Юрий Ветров выяснял, кому нужен большой универсал Skoda Superb Combi в эпоху расцвета кроссоверов?
Кому нужны большие грузопассажирские легковушки в эпоху расцвета кроссоверов — может, мне? Ведь я, как пел Константин Никольский, «сам из тех, кто спрятался за дверь». Пятой дверью нового универсала Skoda Superb Combi.
Граненый фирменный стиль, созданный шкодовским шеф-дизайнером Йозефом Кабаном, плюс сигарообразные пропорции и плавно ниспадающая линия багажника. Вкупе — поразительный эффект: если не смотреть на шильдики-эмблемы, то новый Superb Combi можно запросто принять за Audi!
Простор на заднем диване — как у представительских лимузинов. За доплату — электрорегулировки пассажирского сиденья с заднего дивана, Wi-Fi, выход в интернет посредством встроенного LTE-модема, трехзонный климат-контроль, от которого проведено охлаждение внутрь бокса-подлокотника с нишей под десятидюймовый планшет. Причем для него можно заказать фирменный кронштейн: крепишь или на подголовнике, или в подстаканнике.
Но почему все это вместе с откидным фаркопом и «ножным» управлением электроприводом пятой двери чехи причисляют к шкодовским фирменным штучкам simply clever — к держателю парковочного талона или съемному контейнеру для мусора? Вот у моей Фабии оригинальное ведерко в багажнике или держатель папок в дверном кармане — это simply clever, просто и остроумно. А давно известные опции от Пассата, которые достались Супербу только сейчас, — это better late than never: лучше поздно, чем никогда.
Кстати, адаптивных светодиодных фар или огромного дисплея вместо комбинации приборов Skoda до сих пор не удостоилась. Зато Traffic Jam Assist теперь есть и у чешской машины: до 60 км/ч Superb не только тормозит и разгоняется без участия водителя, но и сам четко держит полосу. Пять лет назад это было фантастикой даже в Мерседесе S-класса, а сегодня — реальность! В Шкоде.
Удлинение крыши по сравнению с хэтчбеком утяжелило корму всего на 20—30 кг, а благодаря переходу на матрицу MQB (больше высокопрочных сталей, оптимизированные компоновочные решения) жесткость кузова на кручение возросла на 13% по сравнению с предыдущим Combi. В огромном багажнике от обилия крючков для сумок рябит в глазах: четыре стационарных и еще четыре откидных! А двухуровневое подполье? В самом низу — докатка, а над ней ниша, где можно спрятать целую коллекцию вин, уложив бутылки плашмя.
Если бы не Mercedes Е-класса, Superb Combi можно было бы назвать самым вместительным универсалом из выпускающихся ныне: 660 литров по системе VDA по шторку (всего на 35 литров меньше, чем у Мерседеса) — и те же 1950 литров, что у Е-класса, при сложенном заднем диване! К слову, Passat Variant предоставляет для поклажи меньше на 10 и 170 литров соответственно.
Это впечатляет даже на фоне компактвэнов. Ведь схожие объемы предлагают только их удлиненные версии, например, BMW Gran Tourer (645/1905 л) или Citroen Grand C4 Picasso (645/2181 л). Кстати, эти машины могут быть семиместными и имеют куда более широкие возможности по трансформации салона — поэтому даже в России расходятся вчетверо лучше больших универсалов: 13431 против 2834 проданных автомобилей за прошлый год.
Почему же Skoda так упрямо держится за классический кузов? Во-первых, объясняют чехи, на универсалы в Европе спрос устойчив, а доля однообъемников постепенно снижается, «вымываясь» кроссоверами. Именно поэтому в следующем году нас ждет новый семиместный Yeti, построенный, как и Superb, из «кубиков» матрицы MQB. И если в России за последние три года продажи больших легковых универсалов даже чуть поднялись, то спрос на однообъемники просел на 22%.
Ну а в-третьих, Skoda — для «умеренных консерваторов». Таких, как я? Мне нравится, что все за рулем Суперба привычно: начиная с отличного чувства переднего габарита и заканчивая горизонтальной организацией пространства. Мне нравится, как едет огромный универсал: безошибочные тормоза и легкий, но при этом информативный руль. Бронетанковая стабильность на прямой и воздушность в поворотах. По серпантинам Южной Баварии, где проходил тест, мчать в радость!
Впрочем, как и в соплатформенном Фольксвагене по извивам подмосковного Рогачевского шоссе. Я провел с новым Пассатом целую неделю перед вылетом в Германию: обе машины едут очень похоже. Одна порода. Разве что «пакет для плохих дорог», увеличивающий клиренс со 149 до 164 мм, может их испортить: как ведут себя адаптированные для России Passat и Superb, мы пока не знаем.
Зато точно известна линейка бензиновых двигателей. Всего их пять: 1.4 (125 или 150 л.с.), 1.8 (180 л.с.) и 2.0 (220 или 280 л.с.). Тяги 150-сильного агрегата с двумя отключаемыми цилиндрами (этой технологии АСТ в России не будет) на пустой машине мне вполне хватало и в горах, и для уверенных разгонов до 200 км/ч на безлимитном автобане. Двухлитровый мотор, конечно же, куда резвее, но заметно шумнее и расточительнее (10,2 л/100 км против 6,4 л/100 км у 1.4 в спокойном немецком траффике). И потому оптимум, как и на Пассате, — это тихий, тяговитый и достаточно экономный мотор 1.8 (в цикле NEDC он не прожорливее младшего собрата без АСТ).
Только на автомобилях с «роботом» DSG (не важно, будь то сухая «семиступка» для 1.4 и 1.8 или мокрая «шестиступка» в паре с двухлитровым мотором) не забывайте деактивировать старт-стоп, выключающий мотор на 5 км/ч, еще до остановки. В пробках — сплошная дерготня и ощущение, что ползешь преимущественно на стартере. С легкой и четкой шестиступенчатой «механикой» все логичнее: двигатель молчит, только когда рычаг в нейтрали, и моментально запускается, стоит выжать сцепление.
Евро-дизели нам будут недоступны в трех вариантах: 1.6 (120 л.с.) и 2.0 (150 или 190 л.с.). Мол, Евро-6 не для российских условий, и вообще, незачем тратиться в кризис на сертификацию, обучение персонала и прочее — проще оставить лишь бензиновые агрегаты. И это несмотря на то, что двухлитровый дизель был самым востребованным мотором для универсала в России: 244 из 589 Супербов Комби, проданных в прошлом году! А двигатель 1.8, которому российские маркетологи Шкоды сейчас прочат пальму первенства, нашел лишь 195 поклонников среди покупателей Combi.
Российские продажи стартуют в начале следующего года. Доплата за «универсальный» кузов нового Суперба в России, скорее всего, составит те же 160—180 тысяч рублей, что и в случае с предшественником или нынешней Октавией. При этом в Германии Passat-седан дороже Суперба-лифтбека на 1500—2500 евро (100—150 тысяч рублей). А стало быть, если расклад сохранится и в России (к этому есть все предпосылки), то Superb Combi у нас будет стоить как четырехдверный Passat. И базовая версия Active с наименее мощным мотором 1.4 (125 л.с.) и «механикой» обойдется примерно в 1 млн 270 тысяч рублей, а Superb Combi 1.8 TSI (180 л.с.) с DSG в разумно-роскошной комплектации Style будет стоить около 1 млн 880 тысяч.
Кстати, «поляна» больших и относительно доступных универсалов в России сейчас практически «зачищена»: остались разве что Citroen C5 и Hyundai i40. «Немецкая тройка» значительно дороже, Opel распродает остатки Инсигний и уходит с рынка... А Volkswagen в ближайшее время не будет привозить Passat Variant в Россию.
Так что если вы тоже из тех, «что спрятались за дверью» большого универсала, то Superb Combi почти безальтернативен.
Паспортные данные | |||||
Автомобиль | Skoda Superb Combi | ||||
Тип кузова | пятидверный универсал | пятидверный универсал | пятидверный универсал | пятидверный универсал | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4856 | 4856 | 4856 | 4856 |
ширина | 1864 | 1864 | 1864 | 1864 | |
высота | 1477 | 1477 | 1477 | 1477 | |
колесная база | 2841 | 2841 | 2841 | 2841 | |
колея спереди/сзади | 1584/1572 | 1584/1572 | 1584/1572 | 1586/1574 | |
Объем багажника, л | 660—1950* | 660—1950* | 660—1950* | 660—1950* | |
Дорожный просвет, мм | 149 | 149 | 149 | 149 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх | 0,289 | 0,291 | 0,288 | 0,310 | |
Привод | передний | передний | передний | передний | |
Снаряженная масса, кг | 1395 | 1340 (1370)** | 1410 (1430)** | 1450 | |
Полная масса, кг | 1960 | 1980 (2010) | 2050 (2070) | 2090 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с комбинированным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с комбинированным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1395 | 1395 | 1798 | 1984 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 74,5/80,0 | 74,5/80,0 | 82,5/84,2 | 82,5/92,8 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 10,5:1 | 9,6:1 | 9,6:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 125/92/5000—6000 | 150/110/5000—6000 (150/110/5000—6000) | 180/132/4000—6200 (180/132/5100—6200) | 220/162/4500—6200 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 200/1400—4000 | 250/1500—3500 (250/1500—3500) | 320/1450—3900 (250/1250—5000) | 350/1500—4400 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) | механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) | роботизированная, 6-ступенчатая | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые | |
Базовые шины | 215/60 R16 | 215/60 R16 | 215/60 R16 | 215/55 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 206 | 218 (218) | 230 (230) | 243 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 10,0 | 8,7 (8,9) | 8,1 (8,2) | 7,1 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 6,8 | 7,8 (7,5) | 7,5 (7,5) | 7,9 |
загородный цикл | 4,4 | 4,9 (4,8) | 5,0 (5,0) | 5,4 | |
смешанный цикл | 5,3 | 6,0 (5,8) | 5,9 (5,8) | 6,3 | |
Выбросы CO2, г/км | 123 | 139 (133) | 135 (130) | 145 | |
Экологический класс | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 | |
Емкость топливного бака, л | 66 | 66 | 66 | 66 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | |
* При сложенных задних сиденьях ** Данные в скобках — для версий с роботизированной коробкой передач |