Юрий Ветров искал разницу между купе Мерседеса С-класса и соплатформенным седаном

Фото: компания Daimler AG | Юрий Ветров

Если расширить этимологию слова «купе», предположив, что в основе - французский глагол couper, «резать», то формально новый Mercedes - вполне себе Coupe: крыша ниже на 41 мм, а хвост, пусть всего на миллиметр, но тоже короче. На глаз, понятно, не заметишь. А когда я вышел из отеля в центре Севильи, мне и вовсе показалось, что парковка заставлена седанами!

Подошел ближе - и облегченно вздохнул: дверей все-таки две.

Может, отыщутся и другие отличия?

А ведь каков был шанс! Mercedes мог утереть нос Audi еще четыре года назад: представь штутгартцы двухдверку первой в С-классовой линейке - и она появилась бы на несколько месяцев раньше купе Audi A5! Но смелые импровизации - это не по-мерседесовски. Четкий план, расписанные до мелочей стратегия и тактика: сначала на рынок выводится самый продаваемый седан, затем универсал, и только после - купе. Даже псевдоспортивный хэтчбек CLC, сработанный на базе предыдущей «цешки» W203, появился лишь в 2008 году, на год позже «вагена 204», суть новой «цешки». Трехдверка CLC за свой короткий жизненный цикл лавров не снискала, и теперь ее меняют на купе.

Судя по эскизам, крыша у купе должна была быть существенно ниже. Но этому воспрепятствовали компоновщики: раз двухдверка четырехместная, то сзади должны более-менее комфортно помещаться люди среднего роста

Если у Audi A5 и BMW E92 нет ни одной внешней кузовной детали, общей с соплатформенными четырехдверками, то С-class Coupe, или С204 по заводской классификации, унифицирован с седаном от переднего бампера до двери на все сто! Экономия? Прицел на консервативную целевую аудиторию? На подобные вопросы у мерседесовцев всегда наготове фраза, что, мол, у нашего С-класса с самого начала было два лица: «гражданское» в версии Elegance и «спортивное» в версии Avantgarde.

Я заглянул в салон - и понял, что существенных отличий нет и здесь.

- Их и не должно быть! - отрезал главный мерседесовский интерьерщик Роберт Лесник. - Мы сознательно не хотели «разводить» купе и седан по разным углам.

Отличий от седана не сыскать! Низкий потолок и дверная обивка с более тривиальным расположением кнопок электростеклоподъемников не в счет

Удобными креслами с купе поделился кабриолет Е-класса
Для прохода на заднее сиденье проем достаточно велик, но переднее сиденье с электроприводом отъезжает долгие восемь секунд. Так что можно сэкономить — «механика» работает легко и четко
0 / 0

Да-да, это тот самый Лесник, что создал «шестой» Passat и забияку Scirocco! Два года назад его коллега по Фольксвагену Гордон Вагенер стал шеф-дизайнером Мерседеса - и призвал Лесника к себе. Разумеется, приложить руку к внешности и интерьеру нынешнего купе Роберт не успел - дизайн «заморозили» еще до его прихода, так что настоящий мерседесовский дебют Лесника состоится только через пару лет, с выходом нового S-класса. И немудрено, что к двухдверке он относится, как к падчерице, с прохладцей.

Заниженная крыша сократила простор не только над головой пассажиров, но и на 8 мм уменьшила пространство для ног при неизменной колесной базе - из-за иного расположения заднего сиденья. Так что простора на двухместном диване без среднего подлокотника оказалось не больше, чем в Audi A5: при моих 176 см зазор от макушки до потолка был не более двух сантиметров, а от коленей до переднего кресла при посадке «сам за собой» - около десяти. Больший наклон спинки, кстати, «съел» у багажника 25 литров. С точки зрения канонов жанра - потеря, конечно, невелика: купе - не для грузопассажирских перевозок. Подтверждает это и полное отсутствие поручней сзади. Если водителю захочется «отжечь», то седокам на галерке придется хвататься за спинки передних кресел. «Отжечь» мне точно захочется, поэтому назад я никого сажать не буду.

Для связи со всемирной паутиной Command Online использует GPRS. И пусть главную страницу сайта Авторевю он загружал аж пять минут, но ведь загрузил!

Чтобы сделать купе практичным, за доплату предлагаются несимметричные спинки, откидываемые удобными ручками прямо из багажника. Лаз в грузовой отсек — как у седана!

Линейка двигателей по сравнению с седанами сокращена: начальных дизельных версий C 180 CDI (120 л.с.) и C 200 CDI (136 л.с.) у купе не будет. Но будут более мощные модификации того же турбодизеля объемом 2,2 л: 170 л.с. (С 220 CDI) и 204 л.с. (C 250 CDI). А из бензиновой когорты убрана версия C 200 (184 л.с.). У россиян выбор будет еще меньше: только один дизель (170 л.с.) и бензиновая «турбочетверка» объемом 1.8 в двух вариантах форсировки - 156 л.с. (С 180) и 204 л.с. (С 250). Модификацию С 350 российский импортер исключил, то ли страхуясь от внутримарочной конкуренции с большим купе Е-класса, то ли опасаясь проблемы совместимости нашего бензина с новым атмосферником М276 мощностью 306 л.с. с непосредственным впрыском.

