Рейтинг-тест 2022, первый этап: с «китайцами», но без «электричек»!

Фото: Дмитрий Питерский | компании-производители

В 2020 году, первом для нашего рейтинг-теста, мы насчитали 32 новых автомобиля на российском рынке при объеме 1,47 млн машин. В 2021 году в лонг-листе рейтинг-теста Авторевю уже была 41 новинка, а рынок, несмотря на дилерский ценовой произвол, прирос на 3%. И вот наступил 2022-й. Вместо ожидаемой полусотни дебютов их всего… 16. Но рейтинг-тест мы все же проведем.

Это проклятье последней полосы, а если по-русски — «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Когда мы при подготовке спецвыпуска о рейтинг-тесте раздумывали над анонсом следующего сезона, кто-то в редакции сказал: «А давайте опубликуем не только уже вышедшие на рынок автомобили, но и те, которые вот-вот появятся, у нас же есть даты дебютов?» Так на последней странице первого в этом году номера Авторевю появились BMW iX, Mercedes EQS, Range Rover и другие. Сглазили, накаркали?

Но точно не упали духом: будем работать с тем, что есть. Ведь новые автомобили появлялись на рынке даже в это непростое время. К тому же наше желание разделил и поддержал сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто, который является партнером рейтинг-теста Авторевю с момента основания проекта. В 2022 году, согласно исследованию компании Автостат, Авито Авто — платформа №1 для покупки и продажи автомобилей (подробнее на www.autostat.ru).

В итоге мы насчитали 16 новых автомобилей, которые успели дебютировать на российском рынке и появиться в продаже у официальных дилеров с 1 октября 2021 года по 30 сентября ­2022-го. Это Аурус Сенат (с продажами на основе предзаказов), купе BMW второй серии, Changan Uni-K, пикап DF 6, Exeed LX и VX, FAW Bestune T77, Haval Dargo, Hyundai Staria, Infiniti QX55, Isuzu MU-X, Kia Sportage, Lexus LX и NX, ­Mercedes-Benz C-класса и Nissan Pathfinder. Забыли про Range Rover? Нет, Рейндж хоть и показали на закрытой презентации в Москве, но в широкие продажи, по нашим данным, он попасть не успел (параллельный импорт и серые поставки по действующим правилам рейтинг-теста не в счет). А еще напомним, что мы рассматриваем только по-настоящему новые для рынка модели: ни модификации, ни новые версии, ни рестайлинговые машины вроде Лады Весты к конкурсу не допускаются.

В этом году у нас двенадцать судей первого этапа — все авторевюшники. Они снова оценили автомобили по четырем критериям: «дизайн» (отдельно экстерьер и интерьер), «технологии», «важность» (для мирового и российского рынков) и так называемую желанность/доступность: насколько я хочу этот автомобиль и по карману ли он мне?

Безоговорочный лидер — ­Mercedes-Benz C-класса серии W206 (311 баллов). На втором месте космоминивэн Hyundai Staria (283), третье — за кроссовером Kia Sportage (272). Что еще из примечательного? Сбылась мечта тех читателей, которые ждали появления китайских автомобилей в финальной десятке рейтинг-теста: Haval Dargo на высоком пятом месте (271). Только представьте, ему не хватило всего полутора баллов, чтобы ворваться в тройку лидеров! Аурус не смог пробиться в десятку (241), несмотря на важность для рынка. А Isuzu MU-X (244,5) прошел в шорт-лист только благодаря победе в АР-тесте, ведь он в зимнем сражении опередил внедорожники Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport. Напомним, что победителям наших сравнительных тестов с одноклассниками мы добавляем к оценкам жюри бонусные 10 баллов (есть еще бонусы за результаты продаж, но в этом году они остались не разыграны).

И Isuzu в этой компании уникум: Nissan Pathfinder, Mercedes C-класса, Haval Dargo, Kia Sportage, Exeed VX и Infiniti QX55 не сумели обыграть конкурентов у нас на тестах! Жаль, не все 16 машин мы смогли прогнать через полигоновские жернова и экспертную оценку Авторевю.

И печально, что большинство представительств сейчас не работают в России — а значит, фактически нет и пресс-парковых машин. У мировых производителей в нашей стране «демобилизация». Поэтому для второго тура мы попытаемся «мобилизовать» некоторые автомобили первой десятки у дилеров и частных владельцев. Но даже при худшем раскладе действующее положение рейтинг-теста позволяет нам брать для очного этапа автомобили, занявшие 11—15-е места. Получается, точно нет шансов только у пикапа DF 6, который у нас в арьергарде (пикапы на последних строчках итоговой таблицы становятся традицией рейтинг-тестов). К слову, DF 6 все еще ждет журналистской презентации: на момент подготовки материала тестовые автомобили так и не появились, хотя продажи были объявлены еще летом.

А если мы вообще не сможем найти десять автомобилей? Не беда: разработанные еще в 2020 году правила рейтинг-теста позволят провести его при наличии шести машин в финале. А уж эту численность мы постараемся обеспечить.

Что дальше? Как обычно, полигон и несколько дней путешествия (в этом году по экономическим причинам, скорее всего, без гоночного трека), подсчет баллов и ценовая эквализация. Кстати, вы заметили? «Китайцы» будут в финале, а «электрички» — нет! О счастье, это хоть немного развязывает руки. Кажется, третья часть нашей ­рейтинг-тестовой докудрамы будет совсем не похожа на первые две. И это вдохновляет.

Средняя цена

Каковы ценовые реалии на российском рынке в этом году, где лежит медиана между «хочу» и «могу» у большинства покупателей новых автомобилей в России? За ответом на этот вопрос мы обратились к экспертам Авито Авто.

По их данным, за первые девять месяцев 2022 года средняя цена нового автомобиля в объявлениях на площадке составила 2 млн 350 тысяч рублей. Как и в  целом на российском рынке, основной спрос пришелся на отечественные Лады: 23,7% продаж новых автомобилей на Авито Авто со средней ценой 1 млн 89 тысяч рублей. Следом идут корейские бренды Kia (11,2% спроса) и Hyundai (10,1%). Львиная доля их продаж приходится на младшие модели Rio/Solaris и Seltos/Creta, поэтому средняя цена примерно 2,3 млн рублей.

Явно укрепляют рыночные позиции автомобили из КНР. И хотя участвующие в рейтинг-тесте Авторевю свежие модели Haval Dargo, Exeed и Changan Uni-K пока не могут похвастать большими объемами продаж, в десятку самых популярных новых автомобилей на площадке Авито Авто попали сразу две китайских машины. В первую очередь это кроссовер Haval Jolion со средней ценой 2 млн 229 тысяч рублей, на который за первые девять месяцев пришлось 1,7% спроса против 0,6% за тот же период 2021 года. А доля модели Chery Tiggo 7 Pro достигла 1,5% вместо 0,9% в прошлом году; средняя цена — 2 млн 509 тысяч рублей.

Всего 16. Или целых 16?

Вот если бы кто-то сказал мне двадцатилетнему, что в СССР в год будет представлено столько настоящих новинок… Да еще каких! Наш конкурент Роллс-Ройсу, новый Mercedes, футуристичные «китайцы», южнокорейские НЛО…

В 1988-м я бы умер от счастья. Потому что в тот год наша семья только нацелилась на прошлогоднюю новинку — переднеприводный ВАЗ-2109. В графе «хочу» — десятка, в категории «могу» — дед-ветеран, капитан первого ранга в отставке с правом встать в очередь и получить заветную открытку всего через год.

Мы действительно купим белую «девятку» в 1989-м, в год окончания десятилетней войны в Афгане. Через пять лет я пригоню из Голландии свою первую иномарку, Mercedes 280S W126 на газу и с дырками в крыльях. Через шесть — позвоню в Авторевю. Начнут копиться использованные загранпаспорта с диковинными штампами, станут мелькать страны и континенты, ­топ-менеджеры и шеф-дизайнеры, полигоны и гоночные треки. И мы ­привыкнем к десяткам новинок ежегодно.

Что это было? Может, просто сон? Знаете ведь, как бывает: проснешься — и сперва не понимаешь, что реальнее. То кино, которое мозг прокручивал сам себе буквально мгновение назад, или эти статичные стены с потолком и знакомой мебелью.

Шестнадцать новинок, половина из которых для нас вне доступа. Включая Аурус («извините, тестовых машин нет, все сразу уходят клиентам»). И сжатие рынка примерно до 600 тысяч машин в год. Это уровень автопрома СССР между 1971 годом (530 тысяч легковых автомобилей) и 1972-м (730 тысяч), когда ВАЗ только выходил на плановые мощности. Я, кстати, помню то время. Мне четыре годика, и я страстно желаю ­ГАЗ-69А. Со скошенным тентом, четырехдверный, на котором меня однажды прокатил сосед-водила. В категории «хочу» —  нет таких цифр. В графе «могу», увы, даже не единица: не продавали «газики» населению.

Впрочем, моему второму деду, тоже отставному военному, у себя в Свердловске предлагали выкупить списанный «козлик». Но он отказался. Мол, неудобно.

Для них, бывших фронтовиков, желания и ценности лежали совершенно в иной плоскости. Вот о чем думал я, когда сейчас совершенно машинально проставлял баллы. Чего мы хотим и что можем, где сны, а где явь? Всего 16 — или целых 16?

Скоро узнаем.

Автомобиль Итого
Haval Dargo 27
Mercedes-Benz C-класса 25
Changan Uni-K 23,5
Hyundai Staria 22,5
FAW Bestune T77 21
BMW второй серии 20,5
Kia Sportage 20,5
Аурус Сенат 19,5
Exeed VX 18,5
Exeed LX 18
Lexus NX 17,5
Lexus LX 16
Infiniti QX55 15
Nissan Pathfinder 15
Isuzu MU-X 14,5
DF 6 12

Расставил в Экселе оценки, выбрал сортировку по финальной сумме и сам удивился результату: Haval Dargo — мой автомобиль года? Но ведь и правда неплох! После «примерки» оставил приятное впечатление, поэтому и по баллам ни одной провальной номинации.

Mercedes C-класса, конечно, интереснее, и успевшим его купить можно позавидовать. Но в нынешних условиях оценки в категориях «важность для России» и «могу» упали в пропасть. Hyundai Staria — вот мой фаворит. Этому минивэну я единственному дал максимальный балл за дизайн, да и в номинации «хочу» он лидер моего чарта. Не спрашивайте почему, это желание во многом иррациональное, но большой полноприводный вэн в хозяйстве лишним не будет.

А в пару ему — «двойка» BMW выходного дня. Тоже хочу! Хотя с точки зрения рыночной важности она еще мельче, чем Staria.

Четвертое место Ауруса — это мой аванс нашумевшему проекту. Я пытаюсь отделить Аурус от политики и считаю его действительно важным для России. По мировым меркам Сенат не назвать передовым, хотя дорогой и богатый салон мне понравился. Буду рад, если эти российские машины займут хотя бы маленький уголок luxury-сегмента.

Новый Lexus NX мог бы стать рыночным хитом: добротный премиум-кроссовер. Infiniti QX55 хоть и красив, но в целом вторичен. А в имеющейся рыночной реальности их место занимают Changan Uni-K и Exeed VX — не самые плохие «китайцы», хотя и требующие доводки.

Sportage мог бы оказаться и выше десятого места с учетом его «рыночности». Однако дизайн мне не по нраву: наименьший балл в этой ­дисциплине из всех 16 машин.

Оставшиеся шесть автомобилей мне малоинтересны. Хотя за столь низкую оценку пикапу DF 6 мне как-то неудобно: честный трудяга на неплохой базе Ниссана, быть может, и неплох для своей аудитории. Только я в нее не попадаю.

Автомобиль Итого
Haval Dargo 24,5
Hyundai Staria 24,5
Mercedes-Benz C-класса 24,5
Аурус Сенат 24
Lexus NX 23,5
BMW второй серии 22
Changan Uni-K 22
Exeed VX 22
Infiniti QX55 22
Kia Sportage 21,5
Isuzu MU-X 21
Nissan Pathfinder 20,5
Lexus LX 18
Exeed LX 17,5
FAW Bestune T77 16
DF 6 11

Где вы были все эти вос… два года? Ведь у меня еще в 2020-м, в первом рейтинг-тесте Авторевю, китайский Coolray и электрический e-tron делили первую ступеньку пьедестала. Жаль, Geely тогда не прошел в финал в отличие от Audi. Но теперь-то — хо-хо! — пришло наше время, время географических побед и грандиозных дорожных свершений, великих инженерных открытий и пароксизма восторга! Да здравствуют китайские народные (пока что не очень) автомобили в экспедиции рейтинг-теста!

Кроме шуток, несовершенный Haval Dargo лично для меня первый автомобиль из Поднебесной, который ясно дал понять — китайцы точно смогут. Еще шаг в индустриальном цикле — и они сядут на бампер Корее. А дальше посмотрим, уже от этой видимой цели перехватывает дыхание. Более ­того, вот вам личный опыт. Я проехал на Dargo почти тысячу километров, разведывая маршруты нашего грядущего путешествия. А спустя неделю взял Sportage и преодолел почти то же ­расстояние. Мой выбор — в таблице.

Будь Pathfinder дешевле, салон опрятнее, мультимедийный комплекс современнее, то Nissan легко подвинул бы остальных. А так он делит второе место с Kia.

Почему позади С-класс? Разумеется, Mercedes здесь должен быть на первом месте, но я ржавой российской косой прошелся по нему и по BMW второй серии, поставив единицу в столбике «важность для рынка РФ». Вернутся официально — пересмотрим.

Мне пока любопытен Changan Uni-K и практически неинтересен Hyundai Staria, хотя дизайну минивэна надо отдать должное. Хочется, чтобы Isuzu MU-X был рядом: он внушает уверенность и дарит безмятежность. Exeed LX нужно просто попробовать на зуб в исследовательских целях — старший VX по большому счету не понравился только тормозами.

