Аналоговые машинки: Игорь Владимирский побывал в гостях у компании Alpina

Фото: компания Alpina

Потом его сын Буркард под той же «вывеской» начал с доводки двигателей BMW, а сейчас... Не дай вам бог обронить словечко «тюнинг» в стенах альпиновской фабрики, что в немецком городе Бухлоэ!

Как же спокойно в баварской провинции. На улице - минимум машин, застройка - не более пяти этажей даже в центре Бухлоэ. А уж на окраинной улице Альпенштрассе и вовсе тишь да благодать. Здесь и располагается Alpina.

Это, кстати, лишь торговая марка: сама фирма носит название Burkard Bovensiepen GmbH + Co KG. Сам Буркард Бовензипен, который начал свое дело в 1962 году с форсировки двигателей BMW 1500, нынче почти отошел от дел - он участвует только в принятии стратегических решений, ведет основные переговоры с BMW, а также занимается винным бизнесом. А фирмой управляют его сыновья: Андреас отвечает за техническую часть, а Флориан - за финансовую. И никакого совета директоров или чего-то подобного: семейный бизнес!

Андреас Бовензипен — сын основателя компании Буркарда Бовензипена и нынешний руководитель фирмы Alpina. Прежде он успел поучаствовать в гонках, а также семь лет проработать в BMW, где занимался инженерной работой и маркетингом. Наследников у него, правда, пока нет

Шесть лет назад Андреас Бовензипен обещал Никите Гудкову, что Alpina откроет новый корпус с конструкторским и испытательным отделами. Сдержал обещание! Второй этаж нового здания пока пустует (это задел на будущее), а на первом расположились пять моторных стендов австрийской фирмы AVL, беговые барабаны для измерения выбросов CO2 у готовых машин, а также климатическая камера (минимальная температура - минус 24°С).

И если раньше «альпинисты» для проведения испытаний были вынуждены обращаться к сторонним фирмам, то теперь сами принимают заказы - например, у соседей из компании Ruf, которая занимается доводкой автомобилей Porsche. Но основной заказчик - BMW. Еще в середине восьмидесятых мотористы фирмы Alpina разработали модификацию BMW 333i для Южной Африки, в 2002 году спроектировали двигатель V8 4.6, который устанавливали на серийные BMW X5, а позже первыми совместили наддув с системой изменения хода клапанов Valvetronic. Сейчас в Бухлоэ колдуют в основном с гоночными моторами BMW - это бензиновые двигатели для болидов серии DTM, дизели для дакаровских машин команды X-Raid Свена Квандта (он из семьи Квандтов, давних владельцев BMW), а также моторы для спортбайков.

Кроссовер BMW Alpina XD3 - самый медленный в модельной гамме, однако даже он тянет на звание суперкара: с места до сотни по паспорту - за 4,9 с. Но Porsche Macan Turbo проворнее на 0,1 c

В компании сейчас работает 200 человек, причем в кризис не был уволен ни один сотрудник - отчасти благодаря поддержке правительства Германии. Люди тогда трудились по сокращенному графику, но государство компенсировало им разницу в окладе. Даже в коммерческих организациях!

Для перетяжки салона используется немецкая кожа — на один салон идет пять коровьих шкур. Благодаря особой технологии обработки без нанесения защитного слоя ПВХ кожа Lavalina получается очень тонкой (1,4—1,5 мм) и нежной, но и стоит недешево — перешивка салона у седана BMW Alpina B7 обойдется минимум в 414 тысяч рублей

Некоторые работают на Альпине более тридцати лет. Например, здесь есть мас­тер, который своими руками собрал две тысячи двигателей. Правда, работы у него поубавилось. Еще недавно все двигатели в Бухлоэ собирали самостоятельно - в первую очередь потому, что на атмосферные моторы приходилось навешивать приводные нагнетатели. Но теперь, когда в BMW перешли на турбомоторы, необходимость «спецсборки» отпала. Сейчас альпиновские комплектующие для переделки двигателей (а также трансмиссий, подвесок, выхлопной системы и тормозов) идут прямо на конвейеры BMW. Потом автомобили все же приходят на фабрику в Бухлоэ - здесь им переделывают салон, монтируют пластиковый обвес, меняют колеса - и набивают новый VIN. Так собирают все модели Alpina, кроме одной - кроссовера XD3. Почему?

