Мне нужно всего семнадцать секунд, чтобы открыть крышу кабриолета Opel Cascada, и…
Температура — плюс тринадцать, сквозь редкие облака ослепительно светит солнце, где-то внизу изумрудами искрятся средиземноморские волны. Мне нужно всего семнадцать секунд, чтобы открыть крышу кабриолета Opel Cascada, и… Холод собачий! Ветер снаружи едва не сшибает с ног. Так что SIDI и не высовывайся. Ведь Cascada — это первый Opel с новейшим турбомотором 1.6 семейства SIDI (Spark Ignition Direct Injection). У корпорации GM наконец-то появился малообъемный двигатель с непосредственным впрыском бензина. Но почему заявленная мощность на 10 л.с. меньше, чем у предшественника?
Положив ладонь на массивный интеркулер демонстрационного двигателя, инженер Мартин Феглер спокойно поясняет:
- Мощность для нас не так важна, как тяга на низких оборотах, экономичность и связанные с ней экологические показатели. В Европе все привыкли к характеру дизельных двигателей, и мы стремились привить их черты бензиновому агрегату.
Прежний 180-сильный мотор 1.6 с индексом А16LET на низах действительно не ехал, более-менее раскачиваясь только после 3000 об/мин. А SIDI - другой. Крошечный, диаметром с чашечку эспрессо, турбокомпрессор Honeywell уже к 1650 об/мин вдувает в коллектор воздух под давлением 1,9 бара. Короткий кивок рычага «механики» к первой передаче - и сцепление можно отпускать, не притрагиваясь к акселератору: тяги достаточно даже на холостых оборотах. В экспериментальных целях я попробовал так же тронуться и со второй - получилось!
Разгоняюсь до 60 км/ч и включаю шестую передачу. Стрелка тахометра провалилась на дно шкалы, мотор ворчит, но тащит тяжелую Каскаду без рывков и содроганий, а суфлер смены передач совсем не против такого насилия.
Дизельного характера в этом бензиновом моторе и впрямь достаточно, но положа руку на сердце - тяга не оглушает. Крутящий момент вырос лишь на 30Нм, но почти весь плотно упакован до 3200об/мин. Выходишь на обгон, утапливаешь педаль газа в пол, выводя мотор в режим Overboost, когда давление наддува повышается до 2,3 бара, а крутящий момент до 280 Нм, но... Ничего не происходит! Двигатель уже выложился на низах, а теперь тянет спустя рукава.
Под такой характер мотора просится трансмиссия покороче: сейчас на второй передаче можно набрать 105 км/ч, а на третьей стрелка спидометра уверенно уходит за 130 км/ч. Так что Cascada, как и трехдверка Astra GTC, тоже страдает бензиновой сердечной недостаточностью. Не едет она на 170 л.с.! Зато «ест» аж 12 л/100 км. Каким же будет расход бензина у форсированной версии, которая появится уже в этом году? Среди других грядущих новшеств - роботизированная трансмиссия и турбомотор 1.4 с непосредственным впрыском топлива, который заменит нынешние двигатели аналогичного объема.
Двухлитровый битурбодизель (195 л.с., 400 Нм) наверняка хорош, но таких кабриолетов на презентации не было - да и в России их не будет. Более того, под вопросом и само появление Каскады! Маркетологи прощупывают рынок: говорят, что при цене в полтора миллиона рублей кабриолет готовы купить часть нынешних владельцев хэтчбеков Astra GTC.
Везите, друзья, непременно везите к нам Каскаду. Красота-то какая! Клиновидный силуэт, по-каймановски вплавленный в крышку багажника серебристый клинок - и никаких «жировых складок» на подтянутой округлой корме. Крыша ведь теперь не жесткая, а мягкая тканевая!
Это семь лет назад, когда появился кабриолет Astra Twin Top, «тряпка» сильно проигрывала в комфорте. Сейчас разница в уровне шума - всего три-пять процентов. При этом весит мягкий верх 50кг, вдвое меньше жесткой крыши, а еще он на четверть дешевле, чем она. Поставщик, кстати, не изменился - это фирма CTS (Car Top Systems), работающая еще с марками Audi и Porsche.
Cтрого говоря, Cascada - не преемница Астры, а реинкарнация более крупных опелевских кабриолетов вроде моделей Rekord и Kapitän. Но их открытые версии были штучным товаром сторонних кузовных ателье, а Cascada собирается на заводе GM в польском городе Гливице. И она на семь сантиметров длиннее кабриолета Audi A5! Задние места не номинальные - на променад могут отправиться даже четверо крупных мужчин. Как бы странно это ни выглядело.
