Лада Гранта: первое боевое знакомство в Сочи
На горе Ахун возле Сочи было холодно. С моря дул пронизывающий ветер, свинцовые тучи заливали город-курорт очередным ливнем... Замерзший коллега решил согреться грантовской «печкой». Повернул ключ в замке зажигания, но забыл, что серебристо-серый седанчик стоял на передаче. Машину не удержал даже затянутый «ручник». Бум! Есть первый независимый краш-тест Лады Гранты!
На счастье, перед Грантой не было ни одной из тонированных Приор, которые в огромном количестве поднимаются на Ахун в свадебных кортежах. Правой половиной бампера машина ткнулась в металлический рельс отбойника... Обидно. А как стыдно перед вазовцами! Они к этому тест-драйву подошли очень серьезно - ключи от автомобилей выдавали только после проверки на содержание алкоголя в крови, установили на лобовом стекле видеорегистраторы. Но наш, как назло, не включался.
Осматриваем повреждения. Симпатичный бампер треснул и выскочил из-под правого крыла, само оно слегка уехало назад, а капот - влево. Обломан крепеж фары и радиаторной решетки, погнута рамка радиатора. И это на пешеходной скорости. А что будет после «страхового» краш-теста при 15 км/ч? Вазовцы не знают: такой удар требованиями сертификации не предусмотрен. Причем всеобщая оптимизация конструкции Гранты здесь только во вред: если на Калине можно было отдельно поменять решетку радиатора, то у Гранты - только вместе с бампером.
А будь удар посерьезнее? Все серийные Гранты даже в «пустой» версии Стандарт оснащены водительской подушкой безопасности японской фирмы Takata. И хотя руководитель проекта Олег Груненков уверяет, что таково пожелание клиентов, закрадываются смутные сомнения: может, Гранта без подушки безопасности прошла бы краш-тест нашего рейтинга безопасности со скорости 64 км/ч немногим лучше Калины?
Так или иначе, из-за подушки цена Гранты Стандарт выросла всего на девять тысяч рублей - в декабре такие автомобили можно будет купить за 229 тысяч.
Или нельзя?
На персональном сайте модели www.granta.lada.ru прием заявок на Гранты открылся еще в сентябре - чтобы получить автомобиль с декабря по март. Но в Москве, Краснодарском крае или в Самарской области квоты уже выбраны! Появятся ли до этого момента «свободные» автомобили, не знают ни завод, ни дилеры. Зато ходят устойчивые слухи о том, что с Нового года Гранты обязательно подорожают.
В Сочи вазовцы привезли не базовые Стандарты, а Нормы на легкосплавных колесах - по 260 тысяч. О разнице между этими версиями и о создании Гранты мыуже рассказывали. Вкратце напомню. Под капотом Гранты Норма - восьмиклапанник ВАЗ-21116 от Приоры: с облегченной шатунно-поршневой группой фирмы Federal Mogul. Как только производство деталей наладят в Тольятти, эти моторы будут ставить и на базовые Гранты, но сейчас Гранта Стандарт довольствуется менее мощным двигателем от Калины. Рулевое управление на версии Норма - с электроусилителем корейской фирмы Mando и «короткой рейкой», выпуск которой в промышленных объемах наконец-то освоило механосборочное производство АвтоВАЗа. А ведь ее нам обещали еще четыре года назад… Говорят, были проблемы с закупкой оборудования. Но на Стандарте - прежняя «рейка»: лишенный усилителя руль делает между крайними положениями не три, а четыре оборота. Добавьте сюда нерегулируемую рулевую колонку, отсутствие центрального замка, салонного фильтра и передних электростеклоподъемников - и... По-моему, имеет смысл доплатить за Норму.
Это я рассказываю местным, которых Лада Гранта отвлекает даже от свадебных гуляний.
- Эй, ты только посмотри, какой салон!
Среди недавно появившихся партнеров и немецкая фирма Anvis, выпускающая для Гранты опоры силового агрегата. Увы, они не в силах усмирить бегущие по полу вибрации. Но если сравнивать с Калиной, то ворчание двигателя в городе почти не мешает, несмотря на менее развитую шумоизоляцию пола и моторного щита. Посвист ветра различим только после 110км/ч: коэффициент аэродинамического сопротивления Гранты на 8% меньше калиновского. А главные раздражители - гул от дороги и «стреляющие» по аркам камни. Обязательно нужно ставить «кооперативные» подкрылки - заводских сзади нет вообще, а передние едва прикрывают половину изнанки крыла.
Но такого мотора у конкурентов нет точно! Вазовский восьмиклапанник, сбросив вес, сохранил прежнюю «низовую» тягу, но гораздо бодрее раскручивается выше 5000 об/мин. По ощущениям, в нем даже больше заявленных 90 л.с. - не зря же по паспорту Гранта Норма набирает 100 км/ч быстрее Гранты Люкс с 98-сильным шестнадцатиклапанным мотором! Не «подкорректированы» ли цифры в характеристиках? Дело в том, что 90 л.с. - это верхняя граница, после которой завод должен платить акциз за каждый выпущенный мотор. Или все дело в спецсборке, как это уже бывало на презентациях Калины и Приоры в 2005 и 2007 годах?
Если это так, то вазовцы могли бы получше отрегулировать и механизм переключения передач. Он достался от Приоры практически без изменений - и по-прежнему ужасен. Если втыкать повышенные передачи удается почти без запинки, то при понижении нужно выдерживать длительные паузы. Усилия на трясущемся рычаге - мужские, издаваемые коробкой звуки - нечеловеческие. Жить с этим предстоит не меньше года - тросовый привод и новые синхронизаторы поспеют в лучшем случае к концу 2012 года.
Зато по управляемости Гранта - совсем не Приора! И даже не Калина: не зря за «печку» при доводке шасси была выбрана Самара как самая «драйверская» модель из Тольятти. Чтобы Гранта обрела желанную остроту реакций, калиновские амортизаторы перенастроили и поиграли с углами установки колес. Кастер увеличили на градус, до 2о40', задние колеса получили отрицательный развал и положительное схождение. В итоге машину хорошо чувствуешь и на довольно быстрой дороге от Красной Поляны до Адлера, и на закрученном подъеме на Ахун, причем на стабильность Гранты в поворотах почти не влияют огрехи покрытия.
Но на скоростной трассе вокруг Сочи руль, радовавший приятной тяжестью даже в пологих дугах, предательски пустеет. Где ты, четкий ноль? Размазан тотальной экономией. Главный конструктор Гранты Сергей Мединец говорит, что для решения проблемы нужно устанавливать дополнительные датчики угла поворота руля и менять программу управления электроусилителем. Может быть, позже… А пока баранка безвольно покачивается туда-сюда, а вслед за ней смещается и автомобиль: чувствительность рулевого управления здесь гораздо выше, чем у Калины.
А еще слишком скользкими показались базовые шины Amtel Planet-2P, которые быстро дали понять, что в предельных режимах Гранта сохранила калиновскую предрасположенность к сносу передка.
Зато никакой раскачки! Конечно, Гранта жестче. Педантично отстукивает каждую щель на дороге и мелко подрагивает на незаметном для глаза микропрофиле. Но подвеска держит кузов на самых крупных волнах и не пасует перед откровенными колдобинами. Очень похоже на Приору, хотя по техническому заданию плавность хода Гранты должна была быть не хуже, чем у Калины. По мне, вышло даже лучше.
И вообще, если не касаться нюансов управляемости и закрыть глаза на ужасный привод коробки и типично вазовские тормоза с тяжеловатой педалью, то... Выходит, что именно Гранта, такая дешевая и простая, - и есть топ-модель АвтоВАЗа? Ведь она лучше и Калины, и Приоры! Не говоря уже про Самары и заднеприводную «классику».
Сместить ее с подиума сможет разве что Калина-2, которая появится не раньше чем через год. Впрочем, у нее уже будет грантовская подвеска (возможно, со вновь доработанными амортизаторами и новым креплением задних амортизаторов к кузову), то же рулевое управление, те же моторы. Кардинально другой будет только внешность. Увы, симпатичный передок Гранты не станет приметой пока что отсутствующего «марочного стиля» АвтоВАЗа.
А сама Гранта во второй половине будущего года прирастет версией Люкс с шестнадцатиклапанным мотором. У нее будет другая комбинация приборов с навигацией и раздельная спинка заднего сиденья с подголовниками. В списке оснащения - АБС, подушка безопасности переднего пассажира, кондиционер, электрообогрев лобового стекла и аудиосистема. Вазовцы говорят, что все это будет стоить примерно 300 тысяч рублей, а Гранта Люкс с «автоматом» Jatco - 350 тысяч. Всего в следующем году АвтоВАЗ сделает 146 тысяч Грант.
Причем это будут не только седаны! На конец года запланировано появление пятидверной Гранты - хэтчбека, или, как его называет Олег Груненков, «большого хэтчбека» - с таким же массивным, как у седана, задним свесом. Тогда же, скорее всего, уйдут на покой хэтчбеки ВАЗ-2113 и 2114. А седан с индексом 2115, который в Тольятти видят серьезным соперником Гранты, уберут с конвейера еще до Нового года.
В более далекой перспективе - обновление Приоры и Нивы.
А как же «логановская» платформа «бэ-ноль», права на использование которой АвтоВАЗ купил у альянса Renault-Nissan за 100 млн долларов?
В первом квартале будущего года в Тольятти начнется выпуск универсалов Лада Ларгус - фактически это Dacia Logan MCV с иными бампером и решеткой радиатора. Но собственных разработок на основе этой платформы, по словам Сергея Мединица, в ближайшем будущем не планируется.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Лада Гранта (ВАЗ-2190) | |||
Модификация | Стандарт | Норма | Люкс | |
Тип кузова | четырехдверный седан | четырехдверный седан | четырехдверный седан | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Объем багажника, л | 480 | 480 | 480 | |
Снаряженная масса, кг | 1040 | 1080 | 1100 | |
Полная масса, кг | 1515 | 1555 | 1575 | |
Масса буксируемого прицепа, кг* | 900/450 | 900/450 | 900/450 | |
Коэффициент аэродинамеческого сопротивления, Сх | 0,367 | 0,367 | 0,353 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с распределенным впрыском | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1597 | 1597 | 1597 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82,0/75,6 | 82,0/75,6 | 82,0/75,6 | |
Степень сжатия | 9,8:1 | 10,5:1 | 10,3:1 | |
Число клапанов | 8 | 8 | 8 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 80/59/5600 | 90/66/5600 | 98/72/5600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 132/3500 | 143/3500 | 145/4000 | |
Коробка передач | механическа, 5-ступенчатая | механическа, 5-ступенчатая | механическа, 5-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | барабанные | барабанные | барабанные | |
Шины | 175/70 R13 | 175/65 R14 | 175/65 R14 | |
Максимальная скорость, км/ч | 164,5 | 167,0 | 168,5 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,5 | 11,8 | 12,0 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 9,3 | 8,5 | 8,7 |
загородный цикл | 6,1 | 5,7 | 5,8 | |
смешанный цикл | 7,3 | 7,2 | 7,3 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 177 | 164 | 164 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-91-95 | бензин АИ-95 | |
* С тормозами/без тормозов |