Цеппелины: дирижабли и автомобили

Цеппелины: дирижабли и автомобили
Ретро | АР №7 2019
Фото: компания Zeppelin | Федор Лапшин

В немецком Фридрихсхафене, на берегу Боденского озера, есть музей дирижаблей Zeppelin. И там, помимо прочего, я увидел несколько автомобилей. Да каких!

Я никогда особо не интересовался воздухоплаванием начала XX века. Так, на уровне рисунков Эдуарда Молчанова из журнала «Техника — молодежи» и песенки Городницкого: «Ах, летчик отчаянный Уточкин, шоферские вам не идут очки...» Впрочем, в детстве я зачитывался книгой воспоминаний авиаконструктора Яковлева, где упоминались всякие Ньюпоры и Фарманы (это марки самолетов) Первой мировой. Но там не было ничего про дирижабли — так что эта сторона прогресса оставалась для меня неизведанной.

Зато музей в Фридрихсхафене полностью посвящен дирижаблям! Естественно, с отсылкой к графу Фердинанду фон Цеппелину, который построил свой первый дирижабль с индексом LZ1 (LZ — Luftschiff Zeppelin, «Воздушный корабль Цеппелина») аккурат на рубеже веков, в 1900 году. А когда в 1908-м четвертый по счету аппарат сгорел, общественность помогла графу создать компанию, которая существует до сих пор, — Luftschiffbau Zeppelin.

Разумеется, фон Цеппелину нужны были партнеры, и их марки сегодня не менее знамениты: Карл Майбах занимался моторостроением (Maybach), Клод Дорнье — разработками воздушных судов (Dornier), ну а Zahnradfabrik Friedrichshafen, «Фабрика зубчатых колес во Фридрихсхафене», не что иное, как нынешний концерн ZF.

Во время Первой мировой дирижаблей боялись: они предвещали смерть и разрушения. И в музее вывешен лондонский плакат-определитель тех времен — с силуэтами воздушных судов Германии и Великобритании и предупреждением не трогать неразорвавшиеся бомбы.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи