Повороты знаменитого «раллийного» перевала Коль де Ванс становятся круче, но система стабилизации Peugeot 208 GTi молчит
Повороты знаменитого «раллийного» перевала Коль де Ванс становятся круче, Peugeot 208 GTi раз за разом все сильнее выплывает наружу и уже пробуксовывает разгруженным передним колесом, но система стабилизации молчит. Неужели люди из команды шеф-инженера Гаэтана Демулена настроили эту «зажигалку» так, что ESP приходит на помощь в самый последний момент? Полет моей мысли прервал штурман:
— Вообще-то система стабилизации отключена, а падать здесь есть куда...
Как же я не заметил пиктограмму отключенной системы стабилизации, когда мы менялись местами? Зазевался? Или мясистая баранка и впрямь перекрывает панель приборов, на что жалуются некоторые покупатели «двести восьмых»?
Да нет, вроде не перекрывает. Так что браво Демулену - отличное шасси: с деактивированной системой ESP я легко и уверенно мчал «за гранью»!
Мощный мотор, механическая коробка передач, «поджатая» подвеска, жесткий трехдверный кузов... Без этого не может состояться истинный «хот-хэтч». И все это, к счастью, имеет Peugeot 208 GTi. Двухсотсильный турбомотор серии EP6 (дальнейшее развитие не самого надежного 175-сильного двигателя 1.6 THP) - как у купе RCZ. У него же заимствована шестиступенчатая коробка передач. На «двести восьмом» лишь более «длинная» главная передача: передаточное отношение - 3,56 против 4,53.
Стандартную подвеску подшаманили. Сопротивление амортизаторов увеличилось на 20%. Чуть раздалась колея (+10мм спереди и +20мм сзади). Усилено крепление переднего подрамника. Жестче стали сайлент-блоки рычагов. Иначе настроен электроусилитель руля.
Но ни адаптивных амортизаторов, ни электронной имитации блокировки дифференциала, ни задней многорычажки... 208 GTi прост, как все гениальное. Но не гениален.
Гениальным был Peugeot 205 GTi. И здесь по закону жанра я должен вспомнить, как ехала эта маленькая бестия. Увы, не вспомню! Не довелось мне поездить на быстром «двести пятом». А люди из Peugeot, как ни странно, избегают прямых сравнений - на презентацию в Ницце привезли из заводского музея прекрасно сохранившийся Peugeot 205 GTi с пробегом 115 тысяч километров, но за руль не пустили.
«Двести пятый» для них - икона. Даже больше! Peugeot 205 GTi - это камертон, который настраивал подвесочный гений Жан-Мишель Буйе. Легкая и юркая трехдверка, как вспоминают инженеры-подвесочники, при малейшей провокации охотно вставала боком и служила идеальным устройством для выработки адреналина. Четверть века бьются наследники Буйе в попытке создать нечто подобное если не по стилю, то хотя бы по темпераменту, - и все тщетно. Ведь Peugeot 206 RC не был столь ярким в предельных режимах, а последовавший за ним Peugeot 207 RC страдал ожирением и чрезмерной недостаточной поворачиваемостью.
Peugeot 208 GTi совсем не похож на своих предшественников. Сначала он вообще не напоминает «хот-хэтч». Усилия на педалях, на рычаге шестиступенчатой коробки и на скошенной по хорде баранке - небольшие, «пенсионерские». Руль совершает почти три оборота от упора до упора, поэтому в крутых виражах его приходится перехватывать. На кривом горном асфальте «поджатая» подвеска с ростом скорости не собирается в кулак, а, наоборот, словно расслабляется (к счастью, до раскачки дело не доходит). И угловой жесткости подвеске явно недостает: крены велики, и все «затычные» повороты 208 GTi едет на трех колесах.
Двести сил на 1160 кг живой массы? Убедительно. Однако трогается «джи-ти-айка» буднично. Разгоняется без тени агрессии, которую с трепетом ждешь от 200-сильной турбомашины. За 6,8 секунды до сотни - это быстро, но незабвенный Peugeot 205 GTi со 130-сильным мотором брал планку за 7,8 секунды. Четвертьвековой прогресс укладывается в секунду.
