В нашей «примерочной» — 235-сильная Лада Гранта
Эта «примерка» - необычная: специально для Авторевю команда ТМС Спорт во главе с исполнительным директором Владиславом Незванкиным привезла на трассу Moscow Raceway две гоночные Лады Гранты, на которых в течение прошедшего сезона ездил в Кубке Лада Гранта Владимир Мельников. На семерых «примерщиков» - почти целый день тестовых заездов! Причем Наталья Якунина и Дарья Лаврова вообще впервые в жизни надели шлемы и гоночные перчатки.
С технической стороны кубковая Гранта - это 235-сильный турбомотор 1.6 и кулачковая шестиступенчатая коробка передач подготовки Торгмаша, тормоза AP Racing и амортизаторы KW. Подготовленный к гонкам автомобиль стоит 1 млн 890 тысяч рублей, но его можно арендовать на один этап за 150 тысяч рублей. По скорости и времени круга Гранта в российском «кольце» уступает только машинам класса Туринг.
Леонид Голованов
Редактор Авторевю
Рост 176 см
Водительский стаж 27 лет
Ездит на автомобилях Mitsubishi Lancer Evolution IX и ГАЗ-21Р
Не верю. Неужели все это происходит с нами здесь и сейчас, в России? Что все это вокруг реальное - трибуны, боксы, настоящая гоночная трасса? Не в Спа, не в Зандфорте - под Москвой.
А этот гоночный автомобиль - марки Лада. С турбомотором и «секвенталкой» торгмашевского производства. Можем ведь, когда захотим?
Щеки стиснуты шлемом, но это металлически звенящее бешенство не заглушить ничем. Правда, поначалу не понимаешь, где здесь обещанные 235 «лошадей»: трасса мокрая, но передок в виражах под полной тягой буксует несильно. Однако нужно вкатиться, нужно войти в этот ритм - он особый, гоночный, ничего общего с обычной жизнью. Обороты держать от «у-у-у» до «а-а-а» - то есть примерно от 3500 до 5500 об/мин, - переключаться вверх по лампочке, вниз на автоматизме. И - атаковать! Легкий и информативный (по гоночным меркам) руль, монолитные реакции, отличный «держак» в виражах. Передний привод - в дождь не так страшно. Но ошибок Гранта прощать не склонна. Догнал дядю Ваню на «гражданской» Гранте Спорт, решил не обгонять в повороте, сбросил газ перед виражом, коснулся тормоза - и... Сорвало моментально! Закрутило, как в блендере.
Хорошо, остался в пределах трассы. Чччерт, почему не врубается первая... Врубилась-таки. И вновь - гул мотора, вой шестерен, грохот коробки, адреналин по венам... Если «по-мокрому» мой стоковый Lancer Evo IX не отстает от гоночной Гранты, то по мере высыхания асфальта ее преимущество становится подавляющим. Она быстрая, она азартная, она настоящая. Отличный вариант для начинающих гонщиков.
Конечно, иномарки, как всегда, выиграют при прямом сравнении - наверняка кубковый Seat Leon с DSG будет не медленнее. И однозначно надежнее. Даже у нас, вне гонок, сломалась уставшая за сезон полуось - а когда за руль сел сам Незванкин, шеф проекта Lada Granta Cup, у него на ходу «отстегнулся» рычаг подвески. Хорошо, лишь скользнул по отбойнику, прошелся по касательной.
Но при всех проблемах кубковая Гранта - это уже не Лада Развалюшн. И я надеюсь, что за Кубком Гранта последуют и другие. Потому что... Люди, у которых, есть деньги, - почему вы до сих пор не в шлемах? Поверьте, мало в мире занятий круче, чем автоспорт. Правда, и занятий дороже - тоже мало.
Наталья Якунина
Художественный редактор Авторевю
Рост 178 см
Водительский стаж 18 лет
Ездит на автомобиле Toyota RAV4
Перед поворотом на автодром я остановилась, подкрасилаcь, вышла из машины, прогулялась.
Вот что меня сюда понесло? Сейчас бы за опятами - воздух после дождя чистый, солнышко.
Но как увидела «авторевюшную» Ладу Гранту... Какая же она красавица! Никакие фотографии не могут передать образ яркой, маленькой, плотной, как пуля, машины. Я смотрела на нее, гладила и молча гордилась. Тем, что машину раскрасили по эскизу моего сына Никиты. Я гордилась Володей Мельниковым, который так здорово провел свой первый гоночный сезон, гордилась всей нашей командой Авторевю и, конечно, собой - я ведь тоже член команды, можно сказать, ветеран.
