Бывший шеф-дизайнер Apple делает Ferrari. Куда движется автодизайн?

Фото: EPA/TASS | компания Ferrari

Наверное, так и должно было случиться. Если автомобили превращаются в смартфоны на колесах, то кто, как не Ferrari, обязан был сделать это в буквальном смысле? В конце концов, «если не можешь победить толпу — возглавь ее», это ведь итальянцы придумали. И вот нынешней осенью мы узнаем, что Ferrari не просто работает над электрическим суперкаром (он должен появиться к 2025 году), а заключила долгосрочное партнерство с дизайнером Джони Айвом, который будет помогать бренду найти себя в новом мире.

Айв сегодня — это без преувеличения Джуджаро промдизайна. Человек, который присоединился к компании Apple в 1992 году и вместе с Джобсом придумал iPod, iPhone, iMac, MacBook и все другие культовые «яблочные» девайсы. Из компании он ушел в 2019 году, чтобы создать с еще одним дизайнером, Марком Ньюсоном, собственную фирму LoveFrom и работать на сторонних заказчиков. Главным среди клиентов все равно остается Apple, но теперь в списке есть и Ferrari. Важный момент — Айв не назначен главным дизайнером (этот пост сохраняется за Флавио Манцони), а условия сотрудничества с Ferrari пока подробно не обнародованы, но вряд ли специалист такого масштаба будет заниматься оформлением чехлов для айфонов. И этот факт дает как минимум два повода серьезно задуматься.

Во-первых, нужно напомнить, как рождался дизайн Apple. В 1981 году, когда Джобс и его соратники спорили об оформлении первого Мака, источником вдохновения были автомобили. «У нас должен быть классический образ, который никогда не выйдет из моды, как Volkswagen Beetle», — говорил Джобс. «Нет, он должен быть страстным, как Ferrari», — парировал креативный директор Джеймс Феррис. «Не Ferrari, а Porsche!» — подытожил Джобс, он был петролхедом и на тот момент водил Porsche 928. Этот эпизод ярко описан в книге участника тех событий программиста Энди Хертсфилда «Революция в Долине».

В 80-х Джобс фанател от Porsche и даже спонсировал команду в Ле-Мане

Если за 40 лет все перевернулось с ног на голову и теперь машины хотят подражать электронике, то чем все это время занимался автомобильный дизайн?

Во-вторых, есть серьезные вопросы к самому источнику вдохновения. Давайте начистоту: кто считает айфон — да и вообще любой другой продукт Apple — красивым? Это шедевр функциональности и компоновки — бесспорно. Но как эталон красоты...
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Главная функция автомобиля - дарить эмоции, а хорошо ехать это только часть. Тойота и другие компании делающие безликие средства передвижения станут первой жертвой нового экологического будущего. Уже сейчас в развитых городах машина это не про удобство а про эмоции. Когда через 15 лет народ будет вынужден покупать электричество на заправке по карточкам и ездить по городу 30км/ч - все машины неспособные подарить улыбку поедут дружной колонной на свалку истории.

    • Вам к Муртазину в команду надо, он хоронит уже все эти годы Эппл, а вы будете хоронить Тойоту

      • Если вам так спокойнее - шкода окажется там же. Личная машина уже стала предметом класса люкс в крупных скандинавских городах из-за кучи ограничений, остальная Европа и американские мегаполисы идут туда же семимильными шагами.
        Автомобилизм в целом умирает - куча SoKo в Германии проверяющих цвет амортизаторов, ограничение 30км/ч во Франции, пресловутый скандинавский Vision Zero из-за которого по интереснейшим серпантинам без 4-значного штрафа можно ехать максимум 50км/ч.
        На основных рынках машиной становится владеть сложнее, дороже и скучнее. Еще и надежность сильно пострадала из-за экологов.

  • Дизайн Сони в десятки раз круче айфонов (если говорить о гаджетах).
    Кстати Сони и машину уже сами сделали...

  • Да, запрос на новые формы и новую стилистику со стороны покупателя - назрел и вопиющ.
    Но...
    Моё самое большое разочарование как разработчика электромотоциклов - опыт сотрудничества с "продуктовыми" дизайнерами. Парни очень талантливы в своих люстрах-вагонах-сковородках-мониторах, но повторить опыт 40-летней давности своих коллег, ворвавшихся в мотомир и перепахавших формообразование мотоциклов снизу доверху, не получается и близко.
    Особенно на фоне тех мотодизайнеров, что интересуются промдизайном и иногда даже практикуются в нем.
    Короче - мир никуда не катится, просто менеджмент разработки новой техники у авто- и мотокомпаний ни к чорту.