Все машины в Севилье были с семиступенчатыми «автоматами», хотя для четырехцилиндровых двигателей в «базе» предлагается и шестиступенчатая «механика».

Я решил начать с самого слабенького. Низкая посадка в свободном кресле (валики боковой поддержки расставлены широко) - точь-в-точь как в седане. А вот за ремнем тут придется тянуться. В отличие от двухдверной «трешки» BMW, механического швейцара, услужливо подающего ремень, здесь нет. Пока я плутал по городским улочкам, заметил только отличия в обзорности: средняя стойка не маячит, когда проверяешь слепую зону, а вот высокая кромка заднего стекла вкупе с неубираемыми подголовниками ухудшает контроль за тем, что происходит сзади.

Для поклажи — аж 450 литров. Всего на 25 литров меньше, чем у четырехдверки

Миниатюрным пассажирам тут хорошо: высокая спинка, глубокая формовка «ложемента» и подстаканники прямо под рукой. Недостает разве что центрального подлокотника и поручней. Но те, чей рост за метр восемьдесят, будут упираться головой в потолок

Двигатель неплохо ладит с коробкой - надо лишь перевести последнюю в спортивный режим. А иначе тяга «автомата» к высшим передачам и вялость турбомотора на «низах» оставят впечатление, что сиеста начинается не после обеда, а после завтрака: от момента нажатия на педаль и до начала внятного ускорения проходит более полутора секунд! Но если отказаться от пагубной московской привычки «быть впереди планеты всей», управляя немецкими машинами, то оказывается, что небольшого запаса мощности вполне достаточно, а коробка не досаждает дерганьем и рывками. Истинно мерседесовское благородство.

Оно же - и в совершенно не купейном уровне комфорта. Тишина, как в старинном парке. Только двигатель, как сторожевой пес, изредка порыкивает мембраной на впуске.

Из-за огромного дверного проема купе «по определению» уязвимее седана при боковом ударе. Поэтому прибавка 25—40 кг у двухдверки частично обусловлена усилением боковин: в Мерседесе не любят компромиссы в вопросах пассивной безопасности

О том, насколько изменились высота центра масс и жесткость кузова на кручение, охочие до точных цифр мерседесовские инженеры ответить затруднились: сошлись на том, что различия мизерны. Не претерпело значимых изменений и шасси, даже несмотря на то что купе в зависимости от модификации на 20-45 кг тяжелее соответствующего седана. Лишь стабилизаторы стали чуть жестче. Со стандартной подвеской и без пакета Dynamic Handling, включающего электронноуправляемые амортизаторы и рулевое управление с переменной чувствительностью, двухдверный Mercedes реагирует на отклонения упругой баранки с той же знакомой ленцой, что и седан. Крены в поворотах логичны, а легкая недостаточная поворачиваемость быстро сменяется нейтральной. Солидно, благородно, без огонька.

Не обнаружил я его и у купе с индексом C 250. Характер тот же, а увеличение мощности благотворно сказалось лишь на взаимоотношениях мотора и автоматической трансмиссии. Этот Mercedes придает уверенности в том, что успевает тот, кто никуда не торопится. Лишнее тому подтверждение - финал дня. Я было заспешил к месту возврата автомобилей, чтобы хотя бы на четверть часа завладеть машиной с дизелем или с заниженной на 15 мм спортподвеской, но не успел. И не надо было торопиться: все, что нужно, я сполна получил на следующий день!

Опционная стеклянная крыша с люком — только с простым стеклом, электрохромное заказать нельзя. Крыша Magic Sky Control с регулируемым светопропусканием — привилегия купе-кабриолета SLK

Та же парковка была заполнена уже самыми правильными купе - С 63 AMG. Такую машину я и без очков отличу от обычной: широкий бампер-юбка, разновеликие колеса-лапти, две продольных горбинки на капоте, скрывающем могучий шестилитровый мотор V8! А у наших машин, помимо прочего, был еще и пакет AMG Performance (иная прошивка блока управления увеличивает мощность с 457 до 487 л.с.). Плюс 19-дюймовые колеса вместо 18-дюймовых.

Кресла облегают плотно, руль слегка приплюснут сверху и снизу, что не мешает считывать показания приборов, тем более что в версии AMG не стало стрелочных часов. Баранка тяжела на парковке? Подвеска добросовестно повторяет профиль дороги? Прокатитесь на BMW M3, не говоря уже про Evo, и у вас не останется сомнений, что Mercedes C 63 AMG - это самый великодушный спорткар! Можно спокойно ездить по Москве хоть каждый день, причем не только к мануальному терапевту, чтобы вправлять позвонки.

