Грех и Гон: Леонид Голованов — о последних проблемах Mitsubishi и карме компании

Фото: Shizuo Kambayashi/AP/Тасс

«Напишешь о проблемах Mitsubishi? Твоя ведь тема — они предали Evolution, и вот...». Под взглядами ребят на планерке я кивнул: да, предали — и проданы. Но почему больнее всего такие скандалы бьют именно по Mitsubishi? И зачем эта покупка Карлосу Гону?

Бейдж-инжиниринг — грех? А по грехам, как говорится, и расплата?

В Японии популярны кей-кары — маленькие автомобильчики, на которые распространяются налоговые льготы. Сложилось так, что Nissan собственных кей-каров не выпускает и давно заказывает их у Mitsubishi, последние пять лет — в рамках совместного предприятия NMKV, Nissan Mitsubishi Kei Vehicle. Поэтому Nissan Dayz и Dayz Roox — это перелицованные Mitsubishi eK и eK Wagon. Но почему ниссановцы решили проверить расход топлива «своих» машинок именно сейчас? Загнали их на беговые барабаны — и обнаружили десятипроцентное превышение по сравнению с паспортными показателями. Информация каким-то образом утекла в министерство, началась официальная проверка, об этом прознали журналисты...

Скандал!

Низко кланяясь микрофонам, президент Тецуро Айкава поведал журналис­там, что мухлевать с тестовыми процедурами в Mitsubishi начали еще в 1991 году, когда в Японии ужесточили стандартный измерительный цикл на беговых барабанах. Ведь со времен нефтяного кризиса и до начала 90-х на Островах использовался сверхмягкий «цикл 10», в котором движение с постоянной скоростью 60 км/ч чередовалось с медленными разгонами до 20 и 40 км/ч. В 1991-м для пущей реалистичности цикл дополнили до версии «10-15», добавив ускорение аж до 70 км/ч. И вот тогда, дескать, в Mitsubishi и начали химичить. Например, перед замерами перекачивали шины, чтобы снизить потери на деформацию боковин и увеличить радиус качения.

Так принято в Японии: президент Тецуро Айкава с коллегами публично извинился перед журналистами за махинации с паспортным расходом топлива — и ушел в отставку вместе с вице-президентом Риуго Накао. Генеральный директор Осаму Масуко тоже уйдет, как только завершится передача контрольного пакета акций (Фото: Eugene Hoshiko/AP/ТАСС)

«Нарушение было намеренным, но почему им понадобилось прибегать к мошенничеству, не ясно». Под «ними» Айкава-сан в своей речи имел в виду подчиненных ему инженеров. Но ему ли не знать всю подноготную разработки и испытаний — специалисту, который на Mitsubishi Motors c 1978 года и на рубеже 90-х и 2000-х занимался именно проектом трансформации кей-кара Minica в eK первого поколения?

Кстати, повышение Айкавы до «проджект менеджера» пришлось на предыдущий крупный скандал 2000 года с сокрытием дефектов — из-за чего Daimler, который в ту пору назывался DaimlerChrysler, купил контрольный 34-процентный пакет акций Mitsubishi Motors на 200 миллионов евро дешевле предполагавшихся 2,1 миллиарда евро. А президенту Кацусико Кавасое, который до последнего отстаивал право Mitsubishi на независимость и равноправное парт­нерство, пришлось подать в отставку. А теперь... Ну не дежавю?

Пресса растиражировала скандальные заголовки по всему миру, котировки Mitsubishi Motors упали почти наполовину. И тут Nissan объявляет о покупке тех самых 34% акций, которые в свое время прибрал к загребущим рукам DaimlerChrysler в попытке построить всемирную автоимперию Welt AG! Причем альянс Renault-Nissan покупает треть Mitsubishi за схожую сумму — 2,2 миллиарда долларов, что с учетом инфляции за прошедшие 16 лет куда выгоднее. Можно было бы и дешевле, но ниссановцы благородно оплатят контрольный пакет по средневзвешенной цене за период с 21 апреля по 11 мая. Хотя по ходу скандала цена бумаг MMC упала куда ниже: сейчас вся компания, которая производит более миллиона автомобилей в год и присутствует на всех основных мировых рынках, стоит меньше четырех миллиардов долларов.

И все это — из-за одного технического лукавства.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи