Диванометрия — какой из автомобилей рейтинг-теста удобней для пассажиров
В этом путешествии мне выпала особая миссия. Перед стартом я проверил свой рост, размял шейные позвонки, привел в порядок чувствительность самых мягких тканей, вооружился рулеткой, стаканами и зарядными устройствами — и уселся туда, где мы обычно возим своих наиболее дорогих пассажиров.
Рейтинг-тест пассажирского комфорта восьми автомобилей — что может быть проще, когда у тебя в компании есть почти все типоразмеры легковушек, начиная с компактного кроссовера и заканчивая микроавтобусом? По росту становись — вот и все дела. Но оказалось, что именно в этом зачете борьба за первенство сразу пошла максимально жестко. То есть мягко.
Начнем с того, что оценки за пассажирские места — одни из самых «дорогих» в нашем экспертном протоколе. Можно ехать быстрее всех на динамометрической дороге и получить максимальные 40 баллов за предельный разгон, а потом выполнить переставку с торможением на пять с плюсом — и заработать еще 20 баллов. А можно просто отрастить большой задний диван — и сразу пополнить счет на 90 баллов. Добавьте сюда оценку за трансформацию салона (максимум 60 баллов) — и вот в копилке уже 150 очков, которые по отдельности не отыграть ни управляемостью, ни тормозами. А все почему? Да потому, что легковой автомобиль — это транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров. Заметьте, не я это придумал. Так что теперь слово за диванными профессионалами. Начнем с самых маленьких претендентов.
Exeed LX
Задние места: 50 баллов
Трансформация: 45 баллов
5 мест, раздельная спинка заднего дивана
Лимузинное оконце добавляет немного воздушности салону LX сбоку. А панорамный люк — много сверху, но взамен скрадывает запас места для головы. У стеклоподъемников есть авторежим, а само стекло прячется в дверь почти до конца
Самый маленький — значит самый тесный? Но про LX такого не скажешь. Доступ на диван через широкий проем двери не вызывает проблем. Места от моих коленей до переднего кресла приличные 14 см — хороший гольф-класс. Тоннель на полу едва обозначен, для ступней достаточно места под креслами. И про обогрев сидений не забыли.
Однако сидеть тут неудобно из-за слишком вертикальной позы и жесткой подушки дивана. Уют как в зале ожидания МФЦ. А над головой свободно только благодаря выемке в потолке.
И с бытом не все гладко. Есть пара разъемов USB и плафоны (хотя они светят в затылок), в наличии подстаканники, но полуторалитровую бутылку поставить некуда: карманы в дверях чисто символические.
На ходу здесь шумно: гудят колеса и свистит ветер. Потряхивает больше, чем спереди, но за это Exeed уже недосчитался баллов, а за сами места он получает три с минусом, или 50 баллов из 90 возможных. Плюс еще 45 за то, что можно по частям сложить диван, — это базовый уровень трансформации.
Haval Dargo
Задние места: 55 баллов
Трансформация: 45 баллов
5 мест, раздельная спинка заднего дивана
Вход и выход в Dargo облегчают широко распахивающаяся дверь и большой проем с почти вертикальной задней стойкой. Резиновые держатели в выемках на дверных картах легко принимают и полуторалитровые бутылки
Вот что такое плюс одна ступенечка по классовой лестнице! В Dargo у меня перед коленями уже 17 сантиметров до спинки — и можно как бы полувытянуть ноги, пристроив ступни под переднее сиденье. И над головой полно места, и центральный тоннель едва обозначен. Дверь распахивается широко, хотя на пути в салон (и обратно) приходится переступать подножку.
В дверях большие карманы под бутылку. На консоли — пара USB-разъемов. Диван достаточно мягкий — это большой плюс на плохой дороге. Поза удобная, однако подушка короткая, а спинка не регулируется по наклону. И уж слишком тут шумно: слышно и колеса, и выхлоп, хотя ветер на высокой скорости перекрывает даже эти звуки.
И как же так получилось, что подогрев задних сидений можно включить только через меню мультимедийной системы? Но все-таки он есть. А на круг Dargo чуть более дружелюбен к пассажирам, чем LX, и поэтому получает 55 баллов. Но трансформация дивана — на том же 45-балльном уровне.
Kia Sportage
Задние места: 55 баллов
Трансформация: 45 баллов
5 мест, раздельная спинка заднего дивана
Помимо широко распахивающейся двери, проход на задний ряд Kia облегчает длинный порог в нижней части проема
Если верить моей рулетке, то я как будто никуда и не пересаживался: Sportage оставляет мне перед коленями те же самые 17 см. И тоннель тоже невысок, и дверной проем удобен, и над головой просторно. И вроде все то же самое, но это как раз тот случай, когда цифры говорят одно, а встроенный диванометр сигналит другое.
Да, в Kia заднее сиденье лучше по профилю — поза получается расслабленной. У спинки есть хотя бы двухпозиционная регулировка наклона (хотя первое положение слишком вертикально). Но набивка сиденья плотная, поэтому расслабиться выйдет только на хорошей дороге, а на плохой хочется поскорее перебраться хотя бы в Haval.
