Олег Растегаев в Абхазии поездил на кроссовере Nissan Qashqai, который теперь выпускают в Санкт-Петербурге
За те 35 лет, что я не был в Абхазии, ничего не изменилось. Я помню эти автобусные остановки в стиле мозаик Антонио Гауди и вертушки при входе на пляж. Только теперь все запущенно. Разруха. Везде. В пустующих санаториях, на пирсах...
Впрочем, именно полуразрушенные дороги Абхазии и помогли оценить новшества в конструкции кроссоверов Nissan Qashqai российской сборки.
Несколько лет назад Nissan Qashqai был бестселлером в своем классе. Да и в прошлом году продано более 30 тысяч кроссоверов — лучше брали только Renault Duster и Hyundai ix35. А в этом году — провал: всего 8,5 тысячи машин за десять месяцев. Даже старший братец X-Trail пользуется вдвое большей популярностью.
Но Nissan борется — и начинает выпускать Qashqai в Санкт-Петербурге, чтобы как-то оправдать вложенные в завод 350 млн евро. Теперь по полному циклу там будут собирать всю линейку кроссоверов Nissan: Qashqai, X-Trail, Pathfinder и Murano. А седан Teana уходит — и с конвейера, и с российского рынка.
Кстати, питерский завод, рассчитанный на 100 тысяч автомобилей, в 2014 году выпустил всего 32 тысячи машин. В 2015-м результаты будут еще скромнее, и компания вынуждена идти на сокращение персонала (500 рабочих из 2100 уволят) и переходить с двухсменного графика работы на односменный.
Ну а что «наш» Qashqai?
Начальная цена не изменилась: 979 тысяч рублей. Как не было полноприводной дизельной версии, так и не будет. Но если и в тестах (АР №13, 2014), и в «примерке» (АР №18, 2014) мы ругали Qashqai за жесткую подвеску, то теперь с этим, похоже, покончено. При «русификации» ниссановцы не просто подобрали оптимальные характеристики двухтрубных амортизаторов Tenneco, а поменяли передний подрамник! Теперь он крепится к кузову через упругие элементы — сайлент-блоки. Попутно была увеличена колея — на 20 мм спереди и на 30 мм сзади. На всех бензиновых версиях дорожный просвет приведен к одному знаменателю — 200 мм. И лишь на дизельных версиях он по-прежнему составляет 185 мм.
Но основным ограничителем на бездорожье был и остается передний свес: слегка оттопыренная нижняя губа переднего бампера не дала мне съехать к морю в живописном месте. Ничего, нашел другое. Поездил, побуксовал... Однако до перегрева вариатор и муфту подключения задних колес так и не довел. Может, потому, что электроника в случае пробуксовки колес (traction control я отключил) ограничивает обороты двигателя на уровне 2500 в минуту?
Впрочем, штатные шины Pirelli Scorpion Verde с беззлобным протектором внедорожные подвиги все равно не осилят. Но представители технического центра Nissan их хвалят: дескать, тихие, цепкие, комфортные. Согласен. Кстати, эти покрышки вносят свои пять копеек в процент локализации: производят их на российском заводе Pirelli.
Внешне «наш» Qashqai от машин английской сборки можно отличить разве что по немного выступающим окантовкам колесных арок, которые призваны уберечь кузов от грязи, летящей из-под шире расставленных колес. А на ходу — по улучшенной плавности движения. Теперь Nissan мягче проходит мелкие неровности и, что очень важно для жителей крупных городов, более округло перекатывается через «лежачих полицейских». Когда маршрут вывел нас на каменистую грунтовку, на машине английской сборки быстрее 30 км/ч разгоняться не хотелось. А на «нашей» можно было спокойно держать 40—45 км/ч. Одно плохо: мелкие камушки все так же звонко тарабанят по днищу.
Но не стоит обольщаться: даже после адаптации Nissan Qashqai не будет самым комфортным в своем классе. Уверен, что Renault Koleos, Subaru Forester или Toyota RAV4 справились бы с разбитыми абхазскими дорогами куда лучше. Зато на серпантине, что вьется вдоль ущелья к высокогорному озеру Рица, Qashqai обеспечивает прекрасный баланс комфорта и управляемости. Отчасти из-за малых кренов кузова, отчасти из-за хорошо настроенного электроусилителя руля.
Более мягкая подвеска не отразилась на четкости реакций, а усилие на руле было скорректировано в сторону большего нарастания усилия в околонулевой зоне. Автомобиль хорошо держит прямую и обеспечивает неплохую обратную связь в поворотах. Жаль, до самого озера Рица не доехали: накануне выпал снег, и последние пять километров дороги превратились в бобслейный желоб. Осталось только взгрустнуть у прекрасного водопада, который, кстати, называется Мужские слезы. И отправляться вниз, к морю.
Там тепло и спеют мандарины, которые местные торговцы наперебой предлагают по 50 рублей за килограмм. Это сколько нужно их продать, чтобы купить Qashqai? Без малого 20 тонн! Если речь о базовой переднеприводной версии с турбомотором объемом 1,2 литра (115 л.с.). Кстати, не такой уж и плохой вариант. Выкручивая двигатель и без запинок перещелкивая передачи в шестиступенчатой коробке, я с удовольствием проходил связки поворотов на горном серпантине. Правда, когда съехал на грунтовку, идущую в гору, пришлось поигрывать сцеплением: тяги на малой скорости уже не хватало.
Для города все же лучше брать машину с вариатором (благо хорошо настроенным) и двухлитровым мотором — именно такие наиболее популярны у российских покупателей. Причем, по статистике, лишь половина выбирает полноприводные версии, остальных вполне устраивает и переднеприводный Qashqai, который позволяет сэкономить 90 тысяч рублей. Или 1800 кг мандаринов!
За самый доступный двухлитровый Qashqai с вариатором нынче просят 1 млн 172 тысячи рублей (АБС, ESP, шесть подушек безопасности, центральный замок, электростеклоподъемники, круиз-контроль, аудиосистема). Полноприводный автомобиль в привлекательной комплектации LE (кожаные сиденья, система бесключевого доступа, парктроники «по кругу», камеры кругового обзора, панорамная крыша, светодиодные фары с автоматическим переключением ближний/дальний) — это уже 1 млн 566 тысяч рублей, примерно столько же стоят аналогично оснащенные двухлитровые Mazda CX-5 и Toyota RAV4.
В Абхазии, кстати, это больше тридцати тонн мандаринов. Но стоит цитрусовые перевезти через российскую границу — и за ту же партию можно наторговать уже на два Кашкая: в Сочи мандарины идут по 100 рублей за килограмм. А уж в Москве...