Представляем рейтинг-тест Авторевю: первый этап

Представляем рейтинг-тест Авторевю: первый этап
Рейтинг-тест | АР №19 2020

Мы держались долго — фактически все тридцать лет своего существования. Нет, мы не чурались престижных международных конкурсов вроде европейских COTY, Engine of the Year или «Грузовика года», но в России соблюдали нейтралитет. Однако сейчас нам, как былинному Илье Муромцу, пора сойти с печи — мы учреждаем ежегодный рейтинг новых автомобилей в России. Вернее, рейтинг-тест Авторевю.

Почему именно сейчас?

Мировую автоиндустрию штормит, российская экономика в нокдауне, рубль падает на глазах. Но нам по-прежнему нужно ездить — и желательно не абы на чем, а на хороших авто- и электромобилях. Красивых, комфортабельных, безопасных. И мы хотим, чтобы нам по-прежнему было из чего выбирать. А с этим есть проблемы: коллеги из агентства Автостат подсчитали, что, несмотря на экспансию китайских брендов, за шесть лет ассортимент новых легковых моделей на российском рынке сократился на 30% — с 442 в 2014 году до нынешних 309. Так что пусть наш конкурс станет средством нематериального мотивирования тех автопроизводителей, которые стараются поддерживать для нас разнообразие ­по-настоящему хороших новинок.

Причем богатство выбора важно не только тем, кто размышляет над покупкой новой машины прямо сейчас. Ведь через несколько лет все эти новинки выйдут на вторичный рынок — и ассортимент моделей будет в помощь тому, кто ищет выгодную партию на Авито Авто — сервисе объявлений о продаже автомобилей. Который неспроста оказался партнером нашего рейтинг-теста — спасибо! А еще одной компанией, поддержавшей нас в этом начинании, стал небезызвестный постоянным читателям Авторевю Total, мировой производитель моторных масел и смазочных материалов.

Как устроен наш рейтинг-тест? ­

Во-первых, члены жюри — это мы, сотрудники Авторевю. Ну и примкнувшие к нам за долгие годы участники «примерок»: Дарья Лаврова на этот раз не смогла принять участие, но Глеб Рачко в команде. В дальнейшем, возможно, мы расширим круг — но только за счет тех приглашенных экспертов, в чьей независимости суждений мы уверены.

Первый этап голосования — заочный. И допущены к нему все новые легковые автомобили, для управления которыми подходит российское водительское удостоверение категории B и начало официальных продаж которых в России приходится на период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020-го. Причем под продажами мы подразумеваем не объявление цен и открытый прием заказов, а наличие «живых» машин в салонах у дилеров и на дорогах страны. Увы, из-за этого жесткого ограничения в нынешний список (то бишь ­лонг-лист) номинантов не вошли такие автомобили, как BMW четвертой серии, Land Rover Defender, Porsche Taycan или Skoda Octavia — которая доедет до шоурумов лишь в ноябре. Так что будем голосовать за них в следующем сезоне.

Критерии новизны тоже весьма строги, ведь рестайлинговые и модернизированные версии не рассматривает ни один серьезный международный конкурс. Да, но часто масштаб и важность обновлений таковы, что они затмевают многие новинки, скажете вы. И будете правы — например, рестайлинговый Kia Mohave (который тоже не успел в этот сезон нашего рейтинга, как и Sorento четвертого поколения) изменился очень сильно. Но если допускать всех «обновленцев», то мы просто закопаемся — в индустрии каждый год проводится столько скрытых от публики модернизаций шасси или бортовой электроники, что претендовать на гордое звание «абсолютно новой» станет почти каждая модель.

Кстати, кунштюк — обновленная Skoda Rapid в нынешнем лонг-листе отсутствует, а вот Volkswagen Polo номинирован. Хотя, по сути, это один и тот же автомобиль. Но ведь мы исключаем те машины, которые были модернизированы косметически ­и/­или технически, а еще — всяческие спортивные модификации и иные версии автомобилей одного семейства. Равно как и те машины, которые ранее уходили с российского рынка и после перерыва вернулись под тем же самым или другим брендом (например, Ravon). А один из критериев новизны модели — кузов с отличной от предыдущей версии геометрией дверных проемов и/или иным количеством дверей. Так что Polo-лифтбек в игре.

Итого в лонг-лист рейтинга 2020 года вошли 32 новые модели. Лидер по ­разнообразию — Mercedes: пять моделей от компакт-седана CLA до гиганта GLS. По три номинанта вывели на наш рынок BMW, китайский GAC, Kia, Toyota и Volkswagen и по два — Audi и Chery. На первом этапе расширенная коллегия жюри — в этом году 14 человек — по десятибалльной шкале оценила все автомобили по четырем критериям: дизайн, обилие новых технологий, важность для ­рынка/­индустрии и желанность/доступность. Последний критерий придуман нами для того, чтобы учесть соотношение цены и качества — каждый член жюри вычисляет его как среднее арифметическое из двух оценок. Первая — насколько желанен тот или иной автомобиль, а вторая — насколько возможна его покупка в нынешних реалиях. Есть деньги, чтобы пойти в салон прямо сейчас, — ставим за возможность покупки десятку. Нужно брать кредит — баллов шесть—семь. Продать почку — три балла… Шутка.