На трассу меня выпустят первой. Но сначала Мельников сам сядет за руль, покажет трассу, расскажет, как себя вести.
И это было нечто. Я, почти не отрываясь, смотрела на спидометр, на какие-то красные огоньки, на то, как Володя меняет передачи. Потому что смотреть вперед было страшно. Невероятно страшно. Еще страшнее было думать о том, что еще два круга - и поеду я. Делаю вид, что слушаю, а сама жалею себя и утешаю: мне ведь можно и на второй передаче, мне можно и двадцать километров в час. А можно и не выезжать. В шлеме меня уже сфотографировали, текст у меня в голове уже готов: всю жизнь, мол, мечтала и наконец...
Когда меня приковали к сиденью мощными ремнями, когда включили связь, шансов не осталось. Неясными кусками в голове пролетела вся жизнь. Вспомнился даже Юрий Гагарин.
Хорошо, что справа от меня сел Володя. Оказывается, он продолжал объяснять, как входить в поворот, где притормозить, как «распустить» машину...
Мы проехали три круга. Вы не поверите, но если бы не очередь из моих коллег, я бы ехала еще и еще. Страх исчез, и мне даже показалось, будто что-то получается.
Потом я переоделась и подошла к нашим ребятам. Издалека приближался и нарастал рев, а когда он стал оглушительным, мимо пронеслась красно-белая Гранта. Там кто, Голованов? Леня, Ленечка... Мне снова стало страшно, и я отвернулась.
Сергей Знаемский
Корреспондент Авторевю
Рост 185 см
Водительский стаж 12 лет
Один, два, три, четыре - вторая! Один, два, три, четыре - вторая!
Это я отсчитываю повороты, перед которыми нужно включить вторую передачу. На трассе Moscow Raceway есть всего пара мест, где нахрапистый тольяттинский мотор скатывается в турбояму, требуя передачу ниже третьей. Но я, хоть убей, никак не могу ни запомнить, ни прочувствовать эти повороты. Что машина, что автодром мне в новинку - я лишь слепо зубрю.
Четвертый поворот после старт-финишной прямой, я толкаю костыль «секвенталки» на один раз больше. И потом опять - тоже в четвертом повороте, но уже после длинного подъема на холм.
Как обычно бывает в случае с автомобилем серьезнее тебя, ты не «примеряешь», а примеряешься. Экзамен не Гранты - Грантой. В кургузом комбинезоне с чужого плеча за рулем «боевой» Лады команды «Авторевю Russian Bears» я - словно медведь при поступлении в цирковое училище.
Не возьмут. У меня что-то не так с ногами и руками, а главное - с ушами. Через переговорку слышу каждое слово сидящего рядом главного «дрессировщика» всего Кубка Лада Гранта Андрея Абрамова, а делаю все наперекосяк. Рву мотор, деру руль, топчу педали. Могу - ого! - проволочь Гранту боком, могу запустить волчком, но чтобы просто по-человечески ехать - лапы мешают. Проблема не с ушами - со всей головой!
Хотя почему-то не выгнали. Дали прокатиться еще, потом еще...
А может, косолапого только Гранта и исправит? Может, таким и должен быть первый серьезный кольцевой болид?
Гранта по-переднеприводному послушна и великодушна - ее несложно и понять, и поймать, и простить. Двигатель и кулачковая коробка «везут», а тормоза AP Racing дарят совсем незнакомое на Ладах ощущение безопасности. В поворотах помогает «самоблок», на прямике - работающая аэродинамика. А уж как Гранта щедра на живой контакт с гоночным «железом» - шумы, вибрации, ремонты...
Лучше Лады парты нету - тем более для медведей вроде меня. За десяток кругов я зазубрил повороты. Потом - траекторию. Потом точки торможения...
А что, вдруг и из меня получится настоящий Russian Bear?
Правда, как я понимаю, бесплатного обучения в грантовском Кубке не предусмотрено. Во всяком случае для косолапых.
Двигатель и кулачковая коробка «везут», а тормоза AP Racing дарят совсем незнакомое на Ладах ощущение безопасности
Владимир Мельников
Корреспондент Авторевю
Рост 188 см
Водительский стаж 9 лет
Ездит на автомобиле BMW 320xd Touring
Я и до этого не раз ездил в гоночной Гранте справа - в качестве ученика с Дмитрием Брагиным и Владимиром Шешениным. А сейчас я сам учитель:
- Наталья, рычаг переключения передач нужно толкать коротким и резким движением, тогда не будет хруста. Здесь можно ехать чуть быстрее.
- Даша, тормозим, тормозим, активнее тормозим! Еще тормозим!
Наталью Якунину я сначала проинструктировал, а затем прокатил несколько кругов пассажиром - спокойно, чтобы дать представление о трассе, переключениях, шумах внутри автомобиля. Эффект оказался неожиданным: чаще других в рассказе Натальи о поездке со мной проскакивало слово «страшно». Наслушавшись, Дарья Лаврова наотрез отказалась быть пассажиркой.
Но ехала Наталья аккуратно и вдумчиво. Быстро освоилась с переключениями, уверенно продавливала тугую педаль тормоза. А как издевательски она объехала развернувшуюся перед нами Гранту с Головановым за рулем! Я даже подумал, что эта поездка вообще не вызовет у Якуниной сильных эмоций, настолько сосредоточенно и аккуратно она управляла гоночным автомобилем все десять минут.
Даша не поехала - она рванула с места! Вторая передача, третья, четвертая, снова третья. Мне показалось, что ей очень понравилась кулачковая коробка. Когда на дальнем прямике скорость перевалила за 160 км/ч, я посоветовал начать торможение - вдруг хрупкая Лаврова не сможет заставить гоночные тормоза сработать как надо. Заставила! Но тут же отпустила, чтобы начать подготовку к повороту. Пришлось напомнить, что гоночные автомобили не отменяют законов физики и лучше еще сильнее сбросить ход.
Интересно, что и Наташа, и Даша были так сосредоточены на самом процессе управления гоночным автомобилем, что совсем забыли о правильных траекториях. В левые повороты заезжали с левой же части трассы, и наоборот. Я лишь деликатно напоминал, что для наших заездов арендован весь трек. Зато ни одного вылета или разворота! Буду считать это своей первой победой на педагогическом поприще.
Жаль, что Лаврову не прокатил, хотел все спокойно показать.
Иван Шадричев
Эксперт Авторевю
Рост 170 см
Водительский стаж 43 годa
Ездит на автомобиле Ford Transit Connect 1.8 TDCI
До сей поры мои кольцевые экзерсисы ограничивались двумя кругами по старому еще Мячкову (это с маневрами промеж самолетов), да еще случилось один круг прохватить по «Невскому кольцу», тягая прицеп с разбитым Polo. Тем интереснее было и эту трассу попробовать. Жаль, погода подкачала: асфальт сырой, да и холодно. Правда, и шины дождевые стоят.
Не без труда протиснулся через трубы каркаса, притянули меня ремнями. Завел мотор - и шумно даже в шлеме; опять же, и вибрации все тело пронизывают. Еду аккуратненько, мне казалось, что даже медленнее, нежели на фургоне своем, пробую покрытие. И не понимаю шин, не чувствую момента их срыва. В самом затычном повороте чуток прикрыл газ - и мгновенный разворот. Норовистая!
Ладно, еду дальше. На разгоне шины-то худо-бедно работают, в торможении - ощутимо лучше, а вот вбок - ну никак. Мотор использую едва ли на треть, даю ему полный газ лишь на прямиках.
Во втором заезде малек пообвыкся, еду уже от поребрика к поребрику, хотя на них не забираюсь. Уже удается отлавливать колебания машины, главное - в повороте тянуть машину газом.
Третий заезд пошел еще веселее, чувствую - могу сесть на хвост машине впереди идущей. Добавляю. Потом еще чуток... А на разгоне из самого «кривого» поворота вдруг сильно задергался руль, да и стуки пошли неприятные. Машина рулится непонятно, с рывками и заеданиями - и тащит ее в сторону. Мне все же удалось плавно докатиться до боксов, а там я узнал, что лопнул вал привода левого колеса.
Пока суд да дело с заменой, остыл я, расслабился. И в очередном заезде опять пришлось насиловать себя, напряженно работать. Чувствую, что устал, об удовольствии и речи нет, но заставляю себя тормозить все позже и все резче. И только начало второе дыхание открываться, как истекло отведенное время.