Lexus и Infiniti всегда стояли на обочине моей автомобильной жизни. Не удастся пожить с ними и в этот раз — переживу. Аурус? Простите грешного, я никогда не был в мавзолее и не рвался туда, хотя уважаю труды Алексея ­Щусева и инженеров НАМИ.   

А закончить надобно бы, конечно, Ильиным. Есть у этого популярного нынче философа что-нибудь про свободу выбора? Тогда просто не забывайте, что 16 автомобилей — это еще неплохой ассортимент. Наслаждаемся и машем.

Автомобиль Итого
Haval Dargo 23
Kia Sportage 22
Nissan Pathfinder 22
Mercedes-Benz C-класса 21
Changan Uni-K 20
Exeed LX 19,5
Hyundai Staria 19,5
Infiniti QX55 19,5
Exeed VX 19
Lexus LX 19
Isuzu MU-X 18
Аурус Сенат 17
FAW Bestune T77 17
Lexus NX 17
BMW второй серии 16,5
DF 6 13

У нынешнего рейтинг-теста две особенности. Во-первых, в этот раз не надо оценивать электромобили. Подарок судьбы! Ведь с подачи редакционного электролобби какая-нибудь «электричка» наверняка пролезла бы в финал, и ее пришлось бы брать в пробег. А потом стоять с растерянными лицами у «мертвых» зарядных станций, ползти в режиме «энергия в долг» и добывать электричество «веревочным» способом.

Второй момент — внушительное число новых автомобилей из Китая. Большинство китайских машин мне кажутся безликой массой с идентично настроенными агрегатами, одинаковыми эргономическими ляпами и сырой электроникой, науку общения с которой каждый раз приходится постигать заново. Но есть и приятные исключения — Haval Dargo и Changan Uni-K, причем каждый интересен по-своему.

Седану Аурус я поставил высокую оценку в единственной номинации, потому что появление национального, пусть и «частично тянутого», представительского автомобиля — это важное событие для автомобильной отрасли. С внедорожником Lexus LX схожая ситуация. Лично у меня эта машина не вызывает вообще никаких эмоций, но ведь для огромного числа россиян это символ благополучия и едва ли не главная цель в жизни. А вот корейский кроссовер Kia Sportage — это настоящий средний класс и представитель того сегмента, который у нас в стране будет востребован всегда. Даже если он будет попадать к нам только по линии параллельного импорта.

С европейскими машинами того хуже. Боюсь сглазить, но BMW второй серии и Mercedes-Benz С-класса рискуют стать последними новыми европейскими автомобилями, которые можно официально купить в России. И для меня эти марки задают определенную планку.

Представитель ненавистного мне класса кросс-купе — Infiniti QX55, но это тот самый случай, когда машину любят глазами. Красив, подлец! Особенно сзади. В очередной раз «переобувшийся» Nissan Pathfinder мне нравится внешне, а вдобавок производит впечатление добротного автомобиля старой школы. Крепкий, «дубовый» и трясучий Isuzu MU-X — это тоже автомобиль на всю жизнь. И мне он, пожалуй, идеологически ближе всего. Ну а на первое место я ставлю минивэн Hyundai Staria: во-первых, он не ­по-корейски элегантен, а во-вторых, это по-настоящему универсальная семейная машина.

Кстати, жаль, что в финал не прошел китайский пикап Dongfeng DF 6. Мне кажется, что при нынешней бедности рынка утилитарные автомобили интересны и востребованы.

Автомобиль Итого
Hyundai Staria 20,5
BMW второй серии 20
Mercedes-Benz C-класса 20
Nissan Pathfinder 19
Infiniti QX55 15
Isuzu MU-X 15
Haval Dargo 14
Kia Sportage 14
Lexus LX 14
Аурус Сенат 13,5
DF 6 11,5
Lexus NX 11,5
Changan Uni-K 10,5
Exeed LX 10
Exeed VX 10
FAW Bestune T77 10

Год назад перед рейтинг-тестом я сетовал на то, что мы высокомерно игнорируем китайские машины. Эх, мог ли я тогда предположить, что в этом году именно «китайцы» будут обеспечивать кворум не только нашего рейтинг-теста, но и всего российского авторынка?

Впрочем, в десятку моих личных предпочтений в этом году попали лишь два автомобиля из КНР — Changan Uni-K и особенно Haval Dargo. Прежде всего благодаря дизайну. Кроссовер в обличье брутального внедорожника? Да это как раз то, что нужно! То, чего не могут себе позволить европейцы, помешанные на экологии (ужас какой — Cx на 0,3 выше!) и безопасности (пешеход в случае наезда не так приложится головой о капот). Но позвольте, у китайских машин, равно как и у европейских, сегодня в наличии полный спектр систем безопасности, включая автоторможение перед пешеходами. Электроника снижает вероятность наезда в разы! Так зачем тиражировать эти однообразные силуэты с покатыми капотами?

