Юрий Ветров выяснял, кому нужен большой универсал Skoda Superb Combi в эпоху расцвета кроссоверов?

Фото: компания Skoda

Кому нужны большие грузопассажирские легковушки в эпоху расцвета кроссоверов — может, мне? Ведь я, как пел Константин Никольский, «сам из тех, кто спрятался за дверь». Пятой дверью нового универсала Skoda Superb Combi.

Граненый фирменный стиль, созданный шкодовским шеф-дизайнером Йозефом Кабаном, плюс сигарообразные пропорции и плавно ниспадающая линия багажника. Вкупе — поразительный эффект: если не смотреть на шильдики-эмблемы, то новый Superb Combi можно запросто принять за Audi!

Простор на заднем диване — как у представительских лимузинов. За доплату — электрорегулировки пассажирского сиденья с заднего дивана, Wi-Fi, выход в интернет посредством встроенного LTE-модема, трехзонный климат-контроль, от которого проведено охлаждение внутрь бокса-подлокотника с нишей под десятидюймовый планшет. Причем для него можно заказать фирменный кронштейн: крепишь или на подголовнике, или в подстаканнике.

Лучшее — детям! А взрослым — не только кронштейн для планшета, а еще подогрев заднего дивана, трехзонный климат-контроль, панорамная крыша и механические шторки на окнах

Но почему все это вместе с откидным фаркопом и «ножным» управлением электроприводом пятой двери чехи причисляют к шкодовским фирменным штучкам simply clever — к держателю парковочного талона или съемному контейнеру для мусора? Вот у моей Фабии оригинальное ведерко в багажнике или держатель папок в дверном кармане — это simply clever, просто и остроумно. А давно известные опции от Пассата, которые достались Супербу только сейчас, — это better late than never: лучше поздно, чем никогда.

Кстати, адаптивных светодиодных фар или огромного дисплея вместо комбинации приборов Skoda до сих пор не удостоилась. Зато Traffic Jam Assist теперь есть и у чешской машины: до 60 км/ч Superb не только тормозит и разгоняется без участия водителя, но и сам четко держит полосу. Пять лет назад это было фантастикой даже в Мерседесе S-класса, а сегодня — реальность! В Шкоде.

Новые всефольксвагеновские мультимедиасистемы (у Шкоды это Bolero, Amudsen и топ-версия Columbus на фото) поддерживают не только формат MirrorLink для подключения смартфонов, но и Android Auto, и Apple CarPlay

Удлинение крыши по сравнению с хэтчбеком утяжелило корму всего на 20—30 кг, а благодаря переходу на матрицу MQB (больше высокопрочных сталей, оптимизированные компоновочные решения) жесткость кузова на кручение возросла на 13% по сравнению с предыдущим Combi. В огромном багажнике от обилия крючков для сумок рябит в глазах: четыре стационарных и еще четыре откидных! А двухуровневое подполье? В самом низу — докатка, а над ней ниша, где можно спрятать целую коллекцию вин, уложив бутылки плашмя.

Сверху крючки для сумок откидные, внизу — стационарные. По четыре с каждого борта! А еще —стандартная 12-вольтовая розетка и фонарик на магните, исполняющий попутно еще и роль плафона подсветки багажника

Если бы не Mercedes Е-класса, Superb Combi можно было бы назвать самым вместительным универсалом из выпускающихся ныне: 660 литров по системе VDA по шторку (всего на 35 литров меньше, чем у Мерседеса) — и те же 1950 литров, что у Е-класса, при сложенном заднем диване! К слову, Passat Variant предоставляет для поклажи меньше на 10 и 170 литров соответственно.

На этой схеме отлично видна конфигурация грузового отсека и угол, образуемый сложенными спинками и двойным дном багажника. В резерв к гигантским 1950 литрам — еще 201 литр в промежутках между и под сиденьями, а также 41 литр в нише для докатки

Это впечатляет даже на фоне компактвэнов. Ведь схожие объемы предлагают только их удлиненные версии, например, BMW Gran Tourer (645/1905 л) или Citroen Grand C4 Picasso (645/2181 л). Кстати, эти машины могут быть семиместными и имеют куда более широкие возможности по трансформации салона — поэтому даже в России расходятся вчетверо лучше больших универсалов: 13431 против 2834 проданных автомобилей за прошлый год.

Багажник объемом 660 л огромен. Предусмотрены большой люк для лыж и двойное дно: переставляемый пол нивелирует ступеньку, образуемую сложенными спинками
Багажник объемом 660 л огромен. Предусмотрены большой люк для лыж и двойное дно: переставляемый пол нивелирует ступеньку, образуемую сложенными спинками
0 / 0

Почему же Skoda так упрямо держится за классический кузов? Во-первых, объясняют чехи, на универсалы в Европе спрос устойчив, а доля однообъемников постепенно снижается, «вымываясь» кроссоверами. Именно поэтому в следующем году нас ждет новый семиместный Yeti, построенный, как и Superb, из «кубиков» матрицы MQB. И если в России за последние три года продажи больших легковых универсалов даже чуть поднялись, то спрос на однообъемники просел на 22%.

Ну а в-третьих, Skoda — для «умеренных консерваторов». Таких, как я? Мне нравится, что все за рулем Суперба привычно: начиная с отличного чувства переднего габарита и заканчивая горизонтальной организацией пространства. Мне нравится, как едет огромный универсал: безошибочные тормоза и легкий, но при этом информативный руль. Бронетанковая стабильность на прямой и воздушность в поворотах. По серпантинам Южной Баварии, где проходил тест, мчать в радость!

Впрочем, как и в соплатформенном Фольксвагене по извивам подмосковного Рогачевского шоссе. Я провел с новым Пассатом целую неделю перед вылетом в Германию: обе машины едут очень похоже. Одна порода. Разве что «пакет для плохих дорог», увеличивающий клиренс со 149 до 164 мм, может их испортить: как ведут себя адаптированные для России Passat и Superb, мы пока не знаем.

Superb Combi плавен и тих, но при этом не противится активной езде — подобно лифтбеку

Зато точно известна линейка бензиновых двигателей. Всего их пять: 1.4 (125 или 150 л.с.), 1.8 (180 л.с.) и 2.0 (220 или 280 л.с.). Тяги 150-сильного агрегата с двумя отключаемыми цилиндрами (этой технологии АСТ в России не будет) на пустой машине мне вполне хватало и в горах, и для уверенных разгонов до 200 км/ч на безлимитном автобане. Двухлитровый мотор, конечно же, куда резвее, но заметно шумнее и расточительнее (10,2 л/100 км против 6,4 л/100 км у 1.4 в спокойном немецком траффике). И потому оптимум, как и на Пассате, — это тихий, тяговитый и достаточно экономный мотор 1.8 (в цикле NEDC он не прожорливее младшего собрата без АСТ).

При наличии трехзонного климат-контроля бокс между креслами будет с охлаждением. Ближе к водителю в этом ящичке специально организована ниша под десятидюймовый планшет

Только на автомобилях с «роботом» DSG (не важно, будь то сухая «семиступка» для 1.4 и 1.8 или мокрая «шестиступка» в паре с двухлитровым мотором) не забывайте деактивировать старт-стоп, выключающий мотор на 5 км/ч, еще до остановки. В пробках — сплошная дерготня и ощущение, что ползешь преимущественно на стартере. С легкой и четкой шестиступенчатой «механикой» все логичнее: двигатель молчит, только когда рычаг в нейтрали, и моментально запускается, стоит выжать сцепление.

Евро-дизели нам будут недоступны в трех вариантах: 1.6 (120 л.с.) и 2.0 (150 или 190 л.с.). Мол, Евро-6 не для российских условий, и вообще, незачем тратиться в кризис на сертификацию, обучение персонала и прочее — проще оставить лишь бензиновые агрегаты. И это несмотря на то, что двухлитровый дизель был самым востребованным мотором для универсала в России: 244 из 589 Супербов Комби, проданных в прошлом году! А двигатель 1.8, которому российские маркетологи Шкоды сейчас прочат пальму первенства, нашел лишь 195 поклонников среди покупателей Combi.

Кресла массивны, и потому в традиционные шкодовские кармашки на их боковинах помещается не только смартфон, но и более габаритный блокнот

Российские продажи стартуют в начале следующего года. Доплата за «универсальный» кузов нового Суперба в России, скорее всего, составит те же 160—180 тысяч рублей, что и в случае с предшественником или нынешней Октавией. При этом в Германии Passat-седан дороже Суперба-лифтбека на 1500—2500 евро (100—150 тысяч рублей). А стало быть, если расклад сохранится и в России (к этому есть все предпосылки), то Superb Combi у нас будет стоить как четырехдверный Passat. И базовая версия Active с наименее мощным мотором 1.4 (125 л.с.) и «механикой» обойдется примерно в 1 млн 270 тысяч рублей, а Superb Combi 1.8 TSI (180 л.с.) с DSG в разумно-роскошной комплектации Style будет стоить около 1 млн 880 тысяч.

Кстати, «поляна» больших и относительно доступных универсалов в России сейчас практически «зачищена»: остались разве что Citroen C5 и Hyundai i40. «Немецкая тройка» значительно дороже, Opel распродает остатки Инсигний и уходит с рынка... А Volkswagen в ближайшее время не будет привозить Passat Variant в Россию.

Так что если вы тоже из тех, «что спрятались за дверью» большого универсала, то Superb Combi почти безальтернативен.

Если по примеру своего предшественника новый Superb в России в «базе» будет оснащен лишь четырьмя подушками безопасности, это будет не позор, а преступление. Такой автомобиль достоин в лучшем случае трех звезд Euro NCAP: за удар о столб он заработает заслуженную «баранку». В Европе Superb оснащается семью подушками (за доплату — девятью) и потому по праву получил пять звезд от комитета Euro NCAP: результаты во всех видах испытаний близки к максимальным
Если по примеру своего предшественника новый Superb в России в «базе» будет оснащен лишь четырьмя подушками безопасности, это будет не позор, а преступление. Такой автомобиль достоин в лучшем случае трех звезд Euro NCAP: за удар о столб он заработает заслуженную «баранку». В Европе Superb оснащается семью подушками (за доплату — девятью) и потому по праву получил пять звезд от комитета Euro NCAP: результаты во всех видах испытаний близки к максимальным
0 / 0

Паспортные данные
Автомобиль Skoda Superb Combi
Тип кузова пятидверный универсал пятидверный универсал пятидверный универсал пятидверный универсал
Число мест 5 5 5 5
Размеры, мм длина 4856 4856 4856 4856
ширина 1864 1864 1864 1864
высота 1477 1477 1477 1477
колесная база 2841 2841 2841 2841
колея спереди/сзади 1584/1572 1584/1572 1584/1572 1586/1574
Объем багажника, л 660—1950* 660—1950* 660—1950* 660—1950*
Дорожный просвет, мм 149 149 149 149
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх 0,289 0,291 0,288 0,310
Привод передний передний передний передний
Снаряженная масса, кг 1395 1340 (1370)** 1410 (1430)** 1450
Полная масса, кг 1960 1980 (2010) 2050 (2070) 2090
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с комбинированным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с комбинированным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1395 1395 1798 1984
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 74,5/80,0 74,5/80,0 82,5/84,2 82,5/92,8
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 9,6:1 9,6:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 125/92/5000—6000 150/110/5000—6000 (150/110/5000—6000) 180/132/4000—6200 (180/132/5100—6200) 220/162/4500—6200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 200/1400—4000 250/1500—3500 (250/1500—3500) 320/1450—3900 (250/1250—5000) 350/1500—4400
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) роботизированная, 6-ступенчатая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Базовые шины 215/60 R16 215/60 R16 215/60 R16 215/55 R17
Максимальная скорость, км/ч 206 218 (218) 230 (230) 243
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,0 8,7 (8,9) 8,1 (8,2) 7,1
Расход топлива, л/100 км городской цикл 6,8 7,8 (7,5) 7,5 (7,5) 7,9
загородный цикл 4,4 4,9 (4,8) 5,0 (5,0) 5,4
смешанный цикл 5,3 6,0 (5,8) 5,9 (5,8) 6,3
Выбросы CO2, г/км 123 139 (133) 135 (130) 145
Экологический класс Евро-6 Евро-6 Евро-6 Евро-6
Емкость топливного бака, л 66 66 66 66
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95
* При сложенных задних сиденьях
** Данные в скобках — для версий с роботизированной коробкой передач

Рекомендованные статьи