Примеряем на себя каршеринг — от старейшего оператора Anytime до недавно запустившегося Яндекс.Драйва

Фото: Дмитрий Питерский | Степан Шумахер

Каршеринг (от английского carsharing, «совместное пользование автомобилем») — это краткосрочная аренда с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Первый оператор каршеринга появился в Москве еще в 2012 году, а в начале 2018-го мы насчитали уже тринадцать столичных компаний! Четырнадцатым оператором стал Яндекс.Драйв, который начал работу в середине февраля. Появился каршеринг и в ­Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Нижнем Новгороде, во многих городах Краснодарского края. Минимальная цена за минуту аренды — пять рублей, но Яндекс кроме поминутного тарифа намерен ввести и фиксированные цены на поездки по определенным маршрутам. Действительно ли краткосрочная аренда может заменить собственный автомобиль? Мы выбрали несколько популярных служб каршеринга в Москве, кинули жребий — и каждый из «примеряльщиков» отправился скачивать соответствующее приложение на свой смартфон.

Никогда прежде я не проникал в машину столь стремительно и вероломно. Щетка и прогрев? Не в этот раз. Стекло почищу на ходу, пристегнусь за поворотом, снег на фарах — отвалится в плотных слоях атмосферы. Аренда начинается с открывания центрального замка, поэтому угнать за шестьдесят секунд — это первое, что нужно уметь, когда берешь в аренду Audi A3 за 15 рублей в минуту.

И никогда прежде я не водил так цинично. «Гони на все деньги» — главный инстинкт, который пробуждается каршерингом. Я вроде бы уже положил на счет 500 рублей и убедил себя, что это разумная плата за эксперимент, но счетчик в голове все равно не выключается: сбросил газ — потерял рубль, не успел на светофор — полтинник. Интересно, кто первым додумается ставить на машины каршеринга таксометр вместо тахометра?

Да, я везде и всюду опаздываю, поэтому не умею прощать промедления другим. Перепутавший подъезды таксист, светофорный соня, пропустивший «стрелку», или задержавшийся на пару минут автобус — каждая такая заминка возводит мое собственное опоздание в квадрат. И каршеринг, кажется, как раз для таких случаев, потому что сулит избавить от таксистов, потери времени на заправку и на оплату парковки, к тому же подстегивает не зевать на дороге. Но на самом деле это самый медленный транспорт в городе.

Найти автомобиль, осмотреть, сфотографировать, отправить снимки... Десять минут, еще две, и еще. Приложение позволяет использовать это время для дистанционного прогрева? Ну что вы, я и так уже раскален добела.

Но больше всего, конечно, жалко птичку. То есть машину. Я по жребию должен «примерять» премиум-экипажи, которые предлагает Anytime в категории Black, — Audi A3 и Nissan Qashqai. Однако в окрестностях моего дома на Савеловской, как назло, пасутся только «бюджетники», а миграция дорогих машин подчинена необычной логике: чем «премиумнее» автомобиль, тем «спальнее» район его ночевки. Поэтому ради встречи с Audi пришлось вызывать такси.

Двести пятьдесят рублей и полчаса на Убере в Стрешнево. Промзона. Мороз. Пробка на Волоколамке. О, как я ненавидел эту Audi! Как мечтал побыстрее расправиться с ней.

И как жалел. Эта бедная, пустая и тщедушная «трешка» была рождена для жизни с какой-нибудь студенткой, полной надежд и открытий, но вместо этого брошена на улицу служить идеалам новой мобильности, сочетающим черты социализма и группового изнасилования.

Отпустите их, а? Все эти Audi, Мерседесы, BMW, кроссоверы. Не мучайте. Ведь нет ничего более глупого, чем премиум-каршеринг. Комфорта и достоинства в машине с обклейкой «везу за копейки» я не почувствовал, экономического смысла — тем более. Нужно ли говорить, что моя поездка до редакции не вписалась ни в 500 рублей, ни в тысячу? Шестьдесят пять минут стоили 777 рублей плюс еще 250 за такси. Опыт с кроссовером Qashqai не лучше: почти час и 700 рублей. В два раза дороже, чем на такси, и в два раза дольше, чем на общественном транспорте.

Впрочем, был и позитивный опыт: однажды каршеринговый Rio-хэтчбек довез меня до редакции за 430 рублей по пробкам, а в другой раз smart из соседнего сервиса YouDrive — за 230 без пробок. Уже сравнимо с такси, хотя ­по-прежнему медленнее и нервознее.

Мне нравится все новое, даже если оно пока что хуже старого. Я даже не стал читать условия пользования, просто зажмурился и нажал «принимаю». По-моему, коммунальные автомобили — это всерьез и надолго, в любом случае придется зажмуриться и принять. И наверняка совсем скоро каршеринг станет удобным и доступным, но для этого, во-первых, получасовая поездка должна стоить не больше 150 ­рублей — причем совсем неважно, какой это будет автомобиль. Во-вторых, количество операторов и машин должно увеличиться настолько, чтобы немного превысить спрос и запустить механизмы демпинга, как это произошло с такси. В-третьих, должны ­появиться платформы-агрегаторы с единой регистрацией для всех сервисов. В-четвертых, навигационные системы должны просчитывать путь не «к двери», а до ближайшего парковочного пространства и облегчать поиск места. Ну и наконец, в машинах на панели приборов должны появиться таксометры. Тогда не придется следить за счетчиком на экране смартфона — и можно будет вести шеринг-кар вежливее и аккуратнее. И быстрее.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи