Чудеса по-мерседесовски: новый А 200 на хорватских серпантинах

Фото: Юрий Ветров | компания Daimler AG

Новый Mercedes А 200 заставил меня на время стать героем Валентина Гафта из фильма «Чародеи» по сценарию Стругацких, завладевшим волшебной палочкой. «Хочу, чтоб открылась!» И замок двери покорно разблокируется. «Привет, Mercedes!» Это не просто вежливость, а команда активации голосового управления. «Что же еще пожелать-то? Хочу домой!» Навигация тут же прокладывает маршрут до Москвы из хорватского курортного городка Сплит, где проходила ездовая презентация. И такого прикладного волшебства в новом Мерседесе хоть отбавляй.

Сходство Мерседеса с ВП, волшебной палочкой у Стругацких, усиливает незатейливая внешность. Так и представляешь худсовет по А-классу по аналогии с научным советом в НУИНУ, Научном универсальном институте необыкновенных услуг.

— И кто же это… сотворил?

— Интересное решение. Демократично. Удобно.

— Честно говоря, мне виделось что-то более изящное... Но если возражений нет, то форма принимается.

Коэффициент лобового сопротивления Сх снижен с 0,27 до рекордных в классе 0,25 благодаря улучшенной аэродинамике колесных ниш и установке опционных активных жалюзи Airpanel (7600 рублей) за радиаторной решеткой, причем не только за верхней, как у предшественника, но и за нижней

С другой стороны, сколько бы ни бранили А-класс за отсутствие штутгартской породы, по прошествии лет выясняется, что все рассчитано точно. Магия вожделенной трехлучевой звезды вкупе с относительной доступностью действует безотказно: за 20 лет продано более трех миллионов «ашек»! Причем в ушедшем году А-семейство (в него Daimler традиционно включает еще и соплатформенные В-класс плюс седаны и универсалы CLA) с результатом 420 тысяч проданных автомобилей уверенно опередило «единички» и «двойки» BMW (в сумме 383 тысячи машин) и Audi A3 всех мастей (313,5 тысячи).

Линия остекления чуть опустилась, стойки кузова стали тоньше, а передние благодаря зеркалам на ножках еще и лишились массивных оснований. Теперь будет куда проще контролировать обстановку вокруг, особенно невысоким девушкам

Вдобавок в Мерседесе гордо рапортуют, что прошлое поколение А-класса с заводским индексом W176 порвало с имиджем бабушка-мобиля и совершило революцию: А-класс не только увеличил продажи, но и омолодил аудиторию Мерседеса на десять лет! Поэтому вектор движения тот же: больше никаких полувагонных компоновок, как у W168/169 с сэндвич-полом и оригинальными задними подвесками. Развитие — в том же «молодежном» направлении модульной платформы MFA, косвенно подтвержденное эволюционной сменой индекса с W176 на W177.

Сзади стало попросторнее в коленях и над головой. А девушка сидит так потому, что подушка короткая и низкая, как и в старом W176. Утапливаемые подголовники по-прежнему доступны лишь со стандартными креслами, а со «спортивными» (на фото) интегрированные здорово заслоняют обзор назад

Клиентам не нравился тесный салон? В Мерседесе на три сантиметра нарастили колесную базу и чуть добавили места вширь и ввысь. Стало попросторнее, а новая форма менее закругленного проема задней двери упростила вход-выход. Впрочем, на низком диване с короткой подушкой все равно тесновато. Да и багажник огромным не стал, хотя хвост отрос на добрые девять сантиметров — под жесткую полку теперь войдет 370 л вместо 341 л ранее.

По примеру BMW теперь у Мерседеса не просто лючок для лыж, а трехсекционные разрезные спинки, причем за них не надо доплачивать. Паспортный объем аккуратно отделанного отсека с двумя крючками для сумок вырос до 370 литров, и теперь А-класс на 10 л опережает «единичку» BMW и на столько же отстает от Audi A3. Электропривода пятой двери и докатки, увы, нет в списке опций

А вот желающих оказаться в водительском кресле прибавится наверняка. Попасть в этот таинственный и волнующий салон — как оказаться в сокровищнице. Поэтому первое, что я сделал, — включил с флешки «Пещеру горного короля» Эдварда Грига.

Чтобы салон А-класса был таким же, как на фото, надо начинать конфигурирование с версии Style за 1 млн 890 тысяч рублей

Передняя панель — как отвесная скала с водопадом огромного дисплея: гряда рифленых клавиш, приятно холодящих руку, и дефлекторы-турбинки. А уж если окажешься в тоннеле или просто на полутемном подземном паркинге, все это заиграет в лучах контурной подсветки так, что сравнение с Е-классом или новым Гелендвагеном не покажется кощунственным. Ведь демократичность внутри А-класса выдают разве что тоненькие подрулевые рычажки из недорогой пластмассы да невозможность заказать электропривод рулевой колонки.

