Сверхурочный: как едет минивэн Fiat Freemont и зачем он нужен компании?
Осваивая мультимедиасистему с огромным сенсорным экраном в минивэне Fiat Freemont, я наткнулся на радионовости: вся Италия обсуждает решение главы концерна Fiat Серджио Маркионе отказаться от зарплаты идивидендов за 2011 год, которые полагаются ему за управление группой Chrysler. Все плохо? Или все еще впереди?
Мне, честно говоря, этот альянс всегда казался странным. Кто кого здесь должен тянуть вверх, кто кого спасает? Fiat, который в течение долгих лет не может вывести из затяжного кризиса свои премиум-бренды Lancia и Alfa Romeo? Или Chrysler, который, в отличие от концернов Ford и General Motors, не имеет твердой опоры ни в России, ни в Индии, ни в Корее, ни в Китае?
Идея продавать в Европе под итальянскими брендами автомобили Chrysler и Dodge попахивала авантюрой. Многим ли нужна дорогая Lancia Thema, которая является реинкарнацией заднеприводного седана Chrysler 300 на платформе Мерседеса E-класса предпредыдущего поколения? Оправданно ли нарекать знаменитым в 60-х годах именем Flavia немолодой уже кабриолет Chrysler 200 Convertible?
А Fiat Freemont - это всего лишь рестайлинг минивэна Dodge Journey, который появился на свет в 2007 году и без особого успеха продается в России с 2009 года. Слегка освежили внешность, навели лоск в салоне и загнали под капот свои двухлитровые турбодизели семейства MultiJet... В прошлом году европейцам предлагали лишь переднеприводные версии, а в конце февраля в продажу поступил полноприводный Freemont, ради которого я и прилетел в Италию.
На стоянке - только дизельные машины с полным приводом и автоматической коробкой передач. Бензиновых версий не было. Переднеприводных c «механикой» - тоже.
Интерьер и впрямь облагорожен: исчез типичный американский серый пластик, много мягкой пластмассы. Внутри простор: человек среднего роста может более-менее удобно разместиться даже на третьем ряду - конечно, если чуть сдвинуть вперед сиденья второго ряда. В течение минуты можно сложить все сиденья, кроме водительского, в одну «грузовую» плоскость! Обивка слишком грубая и не очень уютная? Зато этой «коже молодого дерматина» сносу не будет, а мыть ее можно хоть из шланга.
Я старался не разбрасывать по салону вещи и фотооборудование - потом не соберешь! Полочек, ящичков и кармашков хватит на большую семью, поэтому я ничуть не пожалел о том, что в ходе ремонта дизайнеры «заштукатурили» верхний перчаточный ящик: остался только один, нижний - не очень большой, зато охлаждаемый.
С чем я не смог ужиться, так это с большим сенсорным дисплеем. На центральной консоли осталось лишь несколько основных кнопок, а более «тонкие» настройки возложили на бликующий экран. И вместо того чтобы нажать, к примеру, обычную кнопку подогрева сидений, нужно тыкать пальцами в экран в поисках соответствующей функции - на ощупь да еще на ходу...
Пока собирался в дорогу, менеджер проекта Кристиан Гонсалес поведал, что итальянцы по-своему отрегулировали гидравлический усилитель рулевого управления и пересмотрели характеристики упругих элементов подвески: «Машина стала более европейской, более послушной».
Разве что чуть-чуть. Крены все равно ощутимые, а рулю, который делает 2,9 оборота от упора до упора, по-прежнему не хватает информативности. На автобане - без проблем, но на извилистых провинциальных дорожках «теряешь» машину и невольно начинаешь ехать медленнее.
К неспешной езде призывает и шумный 170-сильный турбодизель. Уже при 4000 об/мин он перекрикивает аудиосистему и «сдувается», заставляя шестиступенчатый «автомат» переходить на следующую передачу. Брать управление коробкой на себя нет смысла: разве что моторного крика будет еще больше.
Спокойная езда - вот конек Фримонта. Плавный разгон, плавный заход в поворот (выбрал траекторию и пишешь ее как по лекалу), загодя продуманный обгон. На скорости 120 км/ч на шестой передаче стрелка тахометра лежит на отметке 2000 об/мин и шумы гармонизируются: не превалируют ни шины, ни ветер, ни мотор - комфортно! А главная добродетель - поразительная плавность хода. Даже на опционных 19-дюймовых колесах Freemont плавненько стелется не только по асфальтовым стыкам, но и по выщербленной брусчатке.
И я ничуть не жалею, что не поездил на бензиновой 280-сильной версии. Наверняка она резвее, прожорливее, но едва ли интереснее. Да еще и дороже.
А полноприводная трансмиссия с подключаемыми через многодисковую муфту задними колесами особо себя не проявила. По тарированному «бездорожью», которое подсунули в качестве испытательной трассы, проехала бы и вазовская «десятка». С диагональным вывешиванием «посуху» Freemont справляется легко - нужно лишь следить за тем, чтобы не оторвать висящую слишком низко «челюсть» переднего бампера. Трансмиссия умная и при старте с педалью в пол превентивно блокирует муфту, чтобы реализовать высокий крутящий момент и предотвратить пробуксовку передних колес, а в диапазоне скоростей от 40 до 105 км/ч тоже передает часть тяги назад - чтобы в вираже под тягой снизить риск сноса передка.
Приятный автомобиль, хотя и совсем неитальянский. Спокойный, комфортный, семейный. Смело рекомендую тем, для кого важны именно эти ценности. Я бы только сменил проамериканское имя - Fiat Toscana или Fiat Sicilia звучало бы лучше. - Что вы, это же глобальная модель, которую мы будем продавать на разных рынках. Поэтому имя выбрано более нейтральное и понятное всем.
Я кивнул Гонсалесу, но только лишь потому, что имени Toscana заслуживает действительно итальянский автомобиль, а не спроектированный в Америке и собирающийся в Мексике. Причем давно: пик европейских продаж минивэна Dodge Journey пришелся на 2009 год, когда было реализовано 8318 машин...
С однообъемниками фиатовцам вообще не везло - «родной» Fiat Ulysse даже в Италии обгоняли по продажам Renault Espace и Chrysler Grand Voyager. Поэтому фиатовские маркетологи с июля по декабрь 2011 года мечтали продать в Европе хотя бы 13 тысяч Фримонтов. Но к февралю количество желающих его купить превысило 25 тысяч! Ведь машину продают через 1500 дилерских центров Фиата, а цены начинаются с 24900 евро - Freemont на 18% дешевле, чем снятый с производства Ulysse. Пришлось итальянцам спешно заказывать на мексиканском заводе в Толуке дополнительные партии машин, которые собирались в сверхурочное время.
Может, мои опасения напрасны: бедж-инжиниринг себя оправдывает?
Кстати, Fiat уже объявил о скором выходе из альянса с Группой PSA (на заводе Sevelnord на севере Франции собирали не только Ulysse, но и Peugeоt 807 и Citroen C8). Заодно итальянцы отказались от дальнейшего выпуска на этом заводе фургончиков Scudo. Теперь у французов проблема: нужен новый партнер, чтобы сохранить завод и не выставить на улицу 2800 рабочих.
А главный фиатовец Серджио Маркионе продолжает интеграцию с американцами. В январе Fiat приобрел еще 5% акций Крайслера и довел свою долю до 58,5%. Объявлено о скором создании единой системы сервиса и службы запасных частей, которая будет работать под старинным крайслеровским брендом Mopar: все запчасти будут иметь единую фирменную упаковку для всех марок, а аннотации станут переводить на 28 языков, включая русский и китайский. Европейских дилеров автомобилей Jeep и Lancia уже объединили в единую сеть. В салонах появилась Lancia Thema, вот-вот в продажу пойдет Lancia Flavia. Говорят, даже Chrysler Grand Voyager переименуют - в минивэн Lancia Voyager.
Российский рынок? После того как компания Sollers (бывшая Северсталь-Авто) завела дружбу с корпорацией Ford, отношения с итальянцами были разорваны окончательно и бесповоротно. Теперь Фиату приходится заново осваивать наши просторы - сложно даже вспомнить, в который раз (по количеству неудач с Фиатом может поспорить лишь Seat). Интересы итальянцев отныне представляет национальная торговая компания Крайслер РУС - она всецело принадлежит группе Chrysler Group LLC, подчиняется напрямую туринскому офису и будет заниматься продвижением брендов Fiat, Fiat Professional, Chrysler и Jeep.
Дилерская сеть строится по принципу «все флаги в гости к нам». В частности, уже подписаны договоры со 104 бывшими дилерами Соллерса. В объединенную сеть войдут и здравствующие продавцы автомобилей Chrysler/Jeep.