Но на вершине моего рейтинга — «европеец», новый С-класс. Хорош! Равно как и «двойка» BMW серии G42. В остальном — ожидаемый винегрет из новинок азиатского автопрома, которые объединяет одно поганое качество: недоступность. Если какие-то машины физически и можно купить (без особого выбора цвета и комплектаций), то дилерские наценки напрочь отбивают желание это делать. Тот же двухлитровый Kia Sportage по прайсу от 2,85 до 4,04 млн рублей, однако «живую» машину далеко не в полной комплектации вам предложат за ­4,3—4,8 миллиона! Если и переплачивать за что-то необычное, так за минивэн Hyundai Staria. Вот он, мой азиатский фаворит этого года.

Ну и немного про Аурус. По причине заоблачных цен он остался за пределами моей десятки, но ведь это второй российский автомобиль, построенный с нуля в постсоветское время (первым была Веста). Я не верил, что дело дойдет до производства, — считал, что ­Аурус канет в Лету вслед за ё-мобилем и Марусей. Но вот что господдержка животворящая делает! Правда, на тест нам Сенат так и не дали. Боятся критики? Жаль, ведь она помогла бы сделать продукт лучше. Не зря же в мировом автопроме распространена практика «закрытых» тест-драйвов предсерийных машин, на которые нас неоднократно звали. Чем и гордимся. Неужели все это в прошлом?

Автомобиль Итого
Mercedes-Benz C-класса 32
BMW второй серии 29,5
Hyundai Staria 28,5
Kia Sportage 28,5
Nissan Pathfinder 28,5
Lexus LX 28
Infiniti QX55 27,5
Changan Uni-K 26,5
Haval Dargo 26
Lexus NX 26
Аурус Сенат 24,5
Exeed LX 24,5
Isuzu MU-X 23,5
Exeed VX 22
FAW Bestune T77 20,5
DF 6 15

Хорошая новость: в списке дебютантов и впрямь есть классные автомобили. Плохая — они присутствуют скорее номинально. Зато китайских новинок хватает в любом качестве, и пара из них пробилась в мою финальную десятку. Haval Dargo не только за красивые круглые глаза, но и за то, что, в отличие от всех последних кроссоверов Haval, он не ужасает на ходу. В городских режимах так и вовсе нормальная машина!

А Changan Uni-K как раз за красивые глаза. Хотя посмотрел еще раз… Правильнее сказать, дерзкие: этот китайский Cayenne Coupe в цвете Nardo Grey выглядит дорого. Надеюсь, что и на ходу не разочарует. В отличие от моделей Exeed, которые в мой финальный рейтинг не пробились.

Оставшиеся восемь автомобилей — привычные по прошлой жизни. Лидер — это Mercedes C-класса, на котором я даже успел поездить по холодной и красивой зимней Карелии. Также в списке понятные, в отличие от китайских, кроссоверы Nissan Pathfinder и Kia Sportage, Infiniti QX55 и Lexus LX. В иной год не все они попали бы в итоговую часть. А в этом не все поедут в пробег. Да и BMW второй серии окажется в нашей компании, только если его удастся найти у кого-то из читателей Авторевю.

Голосуй не голосуй, все равно получишь то, что дадут. Продолжаем работать и ждем финала, причем не только рейтинг-теста.

Автомобиль Итого
Mercedes-Benz C-класса 31
Hyundai Staria 30,5
Haval Dargo 28
Changan Uni-K 27,5
Kia Sportage 27
BMW второй серии 25,5
Nissan Pathfinder 25,5
Isuzu MU-X 25
Infiniti QX55 24,5
Lexus LX 24,5
Lexus NX 24
Exeed VX 22,5
Аурус Сенат 22
FAW Bestune T77 22
DF 6 21,5
Exeed LX 21

Пожалуй, это самое необычное голосование. Если еще в прошлом году при таком же отборе мне приходилось ломать голову, выбирая из списка в сорок одну новинку, то теперь… Причем добрая треть родом из Поднебесной. Однако в мою финальную десятку попало всего два китайских автомобиля.

Haval Dargo — за смелость стиля снаружи и внутри, важность для нашего усохшего рынка, вполне достойное ­оснащение и при этом ­относительную доступность. Хотя от его характера я откровений не жду — по крайней мере, от платформы LEMON и «робота» с неудобной шайбой селектора, так хорошо знакомых мне по кроссоверу Haval Jolion после прошлогоднего сезона ускоренных ресурсных испытаний (АР №12, 2021).