То есть если мы очень хотим купить этот автомобиль (оценка 10), но не можем (всего 1 балл, потому что 0 ставить нельзя), то среднее арифметическое составит 11/2 = 5,5. А после округления — 6. Иными словами, самый низкий балл получит дорогая и нежеланная машина, а высшую десятку — и доступная, и вожделенная.

Модели-претенденты, входящие в ­топ-25 самых продаваемых автомобилей на российском рынке согласно статистике российских продаж АЕБ, автоматически получают преференции. За места с первого по пятое — 8 дополнительных баллов, с шестого по десятое — 6 (в нашем ­лонг-листе такова Toyota RAV4), с десятого по пятнадцатое — 4, с пятнадцатого по двадцатое — 2 и с двадцатого по двадцать пятое — 1 балл. Мало того, если новинка уже успела одержать победу в сравнительном тесте, который мы опубликовали до начала голосования, то ей мы присуждаем 10 дополнительных баллов. В нашем случае по десятке получили Mercedes GLS, Skoda Karoq и Volkswagen Jetta.

А если автомобиль уже успел выиграть в нескольких сравнительных тестах Авторевю? Мы учли и это — бонусные баллы за каждую победу модель получит только при условии участия в тесте модификации с другим двигателем и/или трансмиссией.

Чтобы читатели знали, кто как голосует, мы решили опубликовать десятку лучших по версии каждого члена жюри — с короткой «примеркой на себя». А в итоге в общий шорт-лист вошли два Мерседеса, GLS и GLB, два Kia, седан K5 и кроссовер Seltos, и пара Фольксвагенов — Arteon и Polo. Плюс BMW X7, Toyota RAV4, Skoda Karoq и единственный электромобиль — Audi e-tron. Как видите, автомобили самых разных классов, от доступного лифтбека до дорогих кроссоверов. А лидером по баллам стал именно e-tron — 361. Но следом идет Karoq (353), за ним два Kia — K5 (346) и Seltos (344). А остальные шесть машин уместились в зазор из тринадцати баллов. Причем последний вышедший в финал — Mercedes GLB (324 балла) — всего на балл впереди седана Hyundai Sonata, который остался за бортом ­топ-десятки. Равно как и Geely Coolray (316 баллов). В арьергарде рейтинга — два минивэна Toyota Hiace VIP (207) и GAC GN8 (220), кроссоверы Changan CS55 (221) и GAC GS5 (223)…

Но для топ-десятки рейтинг-тест только начинается, причем число баллов значения не имеет. Ведь второй тур голосования — очный.

Сперва все десять финалистов отправятся… Да-да, на Дмитровский автополигон, где мы проведем некое расширенное подобие «Тотального АР-теста» (АР №5, 2018), в котором тогда столкнули лбами шесть разноклассовых машин от Весты до S-класса и Porsche 911. Мы вновь скрупулезно проведем ездовую экспертизу, если нужно — подкрепим ее инструментальными замерами. Автомобиль-лидер по итогам теста на полигоне получит фору в 30 баллов. А потом вся десятка поедет с нами в длинный пробег, причем с обязательным заездом на кольцевую трассу. Пересаживаясь из машины в машину, мы уточним и финализируем свои оценки: кто лучше приспособлен к дальним поездкам и к атакам крутых виражей, кто лучше на проселке и на легком бездорожье. Ну а вернувшись домой, проставим баллы с учетом соотношения цены и баланса потребительских качеств конкретной оцениваемой нами версии. Ведь это не классический тест одноклассников, а сравнение в абсолюте, которое невозможно вести без учета цифр на ценниках.

В случае если явного победителя не будет (например, два и более автомобиля наберут одинаковое количество баллов), то мы возьмем «помощь зала» — подключим к выбору членов Клуба Авторевю, которые имеют наиболее высокий рейтинг на момент голосования. Один голос будет равен одному баллу.

Наш пробег и полигоновский тест мы завершим в октябре, чтобы успеть испытать машины по полной программе на сухом асфальте и на летних шинах. Но удовольствие от процесса голосования растянем: надеемся, он будет интересен и вам, нашим читателям. Верно?

Как же достали все эти конкурсы, премии и опросы года — «Золотой трамблер» или «ПЕРЕТОП-35» с массой номинаций, чтобы всем сестрам по серьгам. Но мои коллеги придумали не просто конкурс, а рейтинг — причем надклассовый, в абсолюте. Нечто подобное в 2004 году затевали американцы со всемирным WCOTY, где я успел побыть представителем от России. До тех пор, пока не начал слишком активно интересоваться прозрачностью подсчета баллов и был тихо исключен из состава жюри. А вкотишники предсказуемо скати… то есть скотились в подклассовую множественную раздачу слонов и пряников.

