Константин Сорокин про полноприводный Fiat Panda Cross
Он выглядел мультяшным медвежонком, решившим покататься на роликах. Надел шлем, нацепил наколенники с налокотниками, оттолкнулся, разогнался - и поехал! Ловко, совсем не по-медвежьи. Подтверждаю: полноприводный хэтчбек Fiat Panda Cross, с которым я познакомился на полигоне в итальянском местечке Балокко, - это самый шустрый и проворный медведь семейства Panda.
Салон кроссового «мишки» - это тоже сплошной «мультик», потому что такой прямолинейности в реальной жизни уже не встретишь. Чувствуется, что дизайнерам очень хотелось выдержать привычный владельцам старых Панд стиль, и со своей задачей они справились на отлично. Удивительно, но наивные формы не конфликтуют с эргономикой: органы управления, включая те, что отвечают за второстепенные функции, на виду, кнопки крупные, символика понятная, тактильные ощущения приятные. Правда, чтобы видеть все приборы, баранку пришлось поднять в верхнее положение, смирившись с непривычной для меня итальянской хваткой руля - на «без пятнадцати три» по циферблату. На заднее сиденье залез ради хохмы - и лишь убедился, что «сам за собой» я комфортно угнездиться не смогу. По высоте и ширине сидишь вроде сносно, но запаса для коленей нетсовсем. Дело усугубляется тем, что, садясь назад и выбираясь наружу, ты вытираешь одеждой не только порог, но и колесную арку.
Багажник размерами не поразил и расстроил начинкой: вместо запасного колеса под фальшполом я обнаружил отформованный из пенопласта ложемент с инструментами. Даже докатку не втиснули! А ведь выбранный дизайнерами образ (да и «слегка внедорожная» концепция машины) вполне допускает наличие на задней двери «рюкзака» с запасным колесом- например, на откидном кронштейне.
Рычит мультяшный медведь на два голоса. Самые страшные звуки издает двухцилиндровый 900-кубовый бензиновый моторчик семейства TwinAir с турбонаддувом (этот мотор дебютировал на модели Fiat 500), который на Панде Кросс представлен в своей самой мощной 90-сильной модификации. Приходилось ездить на вазовской Оке с «убитым» мотором? Так вот, итальянский TwinAir Turbo «гремит поршнями» на похожий манер, даром что крутится как сумасшедший. А иначе никак: «внизу» он откровенно немощный, «в середине» очень шумный и несбалансированный, да и ближе к отсечке отдача голосистой «турбодвойки» заметно меньше ожидаемой. Кнопка Eco, дополнительно обрубающая тягу, только усугубляет ситуацию.
Турбодизель MultiJet II, который при рабочем объеме 1,3 литра развивает 80л.с., понравился мне больше. Покладистый мотор с умеренным «четырехцилиндровым» баритоном, хотя «тяговый» диапазон все же узковат. Примечательно, что оба двигателя агрегатируются только с механическими коробками передач: дизель с пятиступенчатой, а бензиновый мотор - с шестиступенчатой.
В естественную среду обитания Панд организаторы тест-драйва журналистов не пустили, так что оценивать медвежьи повадки пришлось в условиях искусственного бездорожья. Благодаря коротким свесам, измененным пружинам (они на девять миллиметров длиннее, чем у Панды 4х4) и шинам «взрослой» размерности 185/65 R15, на тарированных препятствиях Panda Cross может утереть бампер многим старшим кроссоверам. Понижающей передачи нет, но не было и поводов пожаловаться на дефицит тяги: дизель справляется с бездорожьем за счет высокого крутящего момента на низких оборотах, а бензиновой «двустволке» помогает шестиступенчатая трансмиссия с «укороченной» первой передачей. Распределением тяги здесь заведует автоматическая многодисковая муфта, работу которой можно корректировать с водительского места. В дорожном режиме Panda гребет только передними «лапами», но при изменении условий качения колес (пробуксовка, скольжение и т.д.) часть тяги автоматически перебрасывается на заднюю ось. Чтобы сделать автомобиль «принудительно полноприводным», нужно перевести селектор управления трансмиссией в положение «Off-Road». Муфта замкнется, связь между осями станет жесткой, и электронная блокировка переднего и заднего межколесных дифференциалов будет подтормаживать вывешенные или буксующие колеса, «добавляя» момент на загруженную сторону. Такая мобилизация сохраняется до скорости 50 км/ч, после чего электроника возвращает трансмиссию в дорожный режим со «следящим» алгоритмом работы полного привода. Третье положение селектора - это режим hill descent control (HDC), который держит машину «за хвост» на спусках, а на покрытиях с неоднородным сцеплением еще и страхует от разворота поперек склона - для легкого и короткобазного автомобиля это актуально, особенно при недостаточной квалификации водителя. Горный ассистент активен на скоростях до 25 км/ч.
