Гоночный Mini Cooper S с пробегом 311000 км — нестареющий источник наслаждения
Вы бы поверили в то, что малокубатурный 170-сильный двигатель 1.6 с наддувом способен не просто выдержать 311 тысяч километров без капремонта за 16 лет, но и помогать победам в гонках? Причем под капотом Mini серии R50.
– Никакой он не R50! Так обозначались только Mini с атмосферниками, — тут же поправляет меня Сергей Рыбак, владелец машины. — А Cooper S носил индекс R53. Впрочем, во многих каталогах запчастей до сих пор встречается и обозначение R50…
Историю создания Алеком Иссигонисом первого Mini, представленного в 1959 году, нынче знают все. А крылатые фразы Иссигониса вроде «конструктор должен разрабатывать машины исключительно для себя» сегодня запросто могли бы разойтись на мемы. Но неоклассический Mini с внутризаводским обозначением R50/R53 образца 2001 года, как показало время, ценен для матери-истории ничуть не меньше.
В 1994 году немцы из BMW купили Rover Group, что называется, с потрохами — в том числе с производством «классических» Mini и, что важнее, со всеми правами на коммерческое использование бренда. Баварцы тогда, в 90-х, так вошли во вкус, что позже позарились и на Rolls-Royce. И не просто его приобрели, а сделали коммерчески успешным! Но вот с Ровером с самого начала не заладилось. Дальше седана Rover 75 и использования моторов BMW на внедорожниках Range Rover и Land Rover дело не пошло.
Хотя сейчас очевидно, что двухходовочка с покупкой Rover Group и последующим разладом была предпринята немцами с одной-единственной целью — цивилизованно «отжать» у англичан Mini. Те ведь искренне не понимали, зачем вкладывать огромные средства в разработку наследника пусть и культового, но давно устаревшего автомобиля. А в BMW был не только точный маркетинговый план, но и собственные достаточно успешные наработки по переднему приводу. И если Rover 75, что называется, не пошел — не помогла и версия с мотором V8, — то Mini просто полетел!
По передней подвеске Mini R50/R53 ничем не отличается от большинства одноклассников: стойки McPherson, L-образные рычаги и задняя нижняя рулевая рейка, смонтированная на одном подрамнике с подвеской
С точки зрения техники Mini R50/R53 исключителен прежде всего как компактный переднеприводник с задней многорычажкой. А точнее, с трехрычажкой. Поклонники старых Хонд здесь должны недовольно скривиться: Civic серии ЕК, появившийся на свет даже раньше, имел не только мультилинк сзади, но и двухрычажную переднюю подвеску. А Mini довольствовался тривиальными стойками McPherson. И тем не менее ехал он просто фантастически!
Трехрычажка не самая лучшая схема подвески с точки зрения кинематики, но инженерам BMW она удалась: ее до сих пор используют в современной Mini-платформе UKL и ее деривативах
Заголовки в Авторевю тех лет — самые красноречивые свидетельства. «Внебрачные дети любви» — так охарактеризовал Подорожанский базовые Mini One и Mini Cooper. «Идеальная игрушка» — это уже Голованов про компрессорный Cooper S.
Сергей, к слову, сделал свой выбор в том числе и на основе тех статей. В то время он был коммерческим директором хлопчатобумажного комбината и об участии в гонках вообще не думал. Хотя автоспортом болел еще с детства, то есть с советских времен.
Родной руль не «лысый», пластик в тон кузова не облез, обивки не засалены: New Mini делали по премиум-стандартам BMW и на материалах не экономили