Список Минпромторга: как Skoda и Peugeot в России роскошью стали
У российского министерства промышленности и торговли традиция — под занавес февраля каждого года публиковать список автомобилей, которые будут облагаться повышенным транспортным налогом. В 2021 году в него вошли 1387 машин ценой свыше трех миллионов рублей — на 87 позиций больше, чем годом ранее. Ширится, растет заболевание роскошью?
Хотя ведь это мы в народе окрестили его налогом на роскошь. На самом деле список Минпромторга носит куда более скучное название: «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде». Вы тоже вздрогнули от этого канцелярита — «перечень, подлежащий применению»? Да и «средняя стоимость» тоже наводит на размышления: грамотный экономист сразу скажет, что в этом списке речь должна идти о цене, поскольку именно она выражает стоимость в денежном эквиваленте. И почему средняя? Вроде речь о минимальном ценнике некоей версии, который может только расти.
Перефразируя чиновников, можно констатировать, что это список автомобилей ценой свыше трех миллионов, на которые распространяется надбавка к транспортному налогу. Придумана она в неблагополучном 2014 году, когда, как вы помните, резко упали цены на нефть — и, соответственно, доходы госбюджета. Планка в три миллиона тогда была действительно роскошью и под нее не попадали даже многие машины премиум-класса — например, цены на Mercedes E-класса начинались с 1,75 млн рублей. А Chevrolet Tahoe стоил от 2,4 млн — при том что новый Cadillac Escalade за 3,5 млн уже был роскошью. Ну а тот, кто готов на нее раскошелиться, пусть и платит в казну побольше — ведь на эти деньги будут строить и дороги, и больницы. Принцип социальной справедливости в действии.
Однако с тех пор цены выросли более чем двукратно. Нефть всерьез так и не подорожала, рубль остается мягким — это soft currency: «неконвертируемая валюта, которая подвержена относительно большим колебаниям из-за экономических и политических факторов». Если в начале 2014-го один доллар США стоил 32,6 рубля, то нынче… Ну сами знаете.
Мы потратили целый день на то, чтобы сверить новый перечень с предыдущим — и выбились из сил. Можем лишь примерно сказать, что добавлено около 160 новых моделей, а вычеркнуто примерно 73 машины. Ведь из списка удаляют те автомобили, которые уже не проходят по возрасту. А этот критерий разный для каждой ценовой категории. Например, для машин ценой 3—5 млн рублей налог на роскошь действует в течение трех лет с года выпуска, а ценой 5—10 млн рублей — в течение пяти лет.
И некоторые модели, которые в прошлом году были только в одной ценовой группе, после повышения цен теперь состоят сразу в двух. Например, в категории «от 3 до 5 млн» эти автомобили фигурируют в возрасте от 2 до 3 лет, а в группе «от 5 до 10 млн» — та же модель, но в возрасте одного года.
Мало того, какие-то модели в списке указаны одной строкой, а какие-то размножены на все возможные модификации и комплектации. Например, Chevrolet Tahoe там один, а Land Rover Defender фигурирует аж в 32 строках. Рекорд поставил Range Rover Evoque: 48 разных версий!
Уж не говоря о том, что в перечне встречаются совершенно фантастические автомобили. Например, Aston Martin DBX Superleggera Volante. Облегченный кабриолет на базе кроссовера DBX! То-то англичане удивятся.
Но нам важнее, что в перечне 2021 года появились такие машины, как Kia Mohave во всех версиях, Toyota Fortuner в комплектации Elegance с дизелем, микроавтобус Volkswagen Multivan. Из автомобилей Skoda роскошью теперь считаются кроссоверы Kodiaq в дорогих комплектациях Scout, Sportline и Laurin & Klement. А еще в списке есть минивэны Citroen SpaceTourer Business Lounge XL и Peugeot Traveller Business VIP Long. Назвались бизнес-VIP-груздями — полезайте в роскошь. Причем третий близнец Opel Zafira Life Cosmo L за те же 3 млн 290 тысяч рублей в списке пока не значится, но это, полагаем, просто недоработка чиновников.
Skoda Kodiaq Scout (на фото) стоит от 3 млн 344 тысяч рублей, и это еще не предел: версия Laurin & Klement со всеми опциями потянет на 4,6 млн!
Нарушен ли принцип соцсправедливости? Пока что не очень: те же микроавтобусы PSA и Kodiaq, как правило, покупают в более доступных комплектациях до трех миллионов. И даже тем, кто выберет Kodiaq Scout с мотором 2.0 TSI мощностью 180 сил ценой от 3,4 млн рублей, придется платить транспортный налог по ставке 1,1. То есть, например, в Москве это 9900 рублей вместо прежних 9000. Нестрашно.
Взяли новый BMW X5 xDrive25d с двухлитровым дизелем (231 л.с.), который сейчас стоит от 5,7 млн рублей? Заплатите не 17325 рублей налога, а вдвое больше — 34650. Вполне посильно. У вас пятилетний BMW X6 xDrive30d с трехлитровым дизелем (249 л.с.)? Он тоже облагается двукратным налогом — 37350 рублей вместо 18675. Но и стоит на вторичке такой «икс-шестой» больше трех миллионов — натуральная роскошь.
Ну а круче всего дело обстоит с машинами, которые за последние десять лет покупались новыми за десять миллионов рублей и более. Там налог умножается на три. Например, за шестилетний Mercedes G 63 AMG с мотором 5.5 (544 л.с.) придется отдать в казну не 81600 рублей, а 244800.
Словом, пока список Шинд… то есть Минпромторга широким народным массам не помеха. Однако что будет через год-другой после очередной девальвации рубля? Тьфу-тьфу-тьфу, конечно, чтоб не сглазить. Однако, как нетрудно заметить, цены на автомобили растут постоянно. Не без помощи инфляции. Добавим еще одно некое экономическое потрясение — и вот уже за трехмиллионный порог попадут и Tiguan, и CX-5, и Octavia, и… Проще сказать, кого через несколько лет не будет в перечне, «подлежащем применению».
Не кажется ли Минпромторгу, что пора поднимать? Кто сказал «зарплаты»? Да, блажен тот, чьи доходы с 2014 года растут синхронно с падением курса рубля. Но у нас в Авторевю таких счастливчиков нет. И нам кажется, что понятие «автомобильная роскошь» очень скоро нужно будет пересматривать. Потому что если нацвалюта у нас мягкая, то и ценовые пороги не должны быть жесткими. Как в том древнем анекдоте про крестик и трусы.
Или мы неправы?