Но все это прощаешь за MBUX, Mercedes-Benz User Experience. Это новая мультимедийка, разработанная совместно с компаниями NVIDIA и LG. И она круче, чем Comand в S-классе! Главное в ней даже не возможность свайпить вправо-влево и вверх-вниз или быстрый процессор и потрясающая графика, где на изображение с камеры переднего вида навигатор накладывает номера домов. И не отзывчивый тачскрин, превративший дублирующий опционный трекпад в атавизм. Важнее всего — искусственный интеллект! Именно благодаря ему MBUX может сама структурировать меню по частоте ваших запросов, самообучаться и выполнять не только стандартные команды, но и витиеватые вроде «Поставь музыку повеселее». А возможность быстро и четко управлять практически всем с голоса заставляет усомниться в полезности управления жестами в BMW.

MBUX поражает дружелюбием благодаря искусственному интеллекту. Но чтобы радость была полной, нужно доплатить 42 тысячи рублей за широкоформатный дисплей

Двигатели? Нас, россиян, не должны интересовать ни усовершенствованный дизель Renault (1,5 л, 116 л.с.) версии А 180 d, ни модернизированный бензиновый турбомотор Мерседеса А 250 (2,0 л, 224 л.с.), рассчитанный на использование с гибридным довеском. Ибо к нам в этом году привезут только А 200 с новейшим наддувным бензиновым мотором совместной разработки Мерседеса и Renault. При мощности 163 л.с. рабочий объем составляет даунсайзинговые 1,33 л. Хотя европейские автопроизводители, в частности Volkswagen-Audi, в связи с введением замеров выбросов углекислого газа и расхода топлива по новому циклу WLTC и процедуре RDE (Real Driving Emissions, «выбросы при реальном вождении») уже переходят на райтсайзинг — 1,5—1,8 л для такой мощности.

Отключаемые с помощью сдвижных кулачков распредвала второй и третий цилиндры, интегрированный в головку выпускной коллектор, высокая степень сжатия 10,6:1, работа на гомогенной смеси — новый бензиновый турбомотор М282, плод сотрудничества Мерседеса и Renault, точь-в-точь повторяет технические решения старого фольксвагеновского мотора 1.4 TSI ACT. Но рабочий объем меньше (1,33 вместо 1,4 л), степень форсировки выше (163 против 150 л.с.), а на стенках цилиндров особое покрытие Nanoslide и применен редкий пока на бензиновых двигателях фильтр твердых частиц

— Наш новый двигатель специально спроектирован под реальную, а не мнимую экономичность, — спокойно парируют мотористы Мерседеса. — Мы оптимизировали форму камеры сгорания, на стенках цилиндров особое покрытие Nanoslide для снижения трения, выпускной коллектор интегрирован в головку цилиндров, а при частичных нагрузках сдвижные кулачки распредвала отключают второй и третий цилиндры.

Семиступенчатый «робот» с двумя мокрыми сцеплениями на модификациях A 200 и А 180 d не мерседесовский, а марки Getrag. Новая коробка 7DCT300 изначально спроектирована под модульную стыковку с электродвигателями (у А-класса непременно будут гибридные варианты!) и рассчитана на крутящий момент до 300 Нм

В экономичность верю безоговорочно: в паре с семиступенчатой преселективной коробкой Getrag с мокрыми сцеплениями, рассчитанной на крутящий момент до 300 Нм (старый и более тяжелый преселектив собственной разработки под 350 Нм остался только у версии А 250), при напористой езде А 200 расходовал в среднем всего 8,4 л/100 км. Чему способствовал интеллигентно работающий старт-стоп и сама коробка, при каждом удобном случае переходившая в нейтраль. Но ни то ни другое не вызывало ни малейшего протеста! Союз мотора и преселектива прекрасен: хорошая тяга везде и всегда, без фирменной мерседесовской задумчивости.

Больше никаких «палочек» — капот удерживает газовый упор. Кстати, обратите внимание на отсутствие шубы звукоизоляции на капоте. Инженерный расчет показал, что двойной пластиковый короб на моторном щите, как на старших моделях (такой ранее на А-классе не применялся), и правильно подобранное лобовое стекло дают больший эффект: W177 существенно тише предшественника

Посетовать можно было разве что на звук, не такой сочный и напористый, как у прежнего 1.6. Но претензий к двухлитровому агрегату, на котором я все же факультативно прокатился, еще больше. На малых оборотах А 250 тарахтит аки дизель! Так что с нетерпением ждать его появления в России я вряд ли стану.

На большинстве российских А 200 сзади будет стоять H-образная балка. Многорычажка в комплекте с адаптивными амортизаторами — опция за 93 тысячи рублей. Доплата за заниженную на 15 мм жесткую спортподвеску Avantgarde — 27 тысяч. А увеличенный на 15 мм дорожный просвет обойдется всего в 9416 рублей

Мерседесовское MFA-шасси эволюционировало в сторону облегчения: поперечные рычаги передней подвески типа McPherson и поворотные кулаки теперь алюминиевые. А сзади на А 250, на будущих полноприводных модификациях (пока предлагается только передний привод), на всех машинах с адаптивными амортизаторами и/или колесами крупнее 18-дюймовых будет модернизированная многорычажка. Но на всех остальных версиях — простая скручивающаяся Н-образная балка!

В Мерседесе традиционно гордятся интенсивной программой доводочных испытаний, в сумме включавшей для А-класса 12 миллионов километров на четырех континентах

К счастью, она не превращает Mercedes в телегу, просто работает чуть шумнее и грубее. Но это заметят разве что задние пассажиры. Они же, кстати, будут и больше всех ворчать на ухабах, жалуясь на жесткие тычки. А водителя А 200 порадует по-европейски плотной, «мясистой» подвеской. Причем это в равной степени справедливо как для машин с пассивными амортизаторами, 18-дюймовыми колесами и балкой, так и для продвинутой версии с многорычажкой, 19-ми дисками и адаптивными стойками — я прокатился на обеих.

Одинаковы они и в части управляемости. Mercedes не стремится заигрывать с вами, как Jaguar, докручиваясь в каждом вираже, и не проявляет излишнего рвения на выпады рулем, как BMW. Нет, все благородно, с достоинством. Но при этом быстро и точно. А фирменный электромеханический кисель на руле можно сменить на искреннее, как исповедь, реактивное действие, просто кликнув клавишей Drive Select в Sport. Причем сам уровень усилия при этом не увеличится!

Новое слово Мерседеса в безопасности — функционирование системы контроля слепых зон в течение трех минут после остановки двигателя. Она может засечь даже велосипедиста, двигающегося быстрее 7 км/ч, и в случае опасности при открывании двери подаст звуковой сигнал

Осталось дождаться адаптированных для России версий, где подвеска по обыкновению будет задрана на 15 мм: со штатной европейской клиренс под полной нагрузкой составляет 110 мм, а в спортивном Avantgarde-варианте — 95 мм. А еще двигатель А 200 для нас дефорсируют до налогововыгодных 150 л.с., и фильтр твердых частиц наверняка ампутируют.

Двухрежимные радары спереди и сзади, стереокамера и парктроники (передние боковые с радиусом действия 4,5 м!) — полуавтопилотный арсенал А-класса такой же, как у флагмана! Доплата за пакет систем помощи водителю Plus — 179 тысяч рублей. Адаптивный круиз-контроль с единственным радаром втрое дешевле — 56427 рублей

Но главное потребительское качество вряд ли от этого пострадает. Сказать «Привет, Mercedes!» и помолодеть лет на десять — разве не об этом мечтают многие?

«Что же это получается, чудеса за наличный расчет? Во сколько же мне обойдется мое омоложение?»

Без козырька блики есть, но благодаря особому покрытию на дисплее они не особо мешают даже в солнечную погоду. А сконфигурировать виртуальные приборы можно как угодно!

По меркам компактных премиум-хэтчей не так уж и дорого. Начальная версия А 200 Comfort с двумя усеченными семидюймовыми экранами, тканевой обивкой, галогенными фарами, климат-контролем и 16-дюймовыми стальными колесами оценивается в 1 млн 720 тысяч рублей — на уровне таких машин, как BMW 118i и Audi A3 Sportback. За Style с кожзамом и легкосплавными колесами просят 1 млн 890 тысяч, а топ-версия Sport на 18-дюймовых колесах и со спортивными креслами обойдется в 2 млн 210 тысяч. Опций, как всегда, масса, и они недешевы. Например, камера заднего вида стоит 31500 рублей, а светодиодные фары — 78 тысяч.

Зато у любого Мерседеса, даже базового, будет волшебная палочка — мультимедийка MBUX. И с ней вы забудете и про Audi, и про BMW. Просто скажите: «Привет, Mercedes!»

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz A 200
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5
Объем багажника, л 370/1210
Снаряженная масса, кг 1300
Полная масса, кг 1885
Двигатель бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов 16
Степень сжатия 10,6:1
Рабочий объем, см³ 1332
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 163/120/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 250/1620
Коробка передач роботизированная, преселективная, 7-ступенчатая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска пружинная, полузависимая или многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Размерность базовых шин 205/60 R16
Максимальная скорость, км/ч 225
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,0 (-0,4 с)
Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл 5,2—5,6
Выбросы CO₂, г/км 120—128
Емкость топливного бака, л 43
Топливо бензин АИ-95

Фотобонус

Рекомендованные статьи