Понравилась ли езда? Скорее, на пользу пошла, в копилочку. И если еще представится подобная возможность, буду, пожалуй, благодарен.
Олег Растегаев
Эксперт Авторевю
Рост 190 см
Водительский стаж 20 лет
Ездит на автомобиле Ford Focus 1.8
- Стой, стой, стой! Нет-нет, быстрее на трассу! Охлаждай тормоза!
Вторую сессию заездов я закончил с горящими задними колодками. Три круга на «ручнике»! И как я не почувствовал этого на трассе?
- Все правильно, - объяснил Андрей Иванович Абрамов, гоночный инженер фирмы ТМС Спорт, - когда механики меняли сломанный привод, они поставили Гранту на «ручник».
А «ручник» гидравлический. Жидкость была разогрета, потом остыла, хватка колодок чуть ослабла - и я, не зная, что стоящий вертикально маленький металлический рычажок возле пассажирского сиденья и есть «ручник», спокойно отправился на трассу. Первые два круга все было хорошо - и на прямой, и в поворотах. А на третьем круге тормозная жидкость в приводе «ручника» разогрелась - и на самой длинной прямой вместо 190км/ч Granta набрала лишь 150 км/ч. Хорошо, что следом за этой прямой - заезд на пит-лейн. И совсем хорошо, что моя поездка «на ручнике» обошлась без последствий: однажды, говорят, машина после такой езды сгорела прямо на трассе.
Помимо сессии «на ручнике» я проехал еще две: одну по мокрому асфальту и одну посуху. В «мокром» заезде с трудом привыкал к машине, пытаясь нащупать узкую грань срыва в скольжения дождевых шин Yokohama. Педаль тормоза очень тугая - усилие раза в три больше, чем на «гражданской» машине, и это мешает ощутить начало блокировки. Да и в поворотах в ответ на сброс газа - резкий срыв задней оси. Никак не ожидал, что гоночные дождевые шины такие нервные.
Но стоило трассе подсохнуть, и все встало на свои места - на сликах «боевая» Гранта едет именно так, как я хочу. С прекрасным «упором в траекторию», с поддающимися коррекции скольжениями. И при торможении все встало на свои места.
Но главное, пришло «чувство кулачка» - я перестал ошибаться при переключении передач. Поначалу на торможении спешил переходить на низшие ступени - оказывается, это надо делать позже. А вверх переключался слишком «мягко», хотя Гранта требовала жесткого, но точного рывка. Будь это гражданский автомобиль, рычаг бы уже согнулся или оторвался. Здесь не переключение - вколачивание передач!
Еще пару тренировочных сессий - и я готов квалифицироваться в Кубке Лада Гранта. Но как ездить по мокрой трассе, пока не представляю.
Дарья Лаврова
Телепродюсер
Рост 169 см
Водительский стаж 13 лет
Ездит на автомобиле BMW 325i xDrive
Все было как в кино. Чудесный осенний день, пустынный, залитый солнцем трек и две «боевые», готовые к подвигам красавицы Гранты. Честно: я дико боялась и вообще сомневалась, что сяду за руль. Все такое железное, жесткое, каркас, кнопочки, невозможно длинный рычаг переключения передач, да еще и двигается только вперед-назад. Решила так: если Наташа Якунина, которая уже была в полном «боевом» обмундировании, после своих кругов приедет, снимет шлем и не окажется под ним совершенно седой, я тоже рискну. Но Якунина приехала счастливая.
Володя Мельников ждал меня в машине на штурманском месте. Пока вникала в его наставления, столкнулась с неожиданной трудностью: придвинув насколько можно кресло к рулю, я все равно лишь едва дотягивалась до педалей. Профессиональные гонщики в большинстве своем люди невысокие, и такая странная особенность меня удивила. Кто-то из механиков снял пуховик, сложил и положил мне за спину. Когда меня почти намертво пристегнули ремнями, а я пожаловалась, что слишком туго, сказали, что по-хорошему должно быть даже больно. И я решила больше не ныть.
Вот только как тронуться с места, если педали настолько тугие, да еще и с таким коротким ходом? Сколько раз заглохла - не помню, но когда тронулись, поняла: машину водить я не умею.