Чтобы оценить работу подвески, я съехал на деревенский проселок и вернулся обратно только после того, как пересчитал все окрестные колдобины. Колесить на Панде Кросс по грунтовкам оказалось интереснее, чем по асфальту! На кочкарнике машина ведет себя лучше, чеммногие кроссоверы: у подвески хороший запас энергоемкости (по крайней мере я не почувствовал жесткого отбоя задней подвески) - и если не забывать, чтоPanda Cross - все же не внедорожник, то можно получить массу положительных эмоций.
Жаль, не нам. Потому что маленький итальянский автомобильчик с двухцилиндровым мотором, механической коробкой передач и ценой под миллион рублей (европейская цена базовой Панды Кросс- 19460 евро) может снискать у нас популярность лишь в наркотическом сне российского дилера. Такчто ареал обитания, скорее всего, ограничится Южной Европой, гдемаленькие Фиаты, пахнущие куриным пометом и прокисшим вином, стали неотъемлемой частью автомобильной культуры. И не только автомобильной. А еще такую машинку, скорее всего, возьмут на вооружение владельцы прокатных контор и организаторы внедорожных покатушек для туристов. Если будут предлагать, то берите дизель.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Fiat Panda | ||
Модификация | MultiJet II | TwinAir Turbo | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 3705 | 3705 |
ширина | 1882* | 1882* | |
высота | 1657 | 1657 | |
колесная база | 2300 | 2300 | |
колея спереди/сзади | 1403/1406 | 1403/1406 | |
дорожный просвет | 168 | 171 | |
глубина преодолеваемого брода, мм | 739 | 711 | |
Радиус поворота, м | 9,7 | 9,7 | |
Объем багажника, л | 225 | 225 | |
Угол въезда/съезда/рампы, град. | 24/34/21 | 24/34/21 | |
Преодолеваемый подъем, % | 70 | 70 | |
Поперечный уклон, % | 55 | 55 | |
Снаряженная масса, кг | 1155 | 1090 | |
Грузоподъемность, кг | 470 | 495 | |
Масса буксируемого прицепа, кг** | 900/400 | 800/400 | |
Двигатель | турбодизель | бензиновый, с турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 2, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1248 | 875 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 16,8:1 | 10:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 80/59/4000 | 85/66/5500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 190/1500 | 145/1900 | |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | |
Передаточные числа | I | 4,27 | 4,1 |
II | 2,24 | 2,17 | |
III | 1,44 | 1,35 | |
IV | 1,03 | 0,97 | |
V | 0,77 | 0,77 | |
VI | - | 0,65 | |
задний ход | 3,91 | 3,82 | |
главная передача | 3,73 | 5,1 | |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | |
Шины | 185/65 R15 | 185/65 R15 | |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 167 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 14,3 | 12,0 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 5,0 | 5,9 |
загородный цикл | 4,6 | 4,3 | |
смешанный цикл | 4,7 | 4,9 | |
Выбросы CO2, г/км | 125 | 114 | |
Емкость топливного бака, л | 35 | 35 | |
Топливо | дизельное | бензин АИ-95 | |
* По боковым зеркалам ** С тормозами/без тормозов |