Надеюсь, мы придумали справедливую систему, в которой учтены и потребительские качества, и доступность, и важность для рынка. И да, у нас только один победитель — the winner takes it all. Конечно, 14 голосующих еще не big data — «одна снежинка еще не снег», — но уже некое усреднение разных подходов, которое дает адекватную картину.

Жаль, что среди новинок уходящего сезона не было тех, которые заставили бы меня отправиться к дилеру или пожалеть о нехватке денег. Поэтому я голосовал не сердцем. В моем личном рейтинге-2020 лидируют Toyota RAV4, Kia K5, Mercedes GLS и Geely Coolray — те машины, которые особенно запомнились. Добротностью и плавностью хода, ярким дизайном и первой в мире системой амбиентных аудиозаставок, дополненной реальностью или беспрецедентным для китайского автопрома качеством. Но Geely не прошел в десятку, наше «коллективное сознательное» не пропустило — потому что есть более достойные автомобили.

Теперь впереди самое интересное — очные ставки. Кстати, я вообще пошел в журналистику потому, что всегда хотел найти идеал. Мы, перфекционисты, народ былинный, нас не заманишь Ладой Калиной. И наш рейтинг-тест — квинт, не побоюсь этого слова, эссенция такого идеализма. Надеюсь, не уксусная.

Toyota RAV4 29
Kia K5 27
Geely Coolray 26
Mercedes-Benz GLS 26
Kia Seltos 25
Mercedes-Benz GLA 24
Mercedes-Benz GLE Coupe 24
Skoda Karoq 24
Volkswagen Arteon 24
Audi e-tron 23

То самое чувство, когда после просмотра Лиги чемпионов переключаешься на матч РПЛ, скажем Уфа — Тамбов, и половину тайма думаешь, что у тебя просто тормозит трансляция, а вместо вялых мобов вот-вот подгрузятся суперзвезды и голы. Но — добро пожаловать в чемпионат России по футболу. Вот и наш ­рейтинг-тест — это, по сути, чемпионат России по новым автомобилям. Я смотрю на список новинок-участников и жду, когда же подгрузятся ­топ-игроки. В европейской Лиге чемпионов за звание Car of the Year этой осенью спорят Aston Martin DBX, Ford Explorer, Ferrari Roma, Fiat 500, Honda e, Polestar 2, VW Golf VIII, VW ID.3, Rolls-Royce Ghost, Land Rover Defender, Mercedes S-класса и еще 28 полностью новых моделей. А в России среди 32 претендентов — три автомобиля GAC, два Chery, Сhangan, Haval, Geely...

Хотя чего еще можно было ждать от этого 2020 года? Спасибо, что автосалоны вообще открылись и до нас наконец добрались Arteon, e-tron, Polo, Sonata и Kia K5. Надеюсь, уже в следующем году жизнь наладится и все опоздавшие суперзвезды присоединятся к банкету. А пока потренируемся на кошках.

Зато какой простор для пристрелки общего аршина. Казалось, в отсутствие четвертой серии BMW некому поставить минимальный балл за дизайн, но на помощь пришла Toyota Hiace VIP и уронила планку еще ниже — теперь перед глазами почти полная палитра градаций прекрасного. Хотя на десятку за образ в моем представлении могли бы претендовать только Ferrari SF90, Fiat 500 и Honda e, но c ними разберемся в другой раз. А пока фавориты — электрический Audi и Arteon. И еще я считаю, что большие внедорожники у BMW и Мерседеса получились очень гармоничными по сочетанию пропорций и декора, причем X7 не выглядит на свой размер и остается единственным, кому идут большие ноздри.

Непросто было с оценками за технологии. Но, по-моему, точкой отсчета в России должны быть безопасность и полный привод. То есть Changan CS55, у которого максимум две подушки, — это единица. А Sonata и K5, которые умеют потрескивать виртуальным камином, но предлагают только монопривод с одним типом ДВС, — это двухбалльный прожиточный минимум. Возможность выбрать все ведущие колеса — плюс балл. Доступность дизеля — еще бонус. И только потом в расчет идут дисплеи, подогревы и круиз-контроли. Ну а e-tron получил от меня больше всех за пропаганду электромобильности. У него же почти максимальный балл за значимость, а отсюда и лидерство в моей личной «горячей десятке», хотя вероятность покупки мизерна.

С этим последним и самым важным критерием мне было сложнее всего. Поймал себя на мысли, что машин, к которым я испытываю хоть какой-то эмоциональный интерес, среди новинок всего три — тот же e-tron, Arteon и X7. Но позволить я себе могу только Polo, Karoq или Coolray, и желание такой покупки — в отрицательной зоне. Подожду Лигу чемпионов.

Audi e-tron 28
BMW X7 25
Volkswagen Arteon 23
Mercedes-Benz GLS 22
Toyota RAV4 22
Volkswagen Polo 22
Hyundai Sonata 21
Kia K5 21
Kia Seltos 21
Skoda Karoq 21

В «тотальном АР-тесте» (АР №5, 2018) Skoda Octavia А7 победила даже Maybach. И, как ни крути, Автомобилем-2020 в России должна была стать ее наследница с индексом А8. Но не успела.