Первые два круга ползла черепашкой, сильно нервничала. Спасли спокойные подсказки Володи и то, что гоночная Лада неожиданно становилась послушной. Она терпеливо прислушивалась к моим неуверенным командам, выполняя их аккуратно и точно. На третьем кругу почувствовала, на какой мощный наркотик я подсела. Это невероятные ощущения! А когда мое время истекло, гоночная Лада уже казалась мне не просто послушной, а ласковой. Она сделана с любовью и заботливыми руками. И здорово, что именно этот закаленный и такой родной автомобиль первым подарил мне опыт на треке.
Никита Гудков
Редактор рубрики Автоспорт
Рост 187 см
Водительский стаж 18 лет
Ездит на автомобиле Seat Leon 1.4 TSI
Перед заездами обсуждаем с механиками кулачковую секвентальную коробку передач Гранты. А есть, спрашиваю, отдельно шестерни - сфотографировать? В ответ кто-то смеется: в техничке нет, но по ходу заездов внутренности коробки наверняка покажут себя, в прямом смысле слова.
Гранта - это полноценная гоночная, но все-таки Лада. На торможениях рулевая колонка ходит ходуном. На мокрой трассе ощущения на рулевом колесе говорят о том, что с геометрией передней подвески что-то не так: «ноль» пустой, а повернешь баранку градусов на девяносто - и реакция машины становится очень острой. Передачи в секвентальной коробке надо вбивать, и то без гарантии успеха…
Но если асфальт сух, а Гранта недавно перебрана, мчать на ней очень приятно. Отлично «рулится» тягой, прогнозируемо срывается в скольжения и держится за трассу получше любого суперкара.
Одно не дает покоя. Не должен, не может автомобиль марки Лада иметь ценник в два миллиона рублей. Я понимаю, когда столько же стоит кубковая Subaru WRX - полноприводный, раза в полтора более мощный и «кайфовый» автомобиль иностранного производства. А у Гранты даже та самая коробка передач - наша, тольяттинская.
По-человечески я целиком понимаю Незванкина и его коллег - работать с «навороченными» гоночными машинами интересно и приятно. Я и сам, если бы в свое время не уволился из-за безденежья из лаборатории скоростных автомобилей МАДИ, наверное, делал бы то же.
Но Лада - это априори просто, доступно и дешево. Какая отдача от рекламы бренда Лада в дорогущем Кубке Лада Гранта? Целевая аудитория Лады не «живет» в интернете, где показывают гонки Кубка, а кто еще пишет о них, кроме Авторевю? Если бы этапы проводились еще и в Воронеже, Липецке или Тамбове…
Убежден: «боевая» Лада должна быть доступной и простой. Только тогда она станет массовой, какими были ВАЗ 21083-06 или более поздняя монокубковая «восьмерка». Коробки передач - почти серийные, дешевые - ломались на них не чаще. И сотни тех доступных машин разошлись во все подвиды автоспорта, от кросса до ралли, действительно неся в массы спортивный дух марки, причем без одобрения отдела маркетинга. Посмотрите на наши улицы: если и встречаются аккуратные, с умом и вкусом доработанные Лады, то это в основном Самары, а не южнороссийские Приоры или «колхозные» Гранты.
И для кого или на кого работает вазовская спортивная программа?
Но стоило трассе подсохнуть, и все встало на свои места - на сликах «боевая» Гранта едет именно так, как я хочу
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | кубковая Лада Гранта | |
Тип кузова/число мест | 4-дверный седан | |
Размеры, мм | длина | 4275 |
ширина | 1810 | |
высота | 1380 | |
колесная база | 2560 | |
колея передняя/задняя | 1565/1565 | |
Снаряженная масса, кг | 1080 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1597 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | ||
Степень сжатия | 9,0:1 | |
Число клапанов | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 235/176/6400 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 280/4000 | |
Коробка передач | 6-ступенчатая, механическая, кулачковая, секвентальная | |
Привод | передний, с дисковой блокировкой в межколесном дифференциале | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | |
Тормоза | ||
Передние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые, вентилируемые/330 | |
Передние тормозные механизмы | 4-поршневые, с фиксированной скобой | |
Задние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые/260 | |
Задние тормозные механизмы | 2-поршневые, с фиксированной скобой | |
Шины | 235/610 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 198* | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,6 | |
Расход топлива, л/100 км | 47** | |
Емкость топливного бака, л | 50 | |
Топливо | гоночный бензин с октановым числом 102 | |
* По данным блока записи параметров по итогам сезона ** Усредненный показатель в гоночном режиме |