В жесткой облицовке спинок — вполне удобно расположенные разъемы типа USB-C
Зато в Kia тише. И USB-порты расположены на спинках кресел, что удобнее. И подогрев можно включить без разрешения водителя. И предусмотрена даже вешалка для одежды на затылке подголовников. Но вот карманы в дверях — это какие-то ямочки, в которые ничего не положишь.
На спинках передних сидений в Sportage аж по два крючка. Один можно использовать для сумок, второй, верхний, — для одежды
Любопытно получается: при одинаковом просторе разный набор удобств и приоритетов. Но все же по баллам опять паритет: 55 баллов за салон и 45 за трансформацию.
Changan Uni-K
Задние места: 70 баллов
Трансформация: 45 баллов
5 мест, раздельная спинка заднего дивана
Посадка на диване в Uni-K низкая, практически легковая. А места в длину столько, что до дефлекторов климатики на затылке средней консоли еле дотягиваешься
Хотите узнать, что такое VIP-диван, но не хотите платить за прилагающийся к нему седан представительского класса? Вам в Changan. Это просто чемпион по запасу места в коленях! И тот редкий случай, когда переднему ряду кресел я с готовностью предпочел бы задний! Целых 35 — тридцать пять! — сантиметров до переднего кресла. Почти S-класс.
Я мог бы поворчать, что маловато места для ступней, но ведь туда еще дотянуться надо. И тоннеля вообще нет, пол ровный. И диван как в свадебном лимузине. Низкий, но очень пухлый, мягкий, обволакивающий. Тону! Особенно приятно, что эта перина работает как дополнительный упругий элемент подвески, проглатывая то, с чем не справились пружины и амортизаторы.
Над головой места хватает, но стойки крыши завалены внутрь салона, и на больших неровностях они норовят вступить в невербальный контакт.
Особенно досадно, что такой просторный салон напрочь лишен жизненно важного в наших широтах подогрева. А над дверями даже нет крючков для одежды. И совсем стыдно должно быть создателям этого автомобиля за то, что оба USB-гнезда оказались бесполезны: они настолько утоплены внутрь облицовки, что ни один шнур просто не способен достать до их контактов.
Вот так и срываются пятерки: вместо потенциального максимального балла — только четыре с минусом. Или 70 баллов из 90, и еще стандартные 45 за трансформацию.
Exeed VX
Задние места: 75 баллов
Трансформация: 55 баллов
7 мест, раздельная спинка и салазки дивана второго ряда
Плюс один шаг по классовой лестнице, плюс два места в салоне. Но больше не значит лучше — пассажиры второго ряда здесь довольствуются примерно тем же простором в коленях, что и в модели LX. Судите сами: диван ездит туда-сюда на салазках, но даже в максимально отодвинутом положении я сел сам за собой с запасом всего лишь 14 см по коленям. Маловато будет.
Кнопками на спинке правого переднего сиденья можно сдвинуть его вперед и поднять спинку в вертикальное положение
Вспомнить, что VX вообще-то дороже и больше, можно только тогда, когда рядом с водителем никто не сидит. Для таких ситуаций здесь есть пульт на спинке правого переднего кресла, который помогает запарковать это сиденье практически в бардачок и насладиться бизнес-классовым простором. Спинка заднего дивана откидывается на большой угол и задает вальяжную позу. Профиль рельефный, есть блок климат-контроля, двухступенчатый обогрев подушки, плафон освещения возле потолочных ручек, крючки для одежды — и работоспособная система предупреждения об опасности при открывании двери. Хотя USB-разъем почему-то только один.
В общем, солидный набор достоинств и удобств, но, знаете, для путешествия пассажиром я бы все-таки предпочел Uni-K, потому что VX как-то сильно обделяет задних седоков ездовым комфортом. Ямы, подбросы и раскачка ощутимы больше, чем на передних местах.
Облицовки колесных ниш отформованы как подлокотники для третьего ряда. Слева — обычный разъем USB, тогда как у седоков среднего ряда — типа USB-C
С другой стороны, если бы оценки за пассажирский комфорт выставлялись по демократическому принципу, то VX набрал бы больше благодаря голосам тех двух пассажиров, которые уместились на третьем ряду, а не остались ждать автобуса. Хотя взрослые люди там сядут, только если средний диван сдвинуть почти до упора вперед. Зато тесноту скрасят подсветка, обдув, подстаканники и USB.
Вот и получается, что семиместный автомобиль, благодаря пассажировместимости, обязан получить больше баллов, чем пятиместный, но все-таки ненамного больше. Так что Exeed VX зарабатывает 75 за салон, а вот за трансформацию получает почти максимальную оценку — 55 баллов благодаря салазкам и складным креслам в багажнике.
