Панамеризация: универсал и супергибрид Porsche Panamera в руках Леонида Голованова
— Да вы знаете, какой шум от этого трека, как он нам мешает? И ради чего? Это же просто развлечение для богачей!
Правы протестующие канадцы: конечно, Porsche Panamera — это не просто транспортное средство, а дорогая игрушка. Особенно в топовой гибридной версии. А с кузовом универсал — еще и красивая.
С какой радостью в советские времена вцепился бы в этих канадских пенсионеров любой наш журналист-международник! Вот он, жестокий мир чистогана: безбашенные толстосумы гоняют в свое удовольствие, а на права простых канадцев им плевать.
— Вы-то ладно, ваши машины тихие. А когда здесь ездят прототипы с моторами V8, пальба на весь округ!
И не лень им тащиться сюда каждое утро из своей деревушки за пять километров. С другой стороны, а что еще делать на пенсии в этой глуши? Только трясти хипповской стариной! Знай стучи в барабан да демонстрируй всем проезжающим плакаты «Скажи да тишине» или «Гоночный трек слишком громкий». Тем более что всем местным это нравится: каждый гудит и приветственно машет.
Как бы не снесли этот самый Vancouver Island Motorsport Circuit...
Канада вообще напоминает цитадель победившего социализма, а уж сонный остров Ванкувер, что к западу от одноименного города, и подавно. Население возрастное, живут скромно, ездят на стареньких недорогих машинах. Остерегаются пум и медведей, которые здесь не редкость. Наслаждаются видами: горы и холмы, поросшие густым лесом, живописные фьорды, как в Норвегии, величественные долины, как в Шотландии. И среди этой заповедной тишины вдруг — бац! — роскошный современный трек.
Правда, короткий, длиной всего 2,3 км. Зато он единственный в Канаде круглогодичный — спасибо мягкому ванкуверскому климату. Трехмерный, с перепадами высот. С очень интересными виражами. И, братцы, как волшебно здесь едет Panamera Turbo S E-Hybrid!
Да, я по-прежнему считаю гибридомобилизм мертворожденным явлением. Но есть одна компания, способная примирить меня с совершенно бессмысленной идеей всегда возить с собой несколько центнеров электротехники ради экономии пары литров бензина.
Забавно, что ничего нового в Штутгарте не придумали — ни технически, ни маркетологически. Ведь это Lexus первым стал продавать свою гибридную начинку тем, кто привык брать самое дорогое: хотите топовый LS — берите 600h, альтернативы нет. И вот теперь немцы идут по тому же пути: самая мощная Panamera — гибридная!
Среди шести вариантов силовых установок в панамеровской линейке есть и «обычная» Panamera 4 E-Hybrid, где 136-сильный электромотор спарен с битурбомотором V6. В сумме они дают 462 л.с. и 700 Нм — неплохо, верно? Забавно, что эта же «шестерка» на версии Panamera 4S развивает 440 л.с., но для гибрида ее дефорсировали до 330 сил. Ибо негоже, чтобы Panamera 4 E-Hybrid конкурировала со старшей восьмицилиндровой версией Panamera Turbo, четырехлитровый битурбомотор которой выдает 550 л.с. и 770 Нм.
Топ-версия Panamera Turbo S E-Hybrid. Мотор V8 4.0 с двумя турбокомпрессорами в развале блока цилиндров (давление наддува до 2,0 бара) автоматическим сцеплением соединен с электродвигателем, встроенным в восьмиступенчатый «робот» PDK: когда оно разомкнуто, гибрид едет только на электротяге. Литий-ионная батарея Samsung емкостью 14,1 кВт·ч имеет жидкостное охлаждение и расположена под полом багажника. За левым задним крылом пристроен стандартный или бортовой инвертор мощностью 3,6 кВт, который позволит пополнить батарею от 220-вольтовой сети за шесть часов, или опционный на 7,3 кВт. Шасси мехатронное — пневмоподвеска, полный привод с муфтой подключения передка, а длиннобазная версия Executive в стандарте оснащается системой подруливания задних колес
А на вершине теперь — Turbo S E-Hybrid. То есть Turbo с наддувной «восьмеркой», к которой добавлен тот же самый гибридный электроагрегат. Плюс 136 сил и 400 Нм — и получаем... Нет, не 1170 ньютон-метров. Хотя полка максимального крутящего момента электромотора длится до 2300 об/мин, а «восьмерка», которую душить не стали, выходит на свое плато чуть раньше, с 1960 об/мин. Но суммарную тягу во время этого перекрытия может не выдержать «робот» PDK. Поэтому электронное ограничение — на уровне 850 Нм.
Зато суммарная мощность — честные 680 сил. А главное — как все это настроено.
Конечно, инструктор впереди тормозил слишком рано, чтобы не доводить нас до греха. Но было видно, что его Porsche 911 Turbo S часто едет на пределе. А оторваться не может!
Газ — и немедленный подхват электромотора. Особый, специфический, непохожий на действие турбонаддува. Благодаря этому вообще не чувствуешь турболага — я так и не узнал, есть ли он вообще у этой «восьмерки». Ускорение волшебное, а шасси... Слушайте, эта штука весит две тонны триста, а поворачивает легче, чем мой Lancer Evolution!
Не знаю, какой вклад сюда вносят электромеханические стабилизаторы поперечной устойчивости, система управления вектором тяги PTV+ или задние подруливающие колеса. Не разобрать, особенно в трековой горячке: этот мехатронный сгусток высокопрочных сталей и легких алюминиевых сплавов живет, дышит, мыслит гоночной трассой, подстраиваясь под нее, как единое целое. Только что ты продолжал разгон по длинной правой скоростной дуге сразу после старт-финишной прямой, удивляясь той спокойной устойчивости, с которой Panamera опирается на левое переднее колесо. Но вот началась секция медленных техничных связок — и куда девалась эта типично немецкая недостаточная поворачиваемость, заточенная под Нордшляйфе? Передком Porsche будет скользить, только если ты сам уж слишком сильно ошибся и перекрутил баранку. Да и то электроника мягко сделает все сама: подтормозит, потом дождется, когда горе-гонщик все же распустит руль, и постепенно уберет ограничение тяги.
А главное — ты вообще не чувствуешь пресловутой гибридности. Точно таким же был гиперкар Porsche 918 Spyder, на котором я ездил около двух лет тому назад. И именно на тех наработках по «девятьсот восемнадцатому» и базируется Panamera Turbo S E-Hybrid.
Впрочем, обычная Panamera 4 E-Hybrid, на которой я возвращался в Викторию, столицу острова Ванкувер, тоже хороша. Сперва ты наслаждаешься глубоким тембром V-образной «шестерки», но, когда движение на островных дорогах сгущается, тебе уже хочется тишины. А уж когда на подступах к городу начинаются пробки...
И здесь ты щелкаешь кругляшом на руле — и двигатель умолкает. Катишь в полной тишине, как на электромобиле. Причем если батарея заряжена полностью, то так можно будет преодолеть около 50 километров со скоростью до 140 км/ч.
Да, это не Tesla. Но и запас хода тоже не тесловский: на 80-литровом баке с реальным расходом около 10 л/100 км можно махнуть из Штутгарта во Флоренцию. И не надо искать по пути никаких станций — ни заправочных, ни зарядных.
А для чего нужна Panamera, как не для подобного «большого туризма»?
Точнее, для Sport Turismo. Потому что гибридная Panamera, на которой я возвращался с ванкуверского трека, носит полное название Panamera 4 E-Hybrid Sport Turismo. Это универсал!
Красиво? Универсал Sport Turismo на 40 кг тяжелее лифтбека и всего на 70 тысяч рублей дороже — от 6 млн 670 тысяч за базовую версию Panamera 4. А цены на Turbo начинаются с 10 млн
Зачем он нужен, если есть лифтбек?
Разница в объеме багажников мизерная: всего 25 литров под шторкой. Правда, если сложить задние кресла, то универсал станет вместительнее на 86 литров. И это уже что-то: возможно, в него войдет еще пара ящиков вина с той тосканской винодельни, куда давно нужно съездить, чтобы пополнить коллекцию.