Defender и Sorento, увы, тоже опоздали. А из оставшихся 32 новинок по нашей методике я выбираю Karoq и Seltos — 31 балл из 40 возможных. Важны для индустрии и рынка? Еще как! Красивы? В меру. По части технологий у обоих негусто, особенно у Kia без электропривода пятой двери и двухзонного «климата». Но хотя бы предлагаются за доплату адаптивный круиз-контроль, система контроля слепых зон, автодальний свет, шесть подушек безопасности и полный привод. Впрочем, если дело действительно дойдет до покупки, комфортному Кароку я предпочту драйверский Seltos.

Но! Автомобилем, перевернувшим в этом году мое сознание, был Geely Coolray, который уступил им по очкам и разделил с BMW Х7 третью строчку общего зачета — 28 баллов. Именно Coolray, китайский das Auto c большой буквы А, убедил меня, что в Поднебесной наконец-то научились делать достойные машины.

Toyota RAV4 и Volkswagen Polo востребованы в России — не исключено, что еще и из-за одинаковой вычурности. У меня они попали в топ-10 исключительно по воле калькулятора. Polo я мог бы запросто купить, но Volkswagen не стал ставить систему автоторможения, хотя на соплатформенном Рапиде она есть в виде опции. А RAV4, как показали наши первые тесты, оказался небезопасным в предельных режимах.

Те же 27 баллов, что и RAV4 c Polo, набрали у меня Mercedes-Benz GLS, BMW X6 и Audi Q3. Добротный немецкий премиум, которым хочется, но, к сожалению, пока не можется владеть. Особенно Мерседесом. Хотя GLS мне люб более других: он хоть и не выдался лицом, но в езде ни в чем не уступает BMW!

А замыкает мою десятку года мини-разочарование. Kia K5 — это ухудшенная Optima, растерявшая комфорт и не прибавившая в драйверских качествах.

Kia Seltos 31
Skoda Karoq 31
BMW X7 28
Geely Coolray 28
Audi Q3 27
BMW X6 27
Mercedes-Benz GLS 27
Toyota RAV4 27
Volkswagen Polo 27
Kia K5 26

Как бы я ни хотел увидеть на вершине моего рейтинга Volkswagen Arteon или Mercedes-Benz CLA второго поколения, по итогу там оказался наследник Оптимы. Причем Kia K5 доступнее своих конкурентов вроде Camry или Пассата, от которых как-то больше веет скукой, присущей седанам класса D+.

Родственная Sonata отстает от K5 всего на один балл — по большому счету только из-за чуть более спорной внешности. И второе место она делит с электрокроссовером Audi e-tron, который симпатичен мне гораздо больше, но, увы, чересчур дорог. Volkswagen Arteon — самый красивый автомобиль в российской линейке бренда, и за это я готов простить ему высокую цену, салон от Пассата и трехлетнюю задержку, с которой он вышел на наш рынок. Неожиданно для меня самого Arteon разделил третье место с кроссовером Mercedes-Benz GLB — если бы мне был нужен компактный автомобиль с тремя рядами сидений, выбрал бы именно его.

Равное количество баллов в моем списке набрали Bentley Flying Spur, ­Mercedes-Benz CLA, Skoda Karoq и Volkswagen Polo. Увы, о флагманском Bentley я пока могу лишь мечтать, хотя новый CLA (особенно универсал), несмотря на крайне сомнительную практичность и нескромный ценник, меня привлекает ничуть не меньше. Skoda и Volkswagen отыгрываются за счет российской сборки и, как следствие, относительно невысокой цены — хотя, в отличие от Polo, Karoq заслуживает гораздо больше внимания, чем подавляющее большинство его соперников по сегменту.

Замыкает таблицу Audi Q3, который у нас, к счастью, все-таки разжился полным приводом и двухлитровым двигателем. Он все же больше тянет на объект мечтания, чем Karoq, но больно дорог.

Kia K5 29
Audi e-tron 28
Hyundai Sonata 28
Mercedes-Benz GLB 26
Volkswagen Arteon 26
Bentley Flying Spur 25
Mercedes-Benz CLA 25
Skoda Karoq 25
Volkswagen Polo 25
Audi Q3 24

С удивлением обнаружил, что в моей десятке лидеров сразу семь разномастных кроссоверов. При том что я вообще не поклонник этого жанра и покупать подобную машину не планирую даже в отдаленной перспективе. Но такова особенность современного рынка: большинство самых важных и интересных новинок — паркетники. Поэтому Karoq занял у меня первое место совершенно заслуженно: у него удачный баланс потребительских качеств, да и с важностью модели для нашего рынка, полагаю, спорить никто не будет.

Seltos уступил Кароку один балл исключительно из-за дизайна: обилие кричащих элементов меня привлекает меньше, чем строгая нейтральность Карока. А Geely Coolray для меня прорыв года в китайском автопроме: симпатичный и добротный, да и стоит на треть дешевле Селтоса с Кароком. Жаль, что нет выбора двигателей и трансмиссий, но и предложенная связка турбомотора с «роботом» и передним приводом меня устраивает.

Volkswagen Arteon — вот что я бы купил с удовольствием! Красивый, вместительный и резвый. Однако важность для российского рынка примерно нулевая. Вот новый Polo и важен, и доступен. Но себе я его не хочу от слова «совсем»: он не шибко красивый, а во всех комплектациях, кроме топовой, еще и невероятно уныл внутри.

Mercedes CLA мне симпатичен как самый красивый из компактных (читай — относительно доступных) автомобилей марки, а GLB — как наиболее практичный. BMW X7 и Mercedes GLS — тот уровень, к которому, по-хорошему, надо стремиться в своих желаниях и мечтах (ну, раз уж Porsche 911 или новый S-класс в рейтинг не попали). А электрический Audi я отметил за смелость (пусть и не в дизайне). Да, электропривод и камеры вместо зеркал у е-трона пока реализованы не слишком эффективно, но… Лиха беда начало, верно?

Skoda Karoq 24
Geely Coolray 23
Kia Seltos 23
Volkswagen Arteon 21
Volkswagen Polo 21
Mercedes-Benz CLA 20
Mercedes-Benz GLB 20
Audi e-tron 19
BMW X7 19
Mercedes-Benz GLS 19

Мы в Авторевю давно созрели для выбора автомобиля года. Не пятнадцати премий в разных категориях, а именно одного лучшего из лучших, который оставил глубокий след не только на рекламных проспектах, но и в наших пропитанных бензином душах. И обязательно — на дорогах Дмитровского автополигона. Причем это может быть не самый дорогой, не самый престижный кандидат из списка новинок. Автомобиль года должен чем-то цеплять — дизайном, классным мотором. А может, тем, что поменял имидж бренда, причем в лучшую сторону. Догадались? Конечно, я имею в виду кроссовер Skoda Karoq. Комфортная подвеска и «автомат» вместо DSG — то, что нам в России нужно.

Kia K5 — еще один кандидат. Этот берет больше не ездой, а дизайном и ­оснащением: кто сказал, что это не важно? Volkswagen Polo — казалось бы, что в нем выдающегося? Мультимедиа, светодиодные фары? Но главное — переход на новый, практичный кузов.

Kia Seltos — тоже событие. Заполняет нишу между Кретой и более дорогими кроссоверами Kia Sportage и Hyundai Tucson. И предлагает богатый выбор моторов и трансмиссий.

Из всего многообразия китайских новинок пока цепляет лишь Coolray — причем не только дизайном, но и ездовыми свойствами. Совершенно неожиданно инженерам (китайским ли?) удалось достойно настроить связку мотора и преселектива — едет Coolray задиристо!

Остальные кандидаты — это все больше дорогие представители премиальных брендов. Понятно, что BMW X7 или Mercedes-Benz GLS — роскошные автомобили и с инженерной точки зрения очень достойные продукты. Для многих водителей это вершина в автомобильной иерархии, к которой годам этак к 50 приходит успешный человек. Но это и обязывает: такая машина, чтобы завоевать титул, должна быть мечтой. Ради которой можно продать если не душу, то хотя бы квартиру.

Kia K5 36
Skoda Karoq 33
Toyota RAV4 33
Kia Seltos 32
Mercedes-Benz GLE Coupe 32
Volkswagen Polo 32
BMW X7 31
Geely Coolray 31
Mercedes-Benz GLS 31
BMW X6 30

То, что победителем в общем зачете окажется Audi e-tron, первый полностью электрический кроссовер из Ингольштадта, мне было очевидно. Я честно поставил этой машине ровные и высокие баллы во всех номинациях, но, увы, владельцем электромобиля себя пока не вижу. И продолжаю считать, что подлинная мобильность возможна только на углеводородном топливе.

Лидером моего личного рейтинга стал Mercedes GLA — красивый, хорошо оснащенный автомобиль близкого мне формата и, возможно, лучший из маленьких Мерседесов. За счет необычной и нетипичной для себя внешности выехали также Toyota RAV4 (японский кроссовер наконец-то сделали визуально запоминающимся) и Kia Seltos, который очень свежо «прорисован».

«Китайцы»? Эту угрозу уже давно пора воспринимать серьезно. В своем рейтинге я отметил три машины: Haval F7x с модным дизайном, GAC GS8 (не самую плохую вариацию на тему культового японского автомобиля) и Geely Coolray — симпатичный компактный кроссовер. Но в мою финальную десятку из них вошел только Coolray.

Провал автомобилей BMW — это в некотором роде личное отношение. Я категорически не воспринимаю нынешнюю дизайнерскую линию баварцев: словно альфа-самцы, они уж очень увлеклись «раздуванием ноздрей».

Ну а в «домиллионной» ценовой категории — Volkswagen Polo. Станет ли он таким же бестселлером, как его предшественник, говорить рано. Но вынужден признать, что покупка именно этого автомобиля наиболее вероятна.

Mercedes-Benz GLA 27
Toyota RAV4 27
Kia Seltos 26
Mercedes-Benz GLB 26
Audi Q3 25
Volkswagen Polo 25
Geely Coolray 24
Kia K5 24
Mercedes-Benz GLE Coupe 24
Skoda Karoq 24

На верхних строчках моего личного рейтинга — BMW X7 и Mercedes GLВ. Обе машины красивы и технологичны. Хотя еще не факт, что по второму критерию они опережают инновационный Audi e-tron, который у меня на четвертом месте (формально — на третьем). А Mercedes GLB и доступнее, и хорошо едет — поверьте, на редкость приятный автомобиль.

Седан Kia K5 немного опередил e-tron. Ездовые свойства на четверочку, характеру немного недостает цельности. Но дизайн хорош. Неплох и Mercedes GLS, однако я считаю, что по важности он отстает от BMW X7.

Следом в моем рейтинге идут разноплановые машины: Bentley Flying Spur, BMW второй серии Gran Coupe и BMW X6. Зацепились за десятку сильнейших и новенькие компактные Мерседесы. С большой долей вероятности на месте одного из них могла бы оказаться Toyota RAV4, но внешность уж больно страшновата…

BMW X7 30
Mercedes-Benz GLB 30
Kia K5 29
Audi e-tron 28
Mercedes-Benz GLS 28
Bentley Flying Spur 27
BMW второй серии Gran Coupe 27
BMW X6 27
Mercedes-Benz CLA 27
Mercedes-Benz GLA 27

Лидером моего отборочного тура мог бы стать Audi e-tron, пусть даже он и построен на той же платформе, что и обычный Volkswagen Touareg. Ведь одних только связанных с электрификацией технологий — на талмуд. Да и привычных — с избытком: только навороченные «камерозеркала» чего стоят.

Почему не стал?

Дело не только в скучноватом корпоративном дизайне, старательно маскирующем e-tron под обычный кроссовер из Ингольштадта. И даже не в цене — она объяснима на фоне конкурента Jaguar I-Pace, не говоря уже об электрокарах Tesla. Но, будь у меня выделен такой бюджет на приобретение транспортного средства, вероятность покупки именно электромобиля стремилась бы к нулю. В прошлом году я две недели провел в компании электромобиля Volkswagen е-Golf. И даже в Германии, где зарядок скоро станет больше, чем обычных АЗС, я чувствовал себя в ошейнике с поводком, привязанным к розетке. А с нашей отсутствующей инфраструктурой электромобили не будут меня интересовать еще долго.

Поэтому больше практических баллов от меня получил Kia K5. Да, он не балует изысканными повадками и самые неожиданные технологически штучки демонстрирует отнюдь не в технике, а в индустрии развлечений. Но дизайн, на мой взгляд, бомбический. Ценообразование, по нынешним временам, не шокирующее. И готов биться об заклад, что у Kia K5 не будет проблем не только со спросом у дилеров, но и с ликвидностью на вторичном рынке. Лишь бы моторы больше не страдали задирами.

Похожий расклад обеспечил место в финальной десятке автомобилям Hyundai Sonata и Kia Seltos. Флагманские немецкие кроссоверы Mercedes GLS и GLE Coupe мне трудно упрекнуть в чем-то, кроме цены. Ну а лидер моего отборочного тура — Volkswagen Arteon: красив, желанен и не переоценен.

Volkswagen Arteon 32
Kia K5 31
Audi e-tron 30
Mercedes-Benz GLS 30
Hyundai Sonata 29
Kia Seltos 29
Mercedes-Benz CLA 29
Mercedes-Benz GLE Coupe 29
Toyota Highlander 29
BMW X7 28

Выборы автомобиля года — это весело и драйвово. Я вам точно говорю, ведь был на одном из этапов европейского конкурса вместе с Подорожанским. Север Дании, пустые дорожки... «Смотри, Вовка, вот тут не бывает полиции, а вот это моя любимая связочка под третью передачу». Десятки машин вокруг трехэтажного отельчика, назначенного штаб-квартирой, и вкусное пиво в баре. А главное — выбор: Honda Civic Type R, Alfa Romeo Stelvio, Hyundai i30 N, Kia Stinger плюс простые, но уже позабытые нами европейские машинки вроде Renault Clio. Интересно!

Даже странно, почему мы в Авторевю решили провести что-то подобное только сейчас, когда на безрыбье и Polo «он вам не седан» — новый автомобиль. К счастью, ездить на всех новых моделях, по нашим правилам, не нужно: десятка финалистов, к которым мы уже отнесемся с пристрастием, выбирается заочно. Субъективно? Конечно, но любой конкурс субъективен, а как показало голосование внутри редакции, десятка у большинства совпала процентов на 70 — так что с релевантностью порядок.

Из 32 моделей сразу восемь оказались из Китая, и у кроссовера Geely Coolray был реальный шанс попасть в десятку — у меня он расположился на 11-м месте. Среди пробившихся в моем рейтинге два BMW: удачная, на мой взгляд, переднеприводная «двойка» Gran Coupe и кроссовер X7. Но не стоит говорить, что я продался немцам, — не только им, но и компании Kia, ведь седан K5, кроссовер Seltos и хэтчбек XCeed тоже прошли по баллам за счет стабильности, хотя желанным я не могу назвать ни один из этих автомобилей. Но у каждого из них неплохая внешность, хороший набор качеств за свои деньги и конкурентная цена. Хотя если говорить именно о возможности покупки, то, пожалуй, кроме печального Polo автожурналист тут вряд ли может рассмотреть что-то еще. Окей, лучшие могут замахнуться на Karoq. Он, правда, в мой список не попал — за концерн Volkswagen отдуваются неформатный Arteon и электромобиль Audi e-tron, который по сумме моих баллов стал лидером. Ведь с ним точно будет интересно, особенно если тестовый пробег значительно превысит запас электрохода. А он обязательно превысит.

Audi e-tron 29
Mercedes-Benz GLB 28
BMW X7 27
BMW второй серии Gran Coupe 26
Kia Seltos 25
Kia XСeed 25
Mercedes-Benz GLE Coupe 25
Volkswagen Arteon 25
Kia K5 24
Bentley Flying Spur 23

Мои лидеры — BMW X6 и Bentley Flying Spur. Предшественник ­«икс-шестого» уже скоро год как обосновался в нашей семье. И любим мы его за внешний вид, шикарный интерьер, великолепные ходовые свойства, комфорт и технологии. Ну а Bentley… Простите за нескромность, не могу не улететь в сказку.

Следом приземленный Karoq — 29 баллов. Его я рекомендую женщинам, когда у меня спрашивают: «Хочу как твой Рафик, но новый. Что выбрать?» Хотя в этом классе мне больше нравится немолодой уже Lexus NX. 

На два балла меньше получили очень красивый Volkswagen Arteon и дорогущий BMW X7 — его я выбрала за супертехнологии, универсальность и дизайн. На балл ниже — Hyundai Sonata, она доступнее Артеона, не одно десятилетие на нашем рынке и с каждым поколением становится интереснее внешне и по ездовым свойствам. Потом Audi e-tron — не мечтаю о нем в снах, как о Bentley, но это выбор будущего, прекрасного и совершенного, — и новая Toyota RAV4. Правда, желания ездить на ней у меня особо нет, мне ближе лобастый Mercedes GLB и Kia Seltos.

Далее, я считаю, что китайский GAC GN8 лучше, чем Toyota Hiace VIP, — и по дизайну, и по оснащению: подкупили массажные задние сиденья. И очень жаль, что среди новинок нет ни одного гостя из Франции. За них в некотором роде Opel Grandland X с очень спокойным дизайном, что сейчас, в наше непростое, дерганое время, очень и очень важно. Но в мою десятку лучших он, увы, не вошел: важность для рынка невелика.

Bentley Flying Spur 30
BMW X6 30
Skoda Karoq 29
BMW X7 27
Volkswagen Arteon 27
Hyundai Sonata 26
Audi e-tron 25
Kia Seltos 25
Toyota RAV4 25
GAC GN8 24

Запаса хода е-трону хватило, чтобы протокол за протоколом взобраться на вершину нашего судейского олимпа. И, как я ни жмотился на баллы, e-tron — один из двух моих «математических» лидеров. Похоже, дружеский троллинг коллег на редакционной планерке становится реальной головной болью с финансовой отдышкой: для дальнобойного пробега арендовать прицеп или закладываться на пикап с генератором? Лучше ­по-честному — пойдем своим ходом.

Победил e-tron в личном рейтинге тоже честно, «без подзарядки». Девятка за технологии? Так моторчик не дорос до тесловского, а батарея — до тайкановской. Пусть дизайн не искрится, и вряд ли у меня засвербит от объявлений на вторичке через три года, но явление второго «официального» электромобиля в России — это ликвидация российского консульства в Зурумбии. Не менее значимое событие, чем скорое нашествие новых Polo в таксокаршеркляксах. Apocalypse Now.

Жаль, Geely Coolray недотянул десяток баллов до двери в гостиную — ведь, похоже, именно этот малыш войдет в авторевюшную историю партизаном, сорвавшим «антикитайский» флаг снобизма. Черт, надо из кожи вон вылезти, но провести в 2021-м ресурсный тест с участием Кулрея! Уже и новая методика, имитирующая пробег 200 тысяч километров, готова.

В парочках Kia K5/Hyundai Sonata и Karoq/Seltos глупо отрицать сбалансированность масс-маркетных потребкачеств с пока еще держащимся покупательским спросом. Но не цепляют.

А вот сигарообразные BMW X7 и Cadillac XT6 подкидывают дровишки в разгорающийся костерок кризиса среднего возраста. И если выбор в пользу «баварца» никто не осудит, то за симпатию к Кадиллаку наши эксперты тут же ставят профнепригодность. Коллеги, без учета цены для меня критичны только 7,4 с в эластичности 80—120 км/ч! К сожалению или к счастью, я уже давно живу в иной парадигме потребления дорог — не через упоение поворотами на кончиках пальцев, а в комфортном преодолении за один присест полутора тысяч километров. С семьей под хорошо срежиссированные аудиосериалы или обучающие курсы. Думаю, Кэдди неплохо справится с этим.

