

В горку комфортно трогаешься благодаря «противооткату» (эта система есть у всех версий), а от радаров и камер, коими изобилуют румынские дороги, меня страховал программируемый ограничитель скорости: дойдя до установленного предела, Duster «упирается» и продолжает разгон, только если продавить «ступеньку» педали газа.

А вишенка на торте — система дистанционного запуска двигателя Renault Start у бензиновых версий. Она активируется кнопкой на новом симпатичном ключе-брелоке (жаль, не со складным жалом), а при наличии медиасистемы можно запрограммировать время запуска и периодического включения мотора. И садиться зимой в прогретый салон, а летом — в охлажденный. Это и правда простак-Duster?

За дистанционный запуск двигателя с расстояния до 200 м отвечает отдельная кнопка на новом ключе. А через меню бортовой системы можно запрограммировать время автозапуска
За дистанционный запуск двигателя с расстояния до 200 м отвечает отдельная кнопка на новом ключе. А через меню бортовой системы можно запрограммировать время автозапуска
0 / 0

Хотел было я спросить инженеров, доработали ли неудачную систему вентиляции картера 102-сильного двигателя 1.6 серии K4M. А такого мотора в гамме больше нет! Вместо него — выпускаемый в Тольятти 114-сильный ниссановский двигатель Н4МК того же объема, который породнит Duster не только с десятком Ниссанов (включая модели Tiida, Qashqai, Sentra и Juke), но и с Ладой Вестой. В Румынию «базовых» машин с этим мотором не привезли: их производство еще только отлаживают, но Никита Гудков утверждает, что новый Duster 1.6 и с передним приводом и пятиступенчатой «механикой», и полноприводный с шестиступкой стал гораздо резвей.

Логановская приборная панель неплохо читается, но скупа на информацию и неудобна традиционно нечетной оцифровкой спидометра
У манеток климатики — более внятные алые указатели положения. Кнопка Eco по соседству с клавишей, отключающей систему стабилизации, притупляет реакции на газ
0 / 0

Прибавили в мощности и остальные моторы. Самый популярный двухлитровый из семейства F4R (с ним продана почти половина всех Дастеров), который делают во французском Клеоне, обзавелся фазовращателями на впуске и развивает 143 л.с. вместо 135 л.с., легче крутится и прибавил в эластичности — с коротко нарезанными шестью передачами «механики» динамики с ним хватает и в городе, и на трассе. Жаль, привод рычага по-прежнему не самый четкий, а сцепление «по-реношному» схватывает в самом верху.

Передние сиденья стали удобней. Тканевая обивка приятней «кожаной» в жару и лучше держит в поворотах

И вдвойне жаль, что никак не уйдет на покой пресловутый четырехступенчатый «автомат», который теперь носит индекс DP8. Неудивительно, что двухпедальные Дастеры выбирают лишь 14% покупателей: уверенно обгонять на трассе получается только в ручном режиме, выкручивая мотор до предела.

Задние сиденья с измененным каркасом больше не должны протирать обивку углом замка фиксации спинки. Ни спереди, ни сзади центральных подлокотников не появилось. На тоннеле пола — дополнительная 12-вольтовая розетка

Но «автоматический» двухлитровый Duster глянулся мне… на румынском бездорожье! В ручном режиме коробка держит первую передачу вплоть до 50 км/ч, а в режиме 4WD Lock система стабилизации при помощи АБС Bosch 9.0 эффективно справляется с диагональным вывешиванием: электроника берет бóльшую паузу, прежде чем распустить заблокированные колеса. А от фатального для коробки перегрева действительно спасает отдельный радиатор охлаждения — проверено.

Но себе бы я взял Duster с производящимся в Испании 110-сильным дизелем К9К — этот мотор разработан совместно с концерном Daimler. Прежний 90-сильный дизельный Duster не впечатлял динамикой даже на фоне бензинового 1600-кубового, а новый временами кажется не менее резвым, чем двухлитровый! Если не загонять стрелку тахометра выше 4000 об/мин, можно ехать почти как на «автомате» и в основном пользоваться на ходу лишь пятой и шестой передачами.

И на серпантинах дизельный Duster с более жесткой подвеской лучше. Настройки ходовой, к слову, ни у одной из версий не изменились — и это правильно. А с логановским рулем чуть притупился и главный врожденный минус — удары по ладоням от дорожных неровностей.