Бовензипены давно подумывали заняться кроссоверами, но поначалу откладывали проект из-за сложной логистики, ведь X5 и X6, а теперь и Х3 выпускают в американском Спартанбурге. Но с новым «икс-третьим» семья все же решила рискнуть - уж очень заманчива эта ниша. Машины американской сборки приходят в Бухлоэ полностью комплектными, и их приходится разбирать, как в старые добрые времена.

Главный шорник Ульрих Цекке работает на Альпине уже четверть века: «На перешивку одного салона уходит 80 часов, поэтому в месяц мы можем перешить всего десять машин. Зато объем переделок ограничен только фантазией и толщиной кошелька клиента. Куда деваем заводскую кожу? После нашей раскройки она приобретает столь неопрятный вид, что, кроме помойки, пристроить ее некуда»
Стена трофеев. Значки BMW на декоративной крышке двигателя и руле заменяются на фирменные логотипы Alpina, но бело-голубые «пропеллеры» на капоте и багажнике остаются нетронутыми — это требование BMW
0 / 0

Двигатель - трехлитровый шести­ци­линд­ровый турбодизель N57 с двумя турбокомпрессорами. В альпиновской версии у него иная программа управления, новая система впуска, увеличенный интеркулер и форсунки с повышенным давлением впрыска: мощность выросла с 313 до 350л.с., а крутящий момент - с 630 до 700 Нм. Штатный восьмиступенчатый «автомат», как и у всех Альпин, - с усиленным гидротрансформатором, новым гидроблоком и иным софтом, а в подвеске - пружины Eibach. Уже в «базе» есть адаптивные рулевой механизм и амортизаторы.

Что в итоге?

Alpina XD3 тянет как паровоз, но разница с базовым кроссовером показалась не столь значимой. Даже специально настроенная выхлопная система словенской фирмы Akrapovič звучит хоть и бодрее штатной, но кровь не будоражит.

Зато на извилистых пригородных дорожках Alpina XD3 остра и азартна, а настроенная подвеска с обычными шинами Michelin вместо «безопасных» и жестких покрышек Run Flat прекрасно «глотает» мелкие и средние огрехи немецкого асфальта. Жаль лишь, что дорожный просвет уменьшен на 15 мм - до 183 мм.

В 1993 году Alpina первой начала устанавливать кнопки переключения передач на тыльной стороне руля. Но на фоне современных подрулевых лепестков эти маленькие клавиши уже откровенно неудобны. Механические коробки передач на Альпинах ушли в историю вместе с «трешкой» BMW прошлого поколения (E90), зато «автоматы» — с честным «ручным» режимом
BMW X3 превращается в кроссовер BMW Alpina XD3: все вручную. На этом посту — замена подвески, приводных валов, выпускной системы и пластикового оперения. Демонтированные детали... выбрасывают: в Германии это проще, чем перепродажа
0 / 0

Эх, сюда бы бензиновый мотор - ту самую трехлитровую «битурбошестерку», которой оснащаются Alpina B3 и B4!

Это доработанные седан и купе третьей и четвертой серий соответственно. А моторы у них - не простые «шестерки» серии N55, которые ставятся на BMW 335i и 435i. У стандартных моторов нынче один турбокомпрессор с двойной крыльчаткой, но характер ровнее и скучнее, чем у прежней «шестерки» N54 с битурбонаддувом. Поэтому Бовензипены вернули схему Biturbo, причем с теми же самыми нагнетателями Mitsubishi, что и у предыдущего серийного битурбомотора N54.

В салоне каждой машины — номерная табличка. Несколько раз клиенты из России просили выбить на ней свое имя, но им было отказано

Alpina B3 прекрасна! Быстрые и точные реакции на газ - и никакой турбоямы: уже при 2200 об/мин мотор выдает 550 Нм. Пик тяги - 600 Нм, мощность - 410 л.с. вместо штатных 306 л.с. А какой звук… Здесь Akrapovič работает как надо: «шестерка» звучит глубоко и породисто, без намеков на дешевый «тюнинговый» визг.