Mercedes GLS тоже в десятке, но прошел с остальными зайцем — насколько я люблю его предшественника X166, настолько не могу привыкнуть к новому стилю Вагенера, ставшего тайным поклонником фильма «Безумно богатые азиаты».

Audi e-tron 25
Geely Coolray 25
Kia K5 24
Hyundai Sonata 23
Skoda Karoq 23
BMW X7 22
Cadillac XT6 22
Kia Seltos 22
Mercedes-Benz GLS 21
Volkswagen Polo 21

Самый сложный для меня пункт в предложенной коллегами таблице со списком номинантов — последний. Как в нашей любимой кинокомедии про пленницу, Кавказ и баранку пылесоса: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания». Вот зачем мне нужен Changan CS55, если до этого рейтинг-теста я думал, что это микроволновка? Впрочем, и Mercedes-Benz GLS ­как-то не предел мечтаний; вот Packard 640 Roadster 1929 года — другое дело, но в списке его нет. Печаль. Придется не оглядываться в прошлое, а смотреть в будущее — и ставить максимальный балл электромобилю Audi e-tron: «а что, а вдруг» куплю себе такой вместо ­какой-нибудь из своих гремящих вонючих повозок с ДВС? Хоть за парковку платить не придется!

Внешность большинства автомобилей из предложенного списка смело могу оценить примерно в 1–3 балла из 10, потому что автомобильный дизайн катится в пропасть, на дне которой поджидают пасти радиаторных решеток новых BMW и искореженные кузова Лексусов. Там же Karoq, который я столь обильно полил «комплиментами», что Голованов отказался публиковать мою «примерку» о нем. В Авторевю цензура!

Безусловно, Bentley Flying Spur тоже не красавец, но, сами понимаете, в моем рейтинге он почему-то опередил продукцию Chery. То ли технологии в нем привлекательнее, то ли лишний раз проехать на Bentley и побрюзжать о нем как-то интереснее, чем снова писать: «А ­китайцы-то уже молодцы!»

Вновь пролистывая список жертв рейтинга, жалею об одном: Toyota Hiace VIP осталась без высокого балла. Как-то недальновидно отмел претендента. А ведь измени буквально одну букву i в названии, добавь восклицательный знак — и готов отличный заголовок! Но я надеюсь, что собратья по qwerty более благоразумны и проголосуют за нормальные модели, чтобы титул достался марке Volkswagen.

Audi e-tron 30
Bentley Flying Spur 25
BMW X7 19
BMW X6 18
Cadillac XT6 17
Mercedes-Benz GLE Coupe 17
BMW второй серии Gran Coupe 16
Mercedes-Benz GLS 16
Audi Q3 15
Volkswagen Arteon 15

Ох, ну и задачку придумали: давайте выберем автомобиль года. Хорошо, а из чего? Ведь российский автомобильный рынок настолько куц и уныл, что выбирать приходится словно между хромым и слепым. Мы еще не Куба, но уж точно похожи на Иран, как верно заметил читатель на сайте в комментариях к тесту Кадиллака ХТ6 с Лексусом. Бюджетные корытца, которые клепаются внутри страны, прослойка «китайцев», ­пара-тройка корейских бестселлеров — и сверху над всеми дорогие модели премиальных брендов. Причем ­рассинхрон и вымывание среднего класса значительно ускоряются. А ведь всего-то десять лет назад…

Надеюсь, что в 2021-м хотя бы не станет хуже. Интересно, мегапроект Кортеж — то есть, простите, Аурус — в каком году сможет побороться за награду?

С «китайцами» разобраться мне было проще всего — из этой группы запомнился только Coolray. Уверен, для кого-то он уже стал личным автомобилем года. Технологии? Здесь Audi e-tron в приоритете, да и остальные «немцы». Хотя для меня не всегда это хорошо: килограммы электроники, экраны, даунсайзинг… Фу, бяка!

Дизайн? Тоже без проблем. Кстати, если в BMW и дальше продолжат раздувать ноздри, буду настаивать на отрицательной шкале.

Желанность/доступность? Я построил график, где Х-осью была оценка «хочу — не хочу», а осью Y «могу — не могу». Аутсайдеры слева снизу получили по 1—3 балла, а напротив, в топе, — получившие максимальные оценки Arteon, Q3 и Jetta.

Считаю общий результат — и… На вершине — e-tron. А лучший дизайн у Kia К5 отделил его от сестры Сонаты.

Теперь нам предстоят ездовые испытания. Как ляжет карта? Увидим!

Audi e-tron 27
Audi Q3 24
Kia Seltos 23
Skoda Karoq 23
Toyota Highlander 23
Volkswagen Arteon 23
Volkswagen Jetta 23
Kia K5 22
Volkswagen Polo 22
Hyundai Sonata 21

Узнать цены автомобилей-участников рейтинг-теста и предложения дилеров по всей России вы можете прямо сейчас на сайте Авито Авто.

Рекомендованные статьи