С соотечественником Exeed VX «примерочная» встреча была мимолетна (АР №14, 2022), но он тоже успел удивить — в первую очередь невиданными мной доселе у китайских кроссоверов размерами. А вот возглавляет мою финальную десятку первого тура Hyundai Staria. И это заслуга не одной внешности — хотя она, конечно, самая космическая среди всех претендентов. Главное, что Hyundai не только обладает всеми талантами так понравившегося нам в прошлом году земляка Kia Carnival, но еще бывает и с полным приводом. Даже мерседесовская «цешка» и BMW второй серии, которым по всем параметрам было не избежать лидерства, уступили пальму первенства.

А Аурус Сенат, увы, остался за скобками. В первую очередь — из-за непостижимой для меня цены. А еще это единственный из всех претендентов, с которым я споткнулся о графу «хочу», — ведь только в случае с Сенатом этот выбор определяется тем, водитель ты или пассажир.

Автомобиль Итого
Hyundai Staria 33,5
Mercedes-Benz C-класса 32
BMW второй серии 31,5
Haval Dargo 31
Kia Sportage 31
Lexus NX 31
Nissan Pathfinder 31
Lexus LX 30
Exeed VX 27,5
Infiniti QX55 27,5
Exeed LX 27
Changan Uni-K 26,5
Isuzu MU-X 24
Аурус Сенат 23,5
FAW Bestune T77 23,5
DF 6 19,5

Сердцу не прикажешь. Среди наших претендентов есть только два автомобиля, в которые я по-настоящему влюблен. В один — вопреки его внешности, в другой — вопреки его ездовой природе. Это Staria и BMW второй серии. В смысле наоборот. «Двойка» отпечаталась в моей мышечной памяти хулиганской «заносчивостью» и пьянящим ощущением полета по автобану, но оглянуться на нее желания по-прежнему нет. А вот Staria из тех машин, которые не развидеть. В хорошем смысле. Но вот бы вспомнить, как она едет... Кажется, это было скучновато. Хотя я все равно с удовольствием поставил бы такой космовэн в свой семейный гараж. Рядом c BMW. И добавил бы к ним соблазнительный Mercedes С-класса — для жены. И двужильный Isuzu MU-X — под картошку.

Вот так должна была выглядеть вершина моего рейтинга в этом голосовании. Но потом я открыл актуальные коммерческие предложения и понял, что на данный момент, пожалуй, стоит ограничиться женой и картошкой.

Хотя мне грех жаловаться, я успел прокатиться на восьми автомобилях из шестнадцати финалистов. Даже на ­Аурусе поездил, когда тот был еще прототипом. Поэтому голосую со знанием тела. Сенат — лидер по важности на ­нашей эстраде. Но с остальными достоинствами у него сложнее.

Сравниться по значимости с Аурусом для России могут только Sportage и Dargo. Эти автомобили получили от меня почти равные высокие оценки, и я уже готов был увидеть «китайца» на подиуме своей горячей десятки. Однако в масштабах планеты Haval — локал, а Kia — глобал. Поэтому он и выше.

Все остальное — проза. Вот, например, Nissan Pathfinder — фактурный, удобный, именитый, просторный и атмосферный. Копеечка к копеечке в копилку зачетных баллов, но золотых монет среди них не найти. Или Lexus NX — это вообще ­NFT-токен. Инвестиция в шильдик. Честно говоря, я старался, чтобы мою десятку вместо Лексуса замкнул кто-то из незнакомых «китайцев» — Changan Uni-K или FAW Bestune T77. Даже накинул им баллов: одному за дизайн, другому за интерьер. Но сердцу не прикажешь.

Зато мне помогли коллеги, и один из этих автомобилей все-таки отправится с нами в ездовой финал. А вдруг стерпится и слюбится?

Автомобиль Итого
Hyundai Staria 29
Kia Sportage 28
Mercedes-Benz C-класса 27,5
Haval Dargo 26,5
Аурус Сенат 26
Nissan Pathfinder 25
BMW второй серии 23
Isuzu MU-X 21
Lexus NX 21
Lexus LX 21
Changan Uni-K 20
Infiniti QX55 19,5
Exeed VX 19
Exeed LX 18
FAW Bestune T77 18
DF 6 14

Хочу. Хочу сказать пару слов о своем отношении к конкурсантам, а не просто подсчитать баллы.

Оказывается, выразить мысль словами не всегда возможно. Скажем, я на подсознательном уровне для себя определяю: вот это автомобиль, а это только вещь, старающаяся быть похожей на него. Не спрашивайте, каковы критерии моей оценки, — я просто это чувствую.

Так вот, все без исключения китайские машины для меня пока ненастоящие. Очередные плошки с рисом. Именно по этой причине высоких оценок они у меня не получили, а подняться от уровня горизонта смогли лишь за счет некоторой важности для российского рынка — и наличия у меня возможности (но не желания!) их купить. В результате из шестнадцати претендентов шесть в моей табели о рангах остались не у дел.

В следующую шестерку вошли машины, которые я достаточно высоко оценил за их интерьер и экстерьер, за технологичность и значимость для индустрии. В отличие от «китайцев» эти — уже автомобили. В той или иной степени. Но и Kia Sportage, и Аурус получили у меня не очень высокий балл в графе «хочу».

А в лидеры моего интуитивного рейтинга вошли, как обычно, крайне практичные машины. К сожалению, не все они набрали максимальное количество итоговых баллов, и не в последнюю очередь из-за их безумного ценника: в графе «могу» у них такие оценки, что впору на «второй год» отправлять. Самой недоступной оказалась, по сути, рабочая лошадка — Lexus LX. На полшажка ближе к гипотетической покупке страшная с точки зрения экстерьера, но практичная Staria. А Pathfinder попал в лидеры по совокупности качеств, просто благодаря математическому подсчету. На самом деле я бы хотел видеть на первой строчке Isuzu MU-X. Потому что он настоящий и, что не менее важно, условно доступный. Последнее свойство, как по мне, вполне способно положить на лопатки конкурентов, обладающих более высокими потребительскими свойствами.

Автомобиль Итого
Mercedes-Benz C-класса 22
BMW второй серии 21
Nissan Pathfinder 20,5
Lexus LX 20
Isuzu MU-X 19,5
DF 6 19
Haval Dargo 18,5
Kia Sportage 18,5
Аурус Сенат 18
Hyundai Staria 18
Exeed LX 17,5
Exeed VX 17,5
Lexus NX 17
Changan Uni-K 16,5
Infiniti QX55 16,5
FAW Bestune T77 16

Неужели мы вообще куда-то ­поедем в этом году? Казалось бы, ни новых моделей, ни волны оптимизма. Но жажда исследований и город Иваново по маршруту следования победили — мчим, товарищи!

Торжественно въехать в Суздаль я бы предпочел по-нашему, ­по-православному, — на автомобиле ­Аурус Сенат, поэтому и поставил его на первое место в своем списке. Жаль только, что зверь этот неуловим и эфемерен как для наших тестов, так и для клиентов: друг заказал себе Аурус за 33 млн рублей, но до сих пор ожидает поставки. Так что шанс покататься у меня все же есть.

На втором месте Mercedes-Benz C-класса: сказалась моя тяга к европейским брендам и интерес измерить линейкой их отрыв от восточных конкурентов. Есть ощущение, что измерять там скоро будет нечего.

Бронзу получает Nissan Pathfinder, и заслуженно: совершенно новый ­дизайн, классический бензиновый V6, позитивные отклики коллег — уверен, машина не разочарует и поборется за первенство в нашем тесте.

BMW второй серии занимает четвертое место просто из-за желания поездить хоть на чем-нибудь спортивном в окрестностях города Шуя. Но найдем ли мы топовую «двушку» с рядной трехлитровой «шестеркой», чтобы поностальгировать об ушедшей эпохе правильных «баварцев»? Вряд ли.

Почему Infiniti QX55 на пятом ­месте? «Ну, во-первых, это ­красиво!» Мне всегда очень ­нравился ­дизайн машин этой марки, и новый ­купеобразный кроссовер радует глаз. По крайней мере, на фото. С этой маркой одно плохо: стоит ­покататься, и шарм пропадает: «Так это ж Nissan!» А вдруг QX55 не такой?

Lexus NX из той же оперы. Но ­говорят, это полностью новая ­машина, хотя и со старой внешностью. По большому счету, Toyota RAV4, но с нормальным ­интерьером — вряд ли влюбишься, но, когда ­выбор ­крайне ограничен, уже ­вариант. Lexus LX ­набрал в моем рейтинге ­столько же ­баллов — да, Land Cruiser 300 мы уже тестировали, но вдруг Lexus исправил недочеты?

Замыкают топ-10 Kia Sportage, Haval Dargo и Isuzu MU-X. Последний так и хочется посадить по уши в грязь, Dargo идеален для долгого променада по нашей провинции, а Sportage — хит российских продаж, да еще в новом кузове. Грех не попробовать.

Автомобиль Итого
Аурус Сенат 24
Mercedes-Benz C-класса 22
Nissan Pathfinder 19,5
BMW второй серии 18
Infiniti QX55 18
Lexus NX 18
Lexus LX 18
Kia Sportage 16,5
Haval Dargo 16
Isuzu MU-X 14,5
Hyundai Staria 13,5
Changan Uni-K 13
DF 6 13
Exeed LX 13
Exeed VX 13
FAW Bestune T77 13

«Грустный финал, исполняемый на расстроенном пианино из салуна на окраине города-призрака… Мне жаль, что я стал свидетелем святотатства». Цитата из фильма «Отель „Гранд Будапешт”» как нельзя лучше подходит для описания моего отношения к происходящему. Скудный выбор автомобильных новинок в России-2022, увы, лишь следствие, а не причина.

