АвтоВАЗ потерял 74 миллиарда: мы публикуем данные о реальной локализации, себестоимости и перспективах
За то время, что вы будете читать эту статью, АвтоВАЗ потеряет почти миллион рублей. За день — двести миллионов, за месяц — шесть миллиардов. Именно это следует из аудиторского отчета, подготовленного фирмой Ernst & Young. И похоже, что завод ждет досрочная смена руководства.
Прошлый год Группа АвтоВАЗ закончила с рекордным убытком 73,9 млрд рублей по международным стандартам финансовой отчетности. Это в полтора раза больше, чем прежний антирекорд, — 49,2 млрд в 2009 году. А с учетом 25 миллиардов рублей, которые были потеряны раньше, накопленный убыток АвтоВАЗа достиг 94,3 млрд рублей!
Таков общий консолидированный результат для заводов в Тольятти, Ижевске, компаний «Лада Спорт», «ВИС Авто», «Лада Имидж», «Лада Сервис», «Lada International», а также СП GM-AвтоВАЗ, в котором АвтоВАЗу принадлежит 50%.
Резюме аудиторов фирмы Ernst & Young звучит безжалостно: «На 31 декабря 2015 года краткосрочные обязательства превышали оборотные активы на 67,78 млрд руб. Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО АвтоВАЗ и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно».
Из заключения следует, что банки-кредиторы при желании могут придушить завод, поскольку АвтоВАЗ не продемонстрировал нужных показателей финансового здоровья (в том числе по прибыли, рентабельности и ликвидности), которыми были обусловлены крупные долгосрочные займы. То есть у банков есть право потребовать возвращения долгов досрочно, а сумма кредитов, условия по которым нарушены, достигла 36,5 млрд рублей. Правда, среди кредиторов в основном те банки, которые вряд ли будут топить АвтоВАЗ: Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Росбанк, Новикомбанк и французский Societe Generale. Они скорее заинтересованы в благополучии завода, но едва ли по собственной воле вновь поспешат на выручку.
А сами акционеры?
Напомним, что 74,5% акций АвтоВАЗа принадлежат голландскому СП Alliance Rostec Auto B.V., в капитале которого у Renault 50% за минусом одной акции, у госкорпорации Ростех — 33%, а у компании Nissan — 17%. Эта сложная схема означает, что альянс Renault-Nissan контролирует 50% вазовских акций, Ростех — 24,5%, а оставшиеся 25,5% у миноритарных акционеров.
Компания Renault уже объявила, что за прошлый год потеряла на АвтоВАЗе 620 миллионов евро — около 50 миллиардов рублей (напомним, что в 2009 году альянс Renault-Nissan приобретал акции российского завода за один миллиард долларов). Впрочем, в Renault поспешили сообщить, что готовы к будущей докапитализации, которая при этом предполагает консолидацию предприятия, то есть пересмотр французской доли в сторону ее увеличения. Ростех тут же объявил, что тоже готов к вливаниям и желает сохранить свою долю на нынешнем уровне.
Кроме того, завод получит еще и часть от тех 50 млрд рублей, которыми правительство России намерено в 2016 году поддержать автопром в форме госсубсидий (по некоторым оценкам, АвтоВАЗ может рассчитывать на 10—12 млрд из этой суммы). А поскольку премьер Медведев, объявляя о широком жесте по ходу недавнего визита в Тольятти, скорее всего, был проинформирован о глубине финансовой пропасти, в которой оказался завод, это еще один признак того, что АвтоВАЗ в очередной раз будут спасать. Хотя бы потому, что остановка завода может привести к волнениям в Самарской области, да еще с риском распространения на соседние регионы.
Ненародная Лада
Любопытно, что в официальном заявлении пресс-службы АвтоВАЗа нет ни слова про 74 миллиарда чистого убытка. Там фигурирует более скромная цифра — 66,8 млрд рублей операционного убытка, причины которого доходчиво разъяснены: падение рынка и ослабление рубля, из-за чего подорожали все импортные компоненты. А обесценившиеся активы и антикризисные меры съели колоссальные 44 млрд рублей.
Действительно, если оценивать АвтоВАЗ с позиций обвалившегося автомобильного рынка, то можно даже увидеть поводы для оптимизма. При общем падении на 36% продажи автомобилей Лада снизились в 2015 году только на 30,5%. Объем же производства, включая автомобили Renault, Nissan и Datsun, а также машинокомплекты, сократился лишь на 19%, до 468,5 тысячи машин. Выручка при этом упала всего на 8% (176,5 млрд рублей), а доля АвтоВАЗа на российском рынке даже выросла: с 16,4% до 17,9%. И если вспомнить, что чуть ли не главная задача, которая была поставлена перед Андерссоном, это вернуть Ладе 20-процентную долю рынка к 2016 году, то компания, считай, на верном пути, а Андерссон, да особенно на фоне кризиса, вновь подтверждает репутацию эффективного менеджера.