На гоночной трассе, в отличие от серпантинов, купе С 63 AMG дарит меньше радости: подвеска мягковата для смелых атак поребриков

А как он поет! Под полным дросселем впускной коллектор и два оконечных глушителя - это знаменитое трио теноров: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. А если переключить в режим S+ семиступенчатый «автомат» AMG Speedshift MCT с мокрым сцеплением вместо гидротрансформатора, то получится еще и рок-аранжировка. При каждом торможении - перегазовка. Под сброс газа - смена тембра, но без падения оборотов.

Домчаться под такой аккомпанемент до гоночной трассы - уже счастье. Шасси по-мерседесовски неострое, но все команды выполняются быстро и точно, а руль переполнен обратной связью.

Кольцо Circuito Monteblanco в 50 км от Севильи было построено в 2007 году, и у него есть право на проведение тестов болидов F1. Из 26 возможных конфигураций трассы для нас, похоже, выбрали наиболее интересную: «затычных» поворотов оставили всего два, и потому склонная к перегреву коробка (АР №17, 2008), равно как и тормоза, спокойно выдержали пять кругов. Mercedes С 63 AMG показал себя молодцом. Жаль только, инструкторы запретили полностью отключать ESP (у Мерседеса роскошь поездить без системы стабилизации доступна нынче лишь на AMG-версиях). А эффект от страхующей электроники радовал не всегда. Если парень перед тобой уже перевел ESP в режим Sport Handling Mode, а ты - еще нет, то на входе в крутой поворот он лишь чуть-чуть терял на скольжении в сносе, а тебя ретивая система не только тормозила вплоть до самого апекса, но и на полметра стаскивала с траектории, давая лидеру оторваться на добрые пару метров! Зато на выходе все было наоборот: он вынужден ювелирно дозировать тягу, иначе быстрая коррекция рулем даже мини-заноса заставит ESP прикусить тормоза, а ты тупо давишь «в пол» - и сокращаешь отрыв. И все же на третьем круге я предпочел Sport Handling Mode. И, ей-богу, ездил бы в таком режиме и по обычным серпантинам - кайфа больше во сто крат!

Одна беда: купе C 63 AMG к нам поставляться не будет - только четырехдверка. Хотя, если взглянуть на продажи прямого конкурента, то у спорткупе шансы выше: 50 из 53 проданных в прошлом году BMW M3 были двухдверными!

В России доплата за непрактичность двухдверок составит максимум 180 тысяч рублей для купе C 180 (1 млн 550 тысяч в «особой серии», с минимально достаточным набором опций) и минимум 100 тысяч для Мерседеса C 250 (1 млн 750 тысяч). Вот только стоит ли доплачивать даже эти относительно небольшие деньги? Единственным аргументом в пользу двухдверки мне видится не низкая крыша и даже не имидж, а возможность запереть ребенка на заднем диване так, чтобы он без разрешения мамы уж точно оттуда не улизнул. А все другие, как это случилось со мной, не сразу-то и заметят, что дверей не четыре, а две.

Передняя подвеска типа McPherson и задняя многорычажка полностью идентичны таковым у седана. Немного увеличена лишь жесткость стабилизаторов, но это никак не отразилось на характере машины! На отклонения упругого руля купе отзывается с ленцой. И только встав на дугу, Mercedes «расцветает»: поворачиваемость близка к нейтральной, а запас сцепных свойств колоссальный!

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz C Coupe
Модификация C220 CDI С 180 BlueEfficiency C 250 BlueEfficiency C 63 AMG
Кузов двухдверное купе двухдверное купе двухдверное купе двухдверное купе
Число мест 4 4 4 4
Объем багажника, л 450 450 450 450
Снаряженная масса, кг 1540 1425 1475 1665
Полная масса, кг 2085 1970 2020 2160
Двигатель дизельный, с турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 8, V-образно
Рабочий объем, см3 2143 1796 1796 6208
Степень сжатия 16,2:1 9,8:1 9,3:1 11,3:1
Число клапанов 16 16 16 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 170/125/3000-4200 156/115/5000 204/150/5500 457/336/6800 (487/358/6800)*
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 400/1400-2800 250/1600-4200 310/2300-4300 600/5000
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая автоматическая, 7-ступенчатая автоматическая, 7-ступенчатая
Привод на задние колеса на задние колеса на задние колеса на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые, перфорированные
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые, перфорированные
Передние шины 205/55 R16 195/60 R16 225/45 R17 235/40 R18
Задние шины 205/55 R16 195/60 R16 225/45 R17 255/35 R18
Максимальная скорость, км/ч 232 225 240 250**
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,4 9,0 7,2 4,4 (4,3)
Средний расход топлива, л/100 км 4,4-5,1 6,7-7,3 6,5-7,0 12,0
Выбросы СО2, г/км 117-133 157-169 152-163 280
Емкость топливного бака, л 59 59 59 66
Топливо дизтопливо АИ-95 АИ-95 АИ-95
* Данные в скобках - для автомобилей с пакетом AMG Perfomance ** Ограничена электроникой

Рекомендованные статьи