Но если уж выбирать из «китайцев» и тех немногих «цивилизованных», кто все-таки успел официально засветиться в РФ (увы, Range Rover и Multivan T7 не из их числа), то мой разум, да и сердце тоже, однозначно на стороне Мерседеса С-класса. Без сомнения, это лучшая «цешка» со времен W203. Азартная управляемость в ней сочетается с недюжинным комфортом (разумеется, по меркам сегмента D). Гибридная составляющая удачно дополняет малообъемный турбомотор: внятная динамика и отменное удобство управления скоростью у Мерседеса не во вред топливной экономичности. Переехав в Германию и располагая средствами, я бы точно захотел купить С-универсал.

Lexus LX и NX я поставил на подиум авансом — просто исходя из предположения, что японцы учли все те проколы, в которых мы уличили родственные Land Cruiser и RAV4. Собственно, все: гешефт на этом можно закрывать. Ибо Kia Sportage, оказавшийся у меня по сумме баллов на четвертом месте, на автомобиль года никак не тянет. Равно как и Hyundai Staria — соплатформенный Carnival, более «легковой», мне куда ближе.

Лучший из «китайцев» в моем рейтинге — Changan Uni-K. Что-то мне подсказывает, что это такая же неплохая машина, как Geely Tugella. Хотя кредит доверия Uni-K еще должен оправдать на полигоне. Вот с Dargo мне все ясно: комфортно, стильно, мультимедийно и достаточно качественно, но слишком дорого. А Isuzu MU-X, наоборот, до мозга костей аналоговый, чем и подкупает. Однако денег за него хотят еще больше.

Nissan Pathfinder? Мне жаль, что вместо него не выступает Infiniti, ведь QX60 пободался бы на равных с Лексусами. А «простой» Pathfinder — ни рыба ни мясо. Типичный Nissan.

Ну а замыкает мою десятку «двушка» BMW. Я до сих пор не могу простить баварцам совершенного с Gran Coupe (тоже ведь BMW второй серии!) предательства старой концепции «маленькая заднеприводная машина с продольным силовым агрегатом». На переднем приводе, как шутят в запрещенной в РФ соцсети, ощущения уже не те.

Автомобиль Итого
Mercedes-Benz C-класса 31
Lexus LX 24
Lexus NX 23,5
Kia Sportage 23
Hyundai Staria 22
Changan Uni-K 21
Haval Dargo 19,5
Nissan Pathfinder 19,5
Isuzu MU-X 19
BMW второй серии 18,5
Exeed VX 18
Infiniti QX55 18
DF 6 15
Exeed LX 15
Аурус Сенат 12
FAW Bestune T77 12

Когда тебе дают на выбор два десятка машин с просьбой расставить оценки, а ты половину из них видел только на картинках, то это какой-то автомобильный Тиндер!

А эти названия? Два LX, один NX и MU-X умножить на QX. Это формула успеха, заклинание для рынков — или производители просто выбирают красивые буквы? Но от этого все становится похожим на какую-то условно приятную маркетинговую сырковую массу.

При выставлении оценок, во-первых, шесть колов в графе «хочу» дружно получили все «китайцы» и Аурус Сенат. Первые — это тот мир, в который я не хочу попадать еще несколько смен поколений этих транспортных средств. Второй — тот мир, с которым я не хочу соприкасаться в принципе.

Чуть больше баллов я отсыпал остальной массе кроссоверов, а еще щедрее — «двушке» BMW и настоящему внедорожнику Isuzu. Потом перешел к дизайну. Круто выглядят Staria и Sportage — мне нравится этот новый корейский космостиль, пусть продолжают. Немцы тоже молодцы, у них стиль более классический, но не менее прикольный. А вот китайцам снова не досталось баллов, несмотря на попытки рисовать какие-то НЛО. Все-таки пока это бестолковый китч, которому еще сильно будет не хватать своего стиля.

А в итоге в моем полузаочном автомобильном Тиндере победила «двушка» BMW. Но в пробег мы отправимся на азиатских кроссоверах. Довольно забавная аналогия в нынешних реалиях про «могу», «хочу» и «надо».

Автомобиль Итого
BMW второй серии 25,5
Mercedes-Benz C-класса 23
Kia Sportage 21,5
Hyundai Staria 21
Isuzu MU-X 19,5
Infiniti QX55 19
Lexus NX 17,5
Аурус Сенат 17
Haval Dargo 17
Nissan Pathfinder 16
Lexus LX 15,5
Exeed VX 13,5
FAW Bestune T77 13,5
Exeed LX 13
Changan Uni-K 12,5
DF 6 12

Рекомендованные статьи