Практичность? Относительная: по объему багажника универсал уступает, например, лифтбеку Skoda Rapid. Посадочную формулу немцы обозначают как «4+1», но за доплату можно выбрать два раздельных задних кресла
А, например, колонки? Да, qui pro quo, а вшивый про баню: какой аудиоманьяк устоит перед соблазном взять послушать домой новую акустику? Конечно, мой Slonov Sound в Porsche не влезет, уж больно басовая секция массивная. Но какой-нибудь Tannoy Kensington или B&W 803 — вполне.
У универсала тоже есть активный задний спойлер — в самом агрессивном из трех положений он помогает снижать разгрузку задней оси примерно на 50 кг и научен адаптироваться к изменяющейся аэродинамике при открывании люка в крыше
Тем более что новая панамерская установка Burmester мне не глянулась. Да, «цифровые» усилители в сумме теперь выдают почти полтора киловатта, а вместо 16 динамиков их 21. Например, вдобавок к прежним ленточным пищалкам впереди в верхней части стоек лобового стекла смонтированы две обычные — для имитации объемного звучания в новомодном формате Auro-3D.
Но по своему опыту я знаю, что Auro-фонограммы звучат хорошо, только если записаны честно, на 11 каналов. Таких в мире кот наплакал! А обычную музыку новый Burmester воспроизводит не так ярко, как раньше. Не так сочно, не так естественно...
Ладно, хорошая аудиосистема пусть стоит дома. Хотя в те 400—500 тысяч рублей, что просят за Burmester для Porsche, увы, не уложишься.
Дисплеи и маркие сенсорные панели, которые забавно зудят под пальцем при нажатии, — дыхание времени. Но вернуть бы прежние кнопки...
Я, кстати, поймал себя на мысли, что грущу по прежнему интерьеру: внутри «первая» Panamera с ее россыпью кнопок в стиле телефонов Vertu мне нравилась больше. Но снаружи новая однозначно лучше прежней. Особенно универсал. Стоило чуть изменить заднюю часть — и полная смена образа! Это уже не гламуромобиль для маргинально-криминальных элементов, а элегантное средство передвижения рачительного хозяина, который заработал свои миллионы явно собственным трудом.
А уж если это E-Hybrid Sport Turismo, то владелец еще и экологически сознательный. Одна беда: у гибридной версии багажник на 95 литров меньше. И топовой силовой установкой универсал не оснащается.
А как было бы классно — длиннобазная Panamera Turbo S E-Hybrid Sport Turismo Executive! Ну и с какой-нибудь революционной батареей, чтобы багажный отсек не занимала. Мощнейшая, полноприводная, бесшумная на электрическом ходу, быстрейшая в спортрежиме... Мечта! Залил полный бак, посадил домочадцев — и в пробег по винодельням. По дороге серпантины: жена молчаливо терпит, друзья сзади визжат от восторга. А обратно, конечно, катишь уже степенно, позвякивая ценным грузом. В городах — на электротяге.
И это говорю я, гибридоненавистник? Просто какая-то полимеризация сознания. Вернее, панамеризация.