Начать решили с коммерческой техники: первыми в продажу поступили развозные автомобили Fiat Ducato - причем это не древние Ducato, которые собирались в Набережных Челнах, а импортируемая из Италии современная модель - покомфортнее и подороже. О «легковых» планах итальянцы должны сообщить со дня на день, но уже понятно, что бросаться грудью на амбразуру они не станут. Поначалу модельный ряд будет скромен: симпатяшка Fiat 500 да обновленный Punto, продажи которых начались уже в марте. К концу года обещают еще одну модель - скорее всего, ею станет пятидверный Fiat 500 L.
Пока еще можно купить старенькие модели Albea, Linea и Doblo, но это машины, от которых еще не успели избавиться дилеры Соллерса. Крайслер РУС обещает нести гарантийные обязательства по проданным ранее автомобилям, но только по тем, которые реализованы начиная с 1января этого года. Более пожилые машины остаются на совести Соллерса.
Марка Lancia в России представлена не будет - автомобили Chrysler и Lancia рассматриваются как идентичные по своему позиционированию и не должны конкурировать друг с другом: если на каком-либо рынке исторически уже присутствует один бренд, то другому там не место.
В подвешенном состоянии и Alfa Romeo. В Европе модели MiTo и Giulietta продаются неплохо, но у нас этими машинами торгует единственный питерский импортер, который не имеет отношения к компании Крайслер РУС, - и не факт, что в ближайшее время что-то изменится.
А Fiat Freemont? Итальянцы пока молчат. Ниша для него в России есть, поскольку полноприводных семиместных минивэнов больше никто не предлагает - если не считать Dodge Journey с бензиновым мотором V6, который можно купить за немилосердные 1,7 млн рублей. А дизельных Доджей не делают.
Вот если бы дилеры предложили за сносную цену дизельные Фримонты, в том числе более скромные переднеприводные... Но даже если цена за базовый Freemont упадет в полтора раза, кто позарится на Fiat за миллион с хвостиком? Нас так долго приучали к тому, что Фиаты не должны быть дорогими (и это правильно!), что переучивать обратно выйдет себе дороже. Значит, будем ждать дизельный Dodge Journey. Или Chrysler Journey. Или Chrysler Freemont. Перевесить беджики несложно - для этого мексиканским рабочим не нужно брать сверхурочные, а себестоимость бедж-инжиниринга такова, что синьору Маркионе вряд ли придется отказываться от «американской» зарплаты за нынешний год.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Fiat Freemont | ||
Модификация | 2.0D AWD | V6 3.6 AWD | |
Тип кузова | 5-дверный универсал | 5-дверный универсал | |
Число мест | 7 | 7 | |
Размеры, мм | длина | 4888 | 4888 |
ширина | 1878 | 1878 | |
высота/с багажными релингами | 1691/1745 | 1691/1745 | |
колесная база | 2890 | 2890 | |
колея спереди/сзади | 1571/1582 | 1571/1582 | |
Объем багажника, л | 145-1461* | 145-1461* | |
Снаряженная масса, кг | 2004 | 1956 | |
Двигатель | турбодизель, common rail | бензиновый | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 1956 | 3605 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 83,0/90,4 | 96,0/83,0 | |
Степень сжатия | 16,5:1 | 10,2:1 | |
Число клапанов | 16 | 24 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 170/125/4000 | 280/206/6350 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 350/1750-2500 | 342/4350 | |
Коробка передач | автоматическая, 6-ступенчатая | автоматическая, 6-ступенчатая | |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза/диаметр | дисковые, вентилируемые/ 302 мм | дисковые, вентилируемые/ 302 мм | |
Задние тормоза/диаметр | дисковые/305 мм | дисковые/305 мм | |
Шины | 225/65 R17 | 225/65 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 184 | 206 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11,1 | 8,4 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 9,6 | 15,9 |
загородный цикл | 6,0 | 8,5 | |
смешанный цикл | 7,3 | 11,3 | |
Выбросы CO2, г/км | 194 | 262 | |
Экологический класс | Евро-5 | Евро-5 | |
Емкость топливного бака, л | 77,6 | 77,6 | |
Топливо | дизтопливо | бензин АИ-95 | |
* Со сложенными сиденьями второго и третьего рядов |