Чтобы выдавить из машины хоть каплю агрессии, нужно «крутить» мотор до предельных 6600 об/мин, когда при переходе на следующую передачу легкую порцию адреналина вбрасывает прямо в сердце злая звуковая отсечка «на выхлопе». Смачно! С выбором нужной передачи не ошибешься, однако спортивной злости от механизма переключения ждать бесполезно. Как и от самой коробки. Трансмиссионный ряд настолько «длинный», что третью передачу можно использовать вместо «автомата» - с 30 и до 150 км/ч! На шестую я перешел лишь однажды - только для того, чтобы засечь, что на скорости 100 км/ч тахометр показывает 2200 об/мин. Это значит, что при размеренной езде «по горизонту» есть шанс уложиться в заявленные 5-6 л/100 км. А на трехмерных серпантинах расход топлива был в пределах 12-20 литров на сотню.
И все же надо вновь отдать должное Гаэтану Демулену: новая «джи-ти-айка» оказалась очень гармоничным и очень быстрым автомобилем. Трехдверка идеально «прикатана» к «цепким» 17-дюймовым шинам Michelin Exalto, а всепрощающая подвеска позволяет «дубасить» даже по разбитому асфальту. Умение скользить в предельном повороте всеми четырьмя колесами, желание чуть доворачиваться «под сброс» и слегка распрямляться «на добавление» подкреплено прекрасной настройкой электроусилителя руля. При этом баранка избавлена от резкого возвращающего усилия - эффекта torque steering, который проявляется на мощных переднеприводных машинах, как правило, при отключенной системе стабилизации. Я проехал со включенной ESP лишь пару километров «на пробу» и впредь всегда ее отключал. Поскольку ведет она себя неспортивно: при малейшем намеке на скольжение грубо бьет под дых мотору - и по тормозам.
Что до конкурентов, то их не так много: это Polo GTi, Seat Ibiza Cupra, Skoda Fabia RS, Ford Fiesta ST, Renault Clio RS и Mini Cooper S. Быстрого Polo на российском рынке нет, Fiesta тоже покинула нас, Renault Clio RS будет, но он, равно как и Fabia с Ибицей, предлагается только с роботизированной коробкой. А Mini Cooper S и уж тем более Mini Cooper JCW однозначно спортивнее, но они менее комфортны и дороже.
Как бы там ни было, Peugeot 208 GTi имеет шанс. А недостаток злости с готовностью восполнят тюнинговые конторы. Уверен, что Демулен намеренно не стал перегибать с агрессией, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей. Времена нынче не те. Это четверть века назад, когда прототип Peugeot 205 Turbo 16 рвал в клочья соперников на этапах раллийного чемпионата, каждый европейский мальчишка видел себя Ари Ватаненом. И рынок бурлил: ежегодно в Европе продавалось до 100 тысяч основательно «подогретых» компактных трехдверок!
А теперь жизнь молодежи проходит преимущественно в смартфонах, европейский общественный транспорт курсирует исправно, а штрафы за превышение скорости так высоки, что желающих обладать непрактичной, но дорогой и прожорливой «пушкой» становится все меньше - сегмент «хот-хэтчей» сдулся до 1% от общего объема продаж в классе. В прошлом году в Европе было зарегистрировано лишь 25 тысяч хэтчбеков класса В+ мощностью свыше 150 л.с. - это даже меньше процента.
Новое поколение ценит внешние эффекты. Нужно больше гламура - и макияжа, и педикюра. Я же, поднимаясь от Ниццы к перевалу, намеренно проскочил мимо поворота на Грасс, мировую столицу парфюмерии. Мне туда не надо. «Пыжику» - тем более. На нем и так столько косметики, что хочется сунуть его мордочку под кран и немного умыть. К чему столько хрома? «Двести пятому» вполне хватало 15-дюймовых колес и черных молдингов.
Тем не менее связь между этими машинами есть, причем самая прямая - ибо маленький хэтчбек класса В+ на протяжении многих лет является основой благополучия концерна PSA. Легендарный «двести пятый» буквально вытянул концерн из глубочайшего кризиса, куда его затащило приобретенное в 1979 году убыточное отделение Chrysler Europe. А знаете, сколько с 1983 по 1996 год было выпущено «джи-ти-аек»? Почти 333 тысячи!
Ныне Peugeot тоже не в лучшей форме, и «двести восьмой» уже впрягся в спасительную лямку: менее чем за год реализовано 300 тысяч машин! Если так пойдет и дальше, он сможет бороться за звание самого популярного автомобиля в Европе. А уж сколько среди проданных «двести восьмых» будет 200-сильных версий - не так и важно. Даже если Peugeot 208 GTi навсегда останется в тени великого предка, я буду рад уже тому, что французы вообще не отказались от этого проекта. Спасибо, что оставляют возможность хоть иногда щелкнуть коробкой маленькой, но мощной «зажигалки».