Паспортные данные | |
---|---|
Автомобиль | Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid/Executive |
Тип кузова | пятидверный лифтбек |
Размеры, мм | |
длина | 5049/5199 |
ширина | 1937 |
высота | 1427 |
колесная база | 2950/3100 |
колея спереди/сзади | 1657/1637 |
Объем багажника, л | 405—1245*/405—1395* |
Снаряженная масса, кг | 2310/2410 |
Полная масса, кг | 2795/2885 |
Двигатель внутреннего сгорания | бензиновый, с непосредственным впрыском и битурбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно |
Рабочий объем, см³ | 3996 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/86,0 |
Степень сжатия | 10,1:1 |
Число клапанов | 32 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 550/404/5750—6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 770/1960—4500 |
Тяговый электромотор | синхронный, с постоянными магнитами |
Расположение электромотора | между ДВС и коробкой передач |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 136/100/2800 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 400/100—2300 |
Макс. мощность системы, л.с./кВт/об/мин | 680/500/5750—6500 |
Макс. крутящий момент системы, Нм/об/мин | 850/1400—5500 |
Тяговый аккумулятор | литий-ионный |
Расположение аккумулятора | под полом багажника |
Напряжение, В | 382 |
Емкость, кВт∙ч | 14,1 |
Коробка передач | роботизированная, преселективная, 8-ступенчатая |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес |
Передняя подвеска | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, многорычажная |
Размерность шин | 275/35 R21 спереди, 325/30 R21 сзади |
Максимальная скорость, км/ч | 310 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 3,4/3,5 |
Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км | 2,9/2,9 |
Выбросы CO₂, смешанный цикл, г/км | 66/66 |
Емкость топливного бака, л | 80 |
Топливо | бензин АИ-98 |
* Со сложенными задними сиденьями |
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Porsche Panamera 4 Sport Turismo | Porsche Panamera 4S Sport Turismo | Porsche Panamera E-Hybrid Sport Turismo | Porsche Panamera Turbo Sport Turismo |
Тип кузова | пятидверный универсал | пятидверный универсал | пятидверный универсал | пятидверный универсал |
Размеры, мм | ||||
длина | 5049 | 5049 | 5049 | 5049 |
ширина | 1937 | 1937 | 1937 | 1937 |
высота | 1428 | 1428 | 1428 | 1432 |
колесная база | 2950 | 2950 | 2950 | 2950 |
колея спереди/сзади | 1671/1651 | 1671/1651 | 1671/1651 | 1657/1639 |
Объем багажника, л | 520—1390* | 520—1390* | 425—1295* | 520—1390* |
Снаряженная масса, кг | 1880 | 1915 | 2190 | 2035 |
Полная масса, кг | 2550 | 2615 | 2810 | 2690 |
Двигатель внутреннего сгорания | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском и битурбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском и битурбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском и битурбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 6, V-образно | 6, V-образно | 8, V-образно |
Рабочий объем, см³ | 2995 | 2894 | 2894 | 3996 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 84,5/89,0 | 84,5/86,0 | 84,5/86,0 | 86,0/86,0 |
Степень сжатия | 11,2:1 | 10,5:1 | 10,5:1 | 10,1:1 |
Число клапанов | 24 | 24 | 24 | 32 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 330/243/5400—6400 | 440/324/5650—6600 | 330/243/5250—6500 | 550/404/5750—6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 450/1340—4900 | 550/1750—5500 | 450/1750—5000 | 770/1960—4500 |
Тяговый электромотор | — | — | синхронный, с постоянными магнитами | — |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | — | — | 136/100/2800 | — |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | — | — | 400/100—2300 | — |
Макс. мощность системы, л.с./кВт/об/мин | — | — | 462/340/6000 | — |
Макс. крутящий момент системы, Нм/об/мин | — | — | 700/1100—4500 | — |
Коробка передач | роботизированная, преселективная, 8-ступенчатая | роботизированная, преселективная, 8-ступенчатая | роботизированная, преселективная, 8-ступенчатая | роботизированная, преселективная, 8-ступенчатая |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес | полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах | независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Размерность шин | 265/45 R19 спереди, 295/40 R19 сзади | 265/45 R19 спереди, 295/40 R19 сзади | 265/45 R19 спереди, 295/40 R19 сзади | 275/45 R20 спереди, 315/35 R20 сзади |
Максимальная скорость, км/ч | 259 | 286 | 275 | 304 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 5,3 | 4,2 | 4,6 | 3,6 |
Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км | 7,9 | 8,3 | 2,5 | 9,5 |
Выбросы CO₂, смешанный цикл, г/км | 180 | 189 | 56 | 217 |
Емкость топливного бака, л | 75 (90**) | 75 (90**) | 80 | 90 |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-98 | бензин АИ-98 | бензин АИ-98 |
* Со сложенными задними сиденьями | ||||
* Устанавливается за доплату |