  • «Из компании он ушел в 2019 году, чтобы создать с еще одним дизайнером, Марком Ньюсоном, собственную фирму LoveFrom и работать на сторонних заказчиков. Главным среди клиентов все равно остается Apple, но теперь в списке есть и Ferrari. Важный момент — Айв не назначен главным дизайнером (этот пост сохраняется за Флавио Манцони)»

    Вопрос к редактору. То ли Феррари стала сотрудничать с компанией, учредителем которой является Ньюсон. То ли Феррари взяла на работу Ньюсона.

  • Зато теперь благодаря Кириллу Чернову я знаю, на какой слог делается ударение в фамилии ЗнаЕмского.

  • Apple — это шедевр функциональности и компоновки

    Функциональности... Ну, ещё можно обсудить, хотя скорее нет. Но компоновки... Привет от моноброви и торчащей на полкорпуса камеры, ага.

  • Если конечная функция автомобилей авто пилотирование за которой последует его форма и дизайн то партнерство с Айвом в точку.

  • почему-то сразу подумалось, что Айва наняли, чтобы он сделал безупречное соединение автомобильной оболочки и электронной/электрической сущности

    • те то что сейчас уже называется Tesla Model* ?

      • Сам не ездил на Тесле, но помнится Подоржанский свою очень ругал за в принципе не отрегулированную подвеску. Да и новому поколению все меньше интересно как оно поворачивает. Пульнуть может красиво и ок. Феррари же нужно держать марку, как это не банально звучит

  • Наверное дизайн Феррари утратит большую долю традиционной эмоциональности, станет лаконичней, но зато ментально отвяжется от рисования фальш выхлопа, капотов И так далее и грамотно подведёт к новой электрической эпохе. Я так думаю.

  • Интересно! Честно! Но что касается "айфона", то не смог разгадать его дружелюбный интерыейс. Старался полгода. Плюнул. Вернулся к андроиду. Но что касается дизайна, то тут не поспоришь.

  • Натянутый, высосанный из пальца, напичканный ненужным бисером имен графоманский текст. Зачем?

  • Будут электро Mini Air Pro Max и SE которые выглядят как электрички но на бензине. Колёс в базе не будет.

  • Глобализация-мать еЁ....

  • Не знаю зачем обсуждать дизайн смартфонов, если они все время в чехле. Кто вообще обращает внимание какой у кого телефон? В эру кнопочных сотовых, вот тогда был дизайн: коммуникаторы Нокия, флипперы Эриксон, слайдеры Нокия. Вот время было. А сейчас из дизайнерских разве что Самсунг зетка.

    • Вы не правы, это же apple. Произносить строго с придыханием, думая о стиве джобсе.

    • Это все равно что рассуждать о дизайне кирпича. Чего в нем дизайнерского, что в нем красивого и чем вообще один кирпич от другого отличается? Но сначала надо его придумать прежде чем он станет сверх функциональным и настолько удобным что пройдёт через тысячелетия с минимальными изменениями. Только представьте себе каково это сидя среди кучи камней самых невероятных форм вдруг придумать кирпич с наилучшим соотношением сторон!

      • Не ну в старых кнопочных телефонах дизайн был. Вспомните Матрицу хотя-бы.

        • Был конечно, и ещё какой. Но дизайн Эппл это не просто кто сделает раскладушку или кнопки красивее. Это принципиально иная конструкция и использование совершенно иных технологий и стандартов проектирования. Создание нового интерфейса, технологический прорыв. Как тот же кирпич это не просто прямоугольный камень, это создание прямоугольных каменей из глины.

          • Да мы же сейчас про внешний вид говорим, а не про операционку и интерфейс. Все они одинаковые в чехле.

            • Так настоящий взрослый дизайн это и есть сплав формы и содержания. У Феррари сейчас стоит очень сложная задача - войти в эру электромобилизации будучи компанией которая на 50% ассоциируется с воем бензиновых высокооборотистых моторов, и на 50% с дизайном построенным вокруг гоночных бензиновых моторов. А при этом ещё надо какими то образом сохранить своих преданных клиентов с бензином в крови. Поручать такое революционное перерождение тем кто всю жизнь выхлопные трубы рисовал можно, но видимо уже попробовали и результат не устраивает.