Кстати, тем же путем возвращения битурбонаддува пошли и в BMW, разрабатывая моторы для новых M3 и M4 (431 л.с., 550 Нм). Но в Альпине это сделали раньше почти на год. Кстати, есть у машин из Бухлоэ еще одно преимущество над заводскими «эмками» - опционный полный привод, унаследованный от исходного BMW 335i. В настройку многодисковой муфты альпиновцы не вмешиваются, но в сочетании с настроенной подвеской и «обычными» шинами… Братцы, вот как должен ехать современный BMW! Мягко, но прецизионно, с аппетитом «проглатывая» каждый поворот - и вызывая то теплое «аналоговое» ощущение прежних BMW, которое понемногу уходит от нынешних баварских машин.

И чем выше скорость, тем заметнее,­ что Alpina B3 - собранная и цельная. Стабильность на дуге потрясающая, но при желании можно «мести хвостом», ведь трансмиссия xDrive имеет «заднеприводную» настройку, а порог срабатывания ESP у Альпины сдвинут дальше. Но когда он достигнут, система вступает в работу грубее, чем у серийных BMW.

После «трешки» седан Alpina B7 и купе Alpina B6 воспринимаются... Нет-нет, они классные. Битурбомоторы V8 4.4 форсированы с 450 до 540 л.с., крутящий момент - аж 730 Нм. Но машины тяжелые, массой около двух тонн. А когда на купе B6 мне удалось вырваться на безлимитный автобан и разогнаться до 220 км/ч, то ехать быстрее помешали не только попутки, но и рыскание: на столь высоких скоростях мягкая подвеска - уже не во благо.

Но, кроме Германии, так быстро ездить негде, а на «гражданских» скоростях все Альпины покладисты. Все потому, что основной объем ходовых испытаний приходится на дороги общего пользования. Причем не только немецкие - в списке тес­товых трасс есть и заснеженные альпийские дорожки, и холодные регионы Скандинавии, и жаркая Долина смерти в США. Нюрбургринг?

- Конечно, мы гоняем машины и там, - говорит Андреас Бовензипен, - но в общем объеме испытаний он занимает очень скромную долю. А длительные скоростные заезды мы проводим на и­тальянском треке Нардо.

Андреас и сам участвует в испытаниях, ведь именно он - хранитель ДНК автомобилей Alpina. Например, опционные виртуальные комбинации приборов не применяются по личной воле Андреаса - он считает, что «рисованные» шкалы выглядят неубедительно. Я с ним согласен: даешь «аналоговые» шкалы!

Сейчас Андреасу 51 год, он полон энергии. Еще несколько лет назад Alpina выпускала в среднем 850 автомобилей в год, но сейчас продажи выросли до 1300 машин, а годовой оборот - с 60 до 70 млн евро. Основной прирост дал выход на рынок США - в 2012 году здесь удалось продать 419 седанов Alpina B7. Других моделей в Штатах пока не будет: Бовензипенам не потянуть американские требования по сертификации и сбыту (например, по закону все сертифицированные для продаж автомобили должны быть представлены у всех дилеров, а их у BMW более четырехсот).

BMW Alpina B3 — это доработанный автомобиль BMW 335i: седан или универсал, задний или полный привод. Самый динамичный — полноприводный седан: 305 км/ч, 4,0 с до сотни. Пластиковый обвес входит в базовую комплектацию и вполне функционален: по сравнению с базовой «трешкой» на скорости 150 км/ч подъемная сила уменьшается на 60%. Заказать такой обвес можно и отдельно, но в России подобной услуги пока нет
Двухдверки BMW Alpina B6 единственные в гамме оснащаются титановой выхлопной системой Akrapovič — она на 25 кг легче стальной и оснащена дополнительной заслонкой, которая «спрямляет» поток выхлопных газов и делает звук еще более «злым». Максимальная скорость купе — 320 км/ч, разгон до 100 км/ч — за 4,3 с
0 / 0

План на ближайшее будущее - 1500 автомобилей в год: в основном благодаря выходу на рынок Китая. В Бухлоэ долго опасались местных правил (производитель обязан на полгода предоставить «сертификаторам» автомобиль вместе с полной технической документацией), но больно заманчив рынок.

А новые модели? По словам Андреаса, Alpina не будет браться за хэтчбеки GT, за машины первой и второй серий и уж тем более за электрокары i3 и i8 - все они не вписываются в концепцию фирмы.

BMW Alpina B7 — один из самых быстрых представительских седанов: 312 км/ч. Малый объем производства позволяет обходиться без ограничителя скорости, обязательного для крупносерийных машин. Время разгона до сотни — 4,6 с у заднеприводной версии
Это — BMW Alpina B7: за кожаные вставки на передней панели, дверях и центральном тоннеле нужно доплатить 490 тысяч рублей
0 / 0

В Европе основными потребителями Альпин остаются Германия и Англия (по 200 машин в год), с появлением полноприводных версий подтянулась Швейцария (100 машин). Любят машины из Бухлоэ и в Японии (200 машин).

Россия? На наш рынок Alpina вышла в 2006 году, и поначалу силами двух импортеров удавалось продавать по 13-20 машин в год. После кризиса спрос рухнул, питерский импортер вышел из игры, а м­осковский Автодом сузил гамму до одной модели B6. И только в прошлом году Alpina вновь активизировалась в России: Бовензипены надеются продавать у нас по 25 машин в год, хотя результат 2013 года - только 13 автомобилей.

Комбинация приборов — с иным шрифтом и фирменным фиолетовым цветом подложки
С 1983 года Alpina имеет статус автопроизводителя с правом выдачи собственных VIN-кодов. Наносят их в Бухлоэ, а с завода BMW машины выходят с «родным» номером, который хоть и перечеркивается, но все равно используется для подбора запчастей. Все модели нужно сертифицировать по полной программе, а после прекращения производства на протяжении 15 лет обеспечивать запчастями
0 / 0

Цены на альпиновскую «семерку» начинаются с 6,8 млн рублей, а купе BMW Alpina B6 предлагается за 6,9 млн рублей - лишь немногим дороже заводских версий BMW 760i и M6, потому и шансы в России у них неплохие. А вот «младшие» модели B3 (от 3,8 млн рублей) и кроссовер XD3 (от 3,9 млн рублей) почти вдвое превосходят в цене исходные BMW! Да и конкуренты доступнее - скажем, бензиновый Audi SQ5 (3,0 л, 354 л.с.) стоит всего 2,6 млн рублей.

Но запаса харизмы и эксклюзивности у автомобилей Alpina хватит на все серийные Audi и BMW вместе взятые. Ведь «аналоговые» машинки в XXI веке, увы, редкость. Исчезающая редкость.

Под полом шоу-рума расположен винный погреб. Согласно заводской легенде, знающий толк в чревоугодии Буркард Бовензипен из каждой командировки привозил с собой по бутылочке местного вина, но впоследствии коллекция разрослась настолько, что ее употребление привело бы к циррозу печени. Так в 1979 году он открыл «побочный» винный бизнес, на который сейчас приходится 12% годового оборота компании. Своих виноградников у Бовензипенов нет, в «алкоотделе» работает всего 12 человек, а суть бизнеса проста: Alpina покупает вина у небольших проверенных винодельческих угодий, кладет их в погреб, а через несколько лет, когда бутылки заметно вырастают в цене, распродает их. Причем продают буквально «из подвала» — никаких бутиков и аукционов. Во время кризиса винный бизнес оказался очень кстати — как шутят альпиновцы, люди перестали покупать машины и стали чаще пить вино. Самые дорогие вина в альпиновском погребе стоят по 25 тысяч евро за бутылку, но есть и «непродажные» экземпляры: например, бутылка с вином урожая 1727 года, подаренная Буркарду одним из клиентов. Какое вино самое лушее в коллекции? Сомелье ответил без раздумий: Sassicaia урожая 1985 года — минимум 1200 евро за бутылку

Рекомендованные статьи