Вместо неказистой дерматиновой шторки в багажнике — прочная жесткая полка
Вместо неказистой дерматиновой шторки в багажнике — прочная жесткая полка
0 / 0

Вдобавок Duster стал заметно тише: изменены дверные уплотнители, доработана шумоизоляция салона и моторного щита. Так что первую скрипку в шумовом оркестре помимо свиста воздуха у стоек и лопухов зеркал после 100 км/ч стал играть не силовой агрегат, а не особо заметные прежде шины Amtel Cruise.

А главный сюрприз — в том, что обновленный Renault Duster не подорожал ни на копейку. Двухлитровая версия с «автоматом» и передним приводом отправлена в отставку: такую выбирали всего 4% покупателей. Базовый переднеприводный Authentique 1.6 с «механикой» стоит от 584 тысяч рублей, полноприводная версия оценивается минимум в 669 тысяч. Двухлитровый кроссовер стоит от 768 тысяч рублей, а с «автоматом» — от 806 тысяч. Наконец, за дизельный Duster нужно отдать от 793 тысяч рублей до 905 тысяч за самую дорогую версию Luxe Privilege.

Помогут ли Дастеру новые таланты и старые ценники? Ведь по итогам пяти месяцев этого года его продажи упали более чем в два раза, а превосходство над Шевроле Нивой перестало быть подавляющим (если в прошлом году было продано 76138 Renault против 43441 Chevrolet, то за пять месяцев нынешнего — 16860 против 11647 машин).

Одного потенциального покупателя я, пожалуй, знаю. Вот только попробую, так ли хорош новый мотор 1.6, как нахваливает его Гудков.

Паспортные данные
Автомобиль Renault Duster
Тип кузова пятидверный универсал пятидверный универсал
Число мест 5 5
Размеры, мм длина 4315 4315
ширина 1822 1822
высота 1695 1695
колесная база 2673 2673
колея спереди/сзади 1560/1567 1560/1567
Объем багажника, л 408/1570* 408/1570*
Дорожный просвет, мм 210 210
Снаряженная масса, кг 1370 —1395 (1394 —1420)** 1390 —1415
Полная масса, кг 1870 (1894) 1890
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 8
Рабочий объем, см3 1998 1461
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,7/893,0 76,0/80,5
Степень сжатия 11,1:1 15,2:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 143/105/5750 109/80/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 195/4000 240/1750
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая
(автоматическая, 4-ступенчатая)
механическая, 6-ступенчатая
Привод полный полный
Усилитель рулевого управления гидравлический электро-гидравлический
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные
Базовые шины 215/65 R16 215/65 R16
Максимальная скорость, км/ч 180 (174) 167
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,3 (11,5) 13,2
Расход топлива, л/100 км городской цикл 10,1 (11,3) 5,9
загородный цикл 6,5 (7,2) 5,0
смешанный цикл 7,8 (8,7) 5,3
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 177 (206) 140
Экологический класс Евро-5 Евро-5
Емкость топливного бака, л 50 50
Топливо бензин АИ 95 дизельное
* При установленных/сложенных задних сиденьях
** В скобках - данные для версии с автоматической коробкой передач

Текноложи Румани

Техцентр RTR, Renault Technologie Roumanie, компания Renault построила в местечке Титу под Бухарестом в 2010 году — в дополнение к своим основным исследовательским центрам во французских городках Обевуа и Ларди. Работают здесь 450 человек. Вдобавок к различным стендам, безэховой и климатической камерам в распоряжении инженеров есть любопытная лаборатория HIL (Hardware-in-the-Loop), где тестируется и корректируется «софт» электронных блоков управления двигателем и коробкой передач.

По сути, это несколько виртуальных симуляторов автомобилей (математические модели имитируют двигатель, коробку передач и весь остальной автомобиль) плюс реальные компоненты: например, форсунки, свечи зажигания, блок дроссельной заслонки. Зачем это нужно? Во-первых, виртуальные испытания быстрее и дешевле натурных. А во-вторых, проще и безопасней воспроизводить экстремальные условия вождения.

Но заканчивается доводка все-таки дорожными тестами: сразу за лабораторными корпусами обустроены треки общей протяженностью 32 километра, состоящие из десяти типов дорог (в том числе скоростной, гравийной, пылевого тоннеля, брусчатки и ванны с бродом). Мне все это напомнило качественно сделанную, но уменьшенную и облегченную версию Дмитровского автополигона: максимальная крутизна подъемов — щадящие 30%, а на кольце скоростной дороги длиной около четырех километров можно разгоняться максимум до 150 км/ч.

Рекомендованные статьи