Аналоговые машинки: Игорь Владимирский побывал в гостях у компании Alpina
До конца шестидесятых марку Alpina носили печатные машинки фирмы Рудольфа Бовензипена. Потом его сын Буркард под той же «вывеской» начал с доводки двигателей BMW, а сейчас... Не дай вам бог обронить словечко «тюнинг» в стенах альпиновской фабрики, что в немецком городе Бухлоэ!
Как же спокойно в баварской провинции. На улице - минимум машин, застройка - не более пяти этажей даже в центре Бухлоэ. А уж на окраинной улице Альпенштрассе и вовсе тишь да благодать. Здесь и располагается Alpina.
Это, кстати, лишь торговая марка: сама фирма носит название Burkard Bovensiepen GmbH + Co KG. Сам Буркард Бовензипен, который начал свое дело в 1962 году с форсировки двигателей BMW 1500, нынче почти отошел от дел - он участвует только в принятии стратегических решений, ведет основные переговоры с BMW, а также занимается винным бизнесом. А фирмой управляют его сыновья: Андреас отвечает за техническую часть, а Флориан - за финансовую. И никакого совета директоров или чего-то подобного: семейный бизнес!
Шесть лет назад Андреас Бовензипен обещал Никите Гудкову, что Alpina откроет новый корпус с конструкторским и испытательным отделами. Сдержал обещание! Второй этаж нового здания пока пустует (это задел на будущее), а на первом расположились пять моторных стендов австрийской фирмы AVL, беговые барабаны для измерения выбросов CO2 у готовых машин, а также климатическая камера (минимальная температура - минус 24°С).
И если раньше «альпинисты» для проведения испытаний были вынуждены обращаться к сторонним фирмам, то теперь сами принимают заказы - например, у соседей из компании Ruf, которая занимается доводкой автомобилей Porsche. Но основной заказчик - BMW. Еще в середине восьмидесятых мотористы фирмы Alpina разработали модификацию BMW 333i для Южной Африки, в 2002 году спроектировали двигатель V8 4.6, который устанавливали на серийные BMW X5, а позже первыми совместили наддув с системой изменения хода клапанов Valvetronic. Сейчас в Бухлоэ колдуют в основном с гоночными моторами BMW - это бензиновые двигатели для болидов серии DTM, дизели для дакаровских машин команды X-Raid Свена Квандта (он из семьи Квандтов, давних владельцев BMW), а также моторы для спортбайков.
В компании сейчас работает 200 человек, причем в кризис не был уволен ни один сотрудник - отчасти благодаря поддержке правительства Германии. Люди тогда трудились по сокращенному графику, но государство компенсировало им разницу в окладе. Даже в коммерческих организациях!
Некоторые работают на Альпине более тридцати лет. Например, здесь есть мастер, который своими руками собрал две тысячи двигателей. Правда, работы у него поубавилось. Еще недавно все двигатели в Бухлоэ собирали самостоятельно - в первую очередь потому, что на атмосферные моторы приходилось навешивать приводные нагнетатели. Но теперь, когда в BMW перешли на турбомоторы, необходимость «спецсборки» отпала. Сейчас альпиновские комплектующие для переделки двигателей (а также трансмиссий, подвесок, выхлопной системы и тормозов) идут прямо на конвейеры BMW. Потом автомобили все же приходят на фабрику в Бухлоэ - здесь им переделывают салон, монтируют пластиковый обвес, меняют колеса - и набивают новый VIN. Так собирают все модели Alpina, кроме одной - кроссовера XD3. Почему?
Бовензипены давно подумывали заняться кроссоверами, но поначалу откладывали проект из-за сложной логистики, ведь X5 и X6, а теперь и Х3 выпускают в американском Спартанбурге. Но с новым «икс-третьим» семья все же решила рискнуть - уж очень заманчива эта ниша. Машины американской сборки приходят в Бухлоэ полностью комплектными, и их приходится разбирать, как в старые добрые времена.
Двигатель - трехлитровый шестицилиндровый турбодизель N57 с двумя турбокомпрессорами. В альпиновской версии у него иная программа управления, новая система впуска, увеличенный интеркулер и форсунки с повышенным давлением впрыска: мощность выросла с 313 до 350л.с., а крутящий момент - с 630 до 700 Нм. Штатный восьмиступенчатый «автомат», как и у всех Альпин, - с усиленным гидротрансформатором, новым гидроблоком и иным софтом, а в подвеске - пружины Eibach. Уже в «базе» есть адаптивные рулевой механизм и амортизаторы.
Что в итоге?
Alpina XD3 тянет как паровоз, но разница с базовым кроссовером показалась не столь значимой. Даже специально настроенная выхлопная система словенской фирмы Akrapovič звучит хоть и бодрее штатной, но кровь не будоражит.
Зато на извилистых пригородных дорожках Alpina XD3 остра и азартна, а настроенная подвеска с обычными шинами Michelin вместо «безопасных» и жестких покрышек Run Flat прекрасно «глотает» мелкие и средние огрехи немецкого асфальта. Жаль лишь, что дорожный просвет уменьшен на 15 мм - до 183 мм.
Эх, сюда бы бензиновый мотор - ту самую трехлитровую «битурбошестерку», которой оснащаются Alpina B3 и B4!
Это доработанные седан и купе третьей и четвертой серий соответственно. А моторы у них - не простые «шестерки» серии N55, которые ставятся на BMW 335i и 435i. У стандартных моторов нынче один турбокомпрессор с двойной крыльчаткой, но характер ровнее и скучнее, чем у прежней «шестерки» N54 с битурбонаддувом. Поэтому Бовензипены вернули схему Biturbo, причем с теми же самыми нагнетателями Mitsubishi, что и у предыдущего серийного битурбомотора N54.
Alpina B3 прекрасна! Быстрые и точные реакции на газ - и никакой турбоямы: уже при 2200 об/мин мотор выдает 550 Нм. Пик тяги - 600 Нм, мощность - 410 л.с. вместо штатных 306 л.с. А какой звук… Здесь Akrapovič работает как надо: «шестерка» звучит глубоко и породисто, без намеков на дешевый «тюнинговый» визг.
Кстати, тем же путем возвращения битурбонаддува пошли и в BMW, разрабатывая моторы для новых M3 и M4 (431 л.с., 550 Нм). Но в Альпине это сделали раньше почти на год. Кстати, есть у машин из Бухлоэ еще одно преимущество над заводскими «эмками» - опционный полный привод, унаследованный от исходного BMW 335i. В настройку многодисковой муфты альпиновцы не вмешиваются, но в сочетании с настроенной подвеской и «обычными» шинами… Братцы, вот как должен ехать современный BMW! Мягко, но прецизионно, с аппетитом «проглатывая» каждый поворот - и вызывая то теплое «аналоговое» ощущение прежних BMW, которое понемногу уходит от нынешних баварских машин.
И чем выше скорость, тем заметнее, что Alpina B3 - собранная и цельная. Стабильность на дуге потрясающая, но при желании можно «мести хвостом», ведь трансмиссия xDrive имеет «заднеприводную