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Peugeot 208 GTi | |
Тип кузова | трехдверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | |
Размеры, мм | длина/ширина/высота | 3962/1739/1460 |
колесная база | 2538 | |
колея передняя/задняя | 1480/1487 | |
Объем багажника, л | 285-1152* | |
Снаряженная/полная масса, кг | 1160/1650 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1598 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 77,0/85,8 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | |
Число клапанов | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 200/147/5800 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 275/1700-4000 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые, вентилируемые/302 | |
Задние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые/249 | |
Шины | 205/45 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 230 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 6,6 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 8,2 |
загородный цикл | 4,7 | |
смешанный цикл | 5,9 | |
Выбросы CO2, г/км | 139 | |
Экологический класс | Евро-5 | |
Емкость топливного бака, л | 50 | |
Топливо | бензин АИ-95 | |
* Со сложенными сиденьями второго ряда |
Вдогонку
К тому моменту, когда Peugeot 205 GTi появился на свет, а случилось это в 1984 году, понятие «горячий хэтчбек» уже прочно вошло в обиход: выпускались Ford Fiesta XR2 и Escort XR3i, Renault 5 Turbo, Opel Kadett GTE, MG Metro Turbo… А законодателем моды был Volkswagen Golf GTi - и именно ему в первую очередь должен был противостоять быстрый маленький Peugeot.
Проектируя машину, французские инженеры действовали с оглядкой на быстрый Golf, но делали ставку не только на управляемость, но и на снижение массы машины. Первые 205 GTi имели 1600-кубовый двигатель мощностью лишь 105л.с., но и снаряженная масса машинки не превышала 850 кг (Golf GTi тех лет имел 112 л.с. и 960 кг соответственно). В 1986 году отдачу мотора подняли до 115 сил, а следом начали выпуск 130-сильной версии с 16-клапанным двигателем 1.9, который французы любовно именовали «литр-девять».
Особое внимание инженеры уделили подвеске. Она не просто «зажата» по сравнению с базовой моделью, а кардинально переработана. Рычаги переднего Макферсона заменили на треугольные, а передний стабилизатор уменьшился в диаметре! Поперечина задней торсионной подвески крепилась к кузову через сайлент-блоки, позволявшие ей иметь точно выверенную «подвижность». Фактически это несложное устройство выполняло те же функции, что и современные многорычажные подруливающие подвески. В чуткой реакции задней подвески на разгон и торможение в повороте и кроется секрет легендарной управляемости Peugeot 205 GTi.
Существовал и кабриолет 205 CТi, выпускавшийся с 1985 года на заводе ателье Pininfarina в Турине. Он был тяжелее и медленнее, чем GTi, но нашел немало поклонников.
До 1994 года было выпущено 333 тысячи экземпляров GTi обеих версий, а изменения салона и внешнего облика были незначительными. Именно Peugeot 205 GTi создал французской фирме славу производителя утонченных драйверских машин. А успехи раллийного Peugeot 205 Turbo 16 окончательно вознесли машину на автомобильный олимп.
Пришедший следом Peugeot 206 имел две «горячие» модификации. В 1999 году вышла в свет «подогретая» версия 206 S16/GTi с двухлитровым атмосферником мощностью 135 л.с. При снаряженной массе 1050 кг он разгонялся до 100км/ч за 8,0 с, максимальная скорость достигала 210 км/ч. А в 2003 году встала в строй более серьезная версия 206 RC: двухлитровый двигатель EW10J4S с фазовращателями на впуске развивал 177 л.с., задняя подвеска была усилена двумя диагональными растяжками, пятиступенчатая коробка тоже подверглась «тюнингу». Машина потяжелела на 50 кг, но выстреливала до сотни за 7,4 с, а «максималка» достигала 220км/ч.
Наконец, в 2006 году на сцену вышел Peugeot 207 RC, и это уже была совсем другая машина - с пружинной задней подвеской вместо торсионной и 175-сильным турбомотором 1.6. К сожалению, 207 RC оказался слишком тяжелым (1325 кг), а турбомотор - проблемным.
Вчера и сегодня | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | Объем двигателя, л | Мощность, л.с. | Снаряженная масса, кг | Удельная масса, кг/л.с. | Максимальная скорость, км/ч | Разгон 0-100 км/ч, с |
Peugeot 205 GTi | 1,9 | 130 | 875 | 6,7 | 206 | 7,8 |
Peugeot 206 RC | 2,0 | 177 | 1100 | 6,2 | 220 | 7,4 |
Peugeot 207 RC | 1,6 | 175 | 1325 | 7,6 | 220 | 7,1 |
Peugeot 208 GTi | 1,6 | 200 | 1160 | 5,8 | 230 | 6,8 |