          • Поржал.
            Будучи знаком с эплом с начала 90х.

  • И смешалось все: люди, кони, айфони...

  • Эппл и его развитие во многом резонируют с жизнью основателя. Ушел Джобс и осталось только имя. То же можно сказать и про компанию. Без него это не тот же Эппл. Вот и Феррари - была Феррари только при жизни Энцо. То же и Ламборгини. Были у руля люди с большим сердцем и скверным характером- такими же были и машины. Для Джобса как и для Энцо не было ничего страшного в том чтобы потерять все, но остаться собой. Чего не скажешь про современное руководство компаний готовых пойти на все ради прибыли.

  • Знаете, как это называется на автомобильном языке? Toyota.

    Это сейчас серьёзно? В автомобильном мире по дизайну Toyota равна Apple? Смотрим на "минимализм, простые геометрические формы, закругленные углы" таких моделей как Prius, Alphard, Rav4, CH-R и держим в голове Apple. Ну и назвать условные iMac G3/4, да или хотя бы Magic Mouse некрасивыми... Ну такое.

  • "Он сделан по всем правилам «продуктового дизайна»: его форма следует за функцией..."

    Если это про айфон, то совсем же не так, функций много (звонит, фотографирует и тд), а форма одна!
    Функция не диктует форму здесь совсем.

    • Ну не скажите. 3GS и 4 были как раз созданы под это правило: все программы и интерфейс стстемы были спроектированы так, чтоб удобно было управляться одним большим пальцем. Так, что форма соответствовала функциям.

  • Интересно, фирма Braun выпускала автомобили 60 лет назад? Если нет, то откуда Айв будет черпать вдохновение (назовём это так обтекаемо)

  • Читал статью (кстати, подумалось "Черт возьми, неплохая затравка, интересно что будет дальше!...", а статья уже и кончилась ???) и ждал, дойдет ли Сергей в размышлениях до Малевича.
    Не дошел. Тогда я добавлю.
    Большинство не понимают Малевича и его пресловутый черный квадрат ("и это живопись???")
    А вообще, Малевич, это не про живопись, а про рождение дизайна.
    Он искал ультимативное сочетание формы и содержания. И родил квадрат (и ряд других супрематических фигур).
    А теперь посмотрите на мир вокруг. Смартфоны, мониторы, телевизоры, современная архитектура и т.д. и т.п. Многое превратилось в подобие его черного квадрата. Именно этим он и крут.
    И автодизайн, уверен, пойдет по этому пути. В сторону идеальных обмылков. Или тесла-траков. Хотя, теслатрак мне очень нравится. Хорошая альтернатива отмирающему автодизайну 20 века.

  • Для Айва конечно понижение - от проектирования вещей которыми пользуются миллиард людей ежедневно к проектированию вещей которыми пользуются тысячи по выходным. Наверное так выглядит пенсия.

  • Ага, прошка некрасивая. И клавиатуры у них некрасивые. И трекпады некрасивые. И magic mouse говно, в руки брать противно. А уж миник!

    С точки зрения технической эстетики практически вся яблочная техника ве-ли-ко-леп-на. Можно ругать айось - есть за что, можно ругать макось - тоже есть за что, можно предъявлять за качество тех же прошек - оно уже давно не на уровне 12 года, но с точки зрения эстетики там не то что равных, там конкурентов нет.
    Правда ездить на макомобиле я бы все-таки не хотел.

  • Основная функция автомобиля - быстро и безопасно перевозить пассажиров и грузы из точки А в точку Б. Хорошо ехать - это очень субъективная оценка этой функции, потому что у каждого хорошо - это про совсем разные качества. Кому-то это про мягкие подушечки под головой и нежную кожу под жопой, кому-то про большой мультимедиа-экран перед глазами, кому-то про рулежку и мощность. Хорошо ехать можно как на тракторе, так и на мотоколяске. Так что Феррари это не про безопасно и быстро из п.А в п.Б, а про азартно и кайфово прокатиться, что со смартфонами не очень-то и пересекается. Поэтому не очень понятна причинно-следственная связь дизайнеров айфона с Феррари, кроме как оснастить эти автомобили продвинутой мультимедией, которой у Феррари за ненадобностью никогда и не было. Поэтому надеюсь, что союз автомобильных инженеров с дизайнерами смартфонов не приведет к превращению Феррари в повозку из А в Б.

  • куда движется автодизайн видно по тем страшным обмылкам, которые ездят по дорогам - в никуда)

Рекомендованные статьи