Удобная клавиша привода крыши традиционно размещена на центральном тоннеле. Механизм работает вплоть до 50 км/ч, хотя в исследовательских целях инженеры пробовали «открыться» и при 90 км/ч: говорят, получилось. Гидросистема с давлением 167 бар «отстреливает» телескопические кронштейны крышки багажника, и под негромкий шум трех пар гидроцилиндров «капюшон» улетает за спину. Спустя семнадцать секунд багажник вновь закрывается, а если подержать клавишу нажатой еще семь секунд, поднимутся все четыре окна.
Без ветрозащитного экрана дует уже на городских скоростях. Ледяной сквозняк хозяйничает между креслами, а руки спасаются обогревом руля. На голове - ветреный беспорядок. Вообще если ваш рост выше 180-182 см, то что с экраном, что без него нужно надевать головной убор, если хотите сохранить прическу. Абсолютного покоя, как, например, в кабриолете Peugeot 308 СС, здесь нет. Даже с установленным экраном я включаю не вентиляцию кресла, а его обогрев - и жалею, что нет «воздушного шарфа»: отдельного воздуховода, подающего тепло в район подголовника.
Досадно. Ведь в остальном Cascada продумана до мелочей - вроде сервопривода ремня безопасности или автоматически отъезжающего переднего кресла, стоит только откинуть его спинку.
А еще тут отменное шасси. По оценке фирменных испытателей, Cascada и комфортнее, чем Audi A5 Cabriolet, и лучше по управляемости. Залог - жесткий кузов, усиленный в традиционных «кабриолетных» местах. Здесь мощные передние стойки, широкие пороги, а днище «прошито» ромбиками из труб-усилителей, будто джемпер с традиционным шотландским узором Аргайл. Точных цифр немцы не раскрыли, но сказали, что кузов на 41% жестче прежнего на кручение и на 27% на изгиб. А особенно, мол, важна для кабриолетов разница между частотами резонансных колебаний на кручение и на изгиб. Хорошо, если она больше двух герц. Так вот, согласно заводским измерениям, у Каскады эта разница - три герца, у Audi A5 - полтора.
Сохранив схемы подвесок от трехдверной Астры (спереди - стойки McPherson с разнесенными поворотными кулаками, сзади - скручивающаяся балка с механизмом Уатта), Cascada получила оригинальные калибровки. Мехатронное шасси FlexRide исправно мутирует в зависимости от выбранного режима. Расслабляется в комфортной позиции Tour, позволяя рулю вращаться почти без сопротивления, а красивому телу кабриолета - покачиваться на редких волнах. Крепчает в промежуточном положении - и окончательно собирается в режиме Sport. Конечно, чудес не бывает - реакции на действия рулем не столь быстры и точны, как у трехдверки. Но других проблем нет! Никакого ощущения «пластилинового» кузова или неожиданных вибраций неподрессоренных масс. Легкую дрожь рамки лобового стекла можно заметить, только положив на нее ладонь. Cascada подойдет не только для спокойных дефиле по вечерним набережным!
Вопрос: выберут ли ее те, кто обычно именно так начинает свой вечер? Маркетологи GM гордятся, что Cascada заняла вакантное место относительно доступного автомобиля в сегменте среднеразмерных кабриолетов. Там сейчас представлены только премиумные марки - BMW, Mercedes, Audi… Например, в Германии открытый Opel на двадцать тысяч евро (!) дешевле соперников из «большой немецкой тройки». Он даже чуть доступнее, чем компактный Volkswagen EOS! И при этом вряд ли уступит конкурентам в ездовых свойствах. И пусть для этих автомобилей они вторичны - здесь как раз имя красит человека, а точнее, марка его автомобиля. Но с такой ценой Opel привносит в стройные премиум-ряды толику непосредственности.
Открытой непосредственности.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Opel Cascada | |||
Модификация | 1.4 Turbo | 1.6 SIDI | 2.0 BiTurbo CDTI | |
Тип кузова | двухдверный кабриолет | двухдверный кабриолет | двухдверный кабриолет | |
Число мест | 4 | 4 | 4 | |
Размеры, мм | длина | 4696 | 4696 | 4696 |
ширина | 1839 | 1839 | 1839 | |
высота | 1443 | 1443 | 1443 | |
колесная база | 2695 | 2695 | 2695 | |
колея спереди/сзади | 1587/1587 | 1587/1587 | 1587/1587 | |
Объем багажника, л | 280/380* | 280/380* | 280/380* | |
Снаряженная масса, кг | 1626 | 1658 | 1741 | |
Полная масса, кг | 2110 | 2140 | 2215 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | дизельный, с турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1362 | 1598 | 1956 | |
Степень сжатия | 9,5:1 | 10,5:1 | 16,5:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 140/103/4900-6000 | 170/125/6000 | 195/143/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 200/1850-4900 | 260/1650-3200 | 400/1750-2500 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson, с отдельными поворотными кулаками | независимая, пружинная, McPherson, с отдельными поворотными кулаками | независимая, пружинная, McPherson, с отдельными поворотными кулаками | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Максимальная скорость, км/ч | 207 | 222 (217)** | 230 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10,9 | 9,6 (9,9) | 9,4 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 7,8 | 8,0 (9,3) | 6,3 |
загородный цикл | 5,4 | 5,3 (5,9) | 4,6 | |
смешанный цикл | 6,3 | 6,3 (7,2) | 5,2 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 148 | 148 (168) | 138 |
Емкость топливного бака, л | 56 | 56 | 56 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | дизельное | |
* С поднятой/опущенной крышей ** В скобках - данные для версий с автоматической коробкой передач |
Со стороны
Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ
Cascada - это первый среднеразмерный кабриолет, который компания Opel разработала самостоятельно и будет выпускать на собственном заводе в Польше. Но открытые машины с двумя полноценными рядами сидений все же были в модельном ряду Опеля - однако их мелкосерийным производством занимались сторонние компании.
Еще в 1934 году компания Glaser в Дрездене начала выпуск двухдверных кабриолетов на базе новейшей модели Opel 6. Автомобили оснащались рядной двухлитровой «шестеркой» мощностью 36л.с. В 1937 году аналогичную модификацию предложили и для модернизированной модели Opel Super 6 с двигателем 2.5 (55 л.с.). Открытые версии тогда стоили почти на треть дороже базовых закрытых машин.
В 1938 году на смену Суперу пришел Opel Kapitän - с новым несущим кузовом вместо прежней рамной конструкции и агрегатами от прежней модели. С исчезновением рамы изготовление кабриолетов усложнилось, но фирма Glaser все же предложила покупателям открытую четырехместную версию, а компания Hebmuller из Вюльфрата собирала двухместные модификации. Но до войны удалось выпустить менее 250 открытых Капитанов.
После войны Opel массово выпускал «кабриоседаны» (с цельными боковинами и сдвижной мягкой крышей) на базе компактной и дешевой модели Olympia, но дорогие среднеразмерные кабриолеты в разрушенной Германии были не нужны. Лишь в 1953 году компания Autenrieth в Дармштадте изготовила пять открытых Капитанов для полицейского эскорта во время визита английской королевы Елизаветы в Германию.
В конце пятидесятых эта же фирма штучно выпускала кабриолеты на базе моделей Opel Olympia Rekord, а в 1961 и 1962 годах ею было построено двадцать открытых двухдверок Opel Rekord P2, которые стоили почти вдвое дороже базовой закрытой модели и имели куцые задние места.
С появлением в 1963 году новой модели Rekord A за изготовление кабриолетов на ее базе взялась компания Karl Deutsch в Кельне. Двухдверки длиной 4,5 м с полноценным вторым рядом оснащали «четверками» 1.7 (60 л.с.) и «шестерками» 2.6 (100 л.с.), но цены по-прежнему кусались - столько же стоил пятиметровый седан Opel Kapitän с шестицилиндровым мотором и «автоматом». Открытые Рекорды разных поколений предлагались вплоть до начала семидесятых.
После почти десятилетнего перерыва за «обескрышивание» Опелей взялась фирма Keinath из Ройтлингена. В 1983 году была показана модель KC3 на базе среднеразмерного седана Ascona C, а через год появился Keinath KC5 - открытая версия трехдверного купе Opel Monza длиной 4,7 м. Переделке в кабриолет подвергся даже более поздний Opel Senator B, но все эти автомобили были штучными и конвертировались из серийных машин вручную.
Тем временем в 1987 году в продажу поступил Opel Kadett E Cabriolet. Двухдверка длиной 4 м стала первым массовым кабриолетом компании (выпущено 55 тысяч машин), хотя и ее производство опелевцы заказали на стороне - в итальянской фирме Bertone. Там же выпускались кабриолеты на базе хэтчбеков Opel Astra двух первых поколений. Но купе-кабриолет Opel Astra TwinTop образца 2006 года немцы выпускали самостоятельно на заводе в бельгийском Антверпене. Машина длиной 4,5 м (на 200 мм длиннее предшественницы и на столько же короче Каскады) оснащалась трехсекционной крышей фирмы Car Top Systems и выпускалась до 2010 года.