Isuzu MU-X
Задние места: 45 баллов
Трансформация: 50 баллов
7 мест, раздельная спинка дивана второго ряда
Второй ряд в Isuzu по-командирски расположен выше переднего. При откидывании левой части спинки подлокотник задирается вверх. Вдобавок к двум USB-разъемам есть еще и розетка на 220 вольт
А теперь постарайтесь забыть все, что я говорил про оценки семиместного автомобиля. Потому что вот перед нами здоровенный Isuzu, у которого тоже три ряда и регулируемая спинка заднего дивана. Но это машина, в которую меня не заманишь, даже если надо ехать просто в соседний микрорайон.
На задний диван надо карабкаться почти как в кабину грузовика. Дверь распахивается широко, но проем низкий — голову надо пригибать. Плоское, жесткое и негостеприимное сиденье словно переставили из дешевого такси. Простора нет ни в коленях, ни над головой. А если передние попутчики решат опустить кресла пониже, то я рискую оставить свою обувь зажатой в тисках. На крайних местах дискомфорт… Словом, как в малолитражках гольф-класса или даже меньше.
Спинки сидений третьего ряда регулируются в двух положениях — «терпимо» и «вертикально». В боковых панелях отформовано по небольшому лотку и подстаканнику
Розетка, USB-гнезда и климат- контроль — слабое утешение для пассажиров, когда не положен даже элементарный подогрев. А третий ряд просто пытка. Упаковать туда колени я смог, только поставив спинку перед собой в самое вертикальное положение. Подсветки сзади нет, держаться не за что. Из удобств лишь воздуховод на потолке, о который я приложился головой на первой же кочке.
Словом, тут даже думать нечего — самый дискомфортный пассажирский автомобиль, недаром из пикапа вырос: 45 за места и 50 за трансформацию.
Nissan Pathfinder
Задние места: 80 баллов
Трансформация: 55 баллов
8 мест, раздельная спинка и салазки дивана второго ряда
А это пример того, каким должен быть салон трехрядного кроссовера без рамы и без пикапьей генетики. Э-та-лон. Настоящий бизнес-класс во всех смыслах.
В ниссановском салоне можно посетовать разве что на отсутствие крючков для одежды. Зато подстаканников — целая американская коллекция, под тару любого объема
Плоские с виду сиденья второго ряда на самом деле мягки и комфортны, а откинув спинку, можно устроиться как в домашнем кресле. У дивана есть салазки, и в крайнем заднем положении перед моими коленями осталось больше 20 сантиметров — пусть это и не рекорд нашего теста, но все равно солидно.
Nissan предлагает самый полноценный и удобный блок климат-контроля. И разъемы USB обоих типов
И оснащение под стать. Если уж климат-контроль, то с регулировкой не только температуры, но и распределения потоков. Обогрев сидений — так трехступенчатый. Стекла в дверях можно прикрыть шторками, USB-разъемы — в наличии, а подстаканников столько, что я даже бросил их считать, после того как увидел сразу три штуки в одной задней двери.
Через здоровенный проем можно грациозно попасть даже на третий ряд. Он рассчитан на трех седоков, и места там с прожиточный минимум. Но все же предусмотрены и боковые подлокотники с подстаканниками, и подсветка, и дефлекторы, и USB.
Для прохода на третий ряд сиденья второго откидываются кнопкой на подушке, продублированной для пассажиров галерки сзади спинки. Немного проявить гибкость заставляет только скошенный проем двери
Вот почему Nissan получает 80 из 90 баллов за пассажирские места. И 55 баллов за трансформацию.
Hyundai Staria
Задние места: 60 баллов
Трансформация: 50 баллов
8 мест, раздельная спинка и салазки дивана второго ряда
Нет, здесь нет никакой ошибки — Staria не выиграет это соревнование. И это ясно почти любому, кто попадает в салон базового минивэна.
В Старии такой комплектации просторно, но неуютно. Для пассажиров второго ряда не предусмотрено даже намека на подлокотники, а подстаканники — в карманах внизу дверей
Места вагон. Но это не комплимент, ведь то же самое можно сказать и про метрополитен. Сдвижные двери, кстати, похожи. Они такие широкие, что, кажется, через них проехал бы даже Exeed LX.
При росте 182 см я сам за собой сажусь на второй ряд с запасом более 30 см перед коленями. То есть можно ехать, практически вытянув ноги. Да и третьему ряду места остается немало — до коленей приличные 15 см.
Третий ряд — с цельной, но тоже откидывающейся (хотя и на меньший угол) спинкой
Но при этом жесткие плоские скамейки стартовой комплектации: без подлокотников, без подогрева и без возможности демонтировать их или сложить в ровную низкую площадку. Спинки падают, салазки есть, крайняя правая секция дивана ездит отдельно, но это максимум вариативности, который здесь доступен.
Пульт управления «климатом» на потолке — с регулировкой температуры, скорости и направления обдува
Из удобств — климат- контроль, сдвижные форточки, розетки, светильники и подстаканники, которых аж десять. Это чтобы запивать тоску? Предпочту делать это в Ниссане.
А Staria получает тройку — 60 баллов из 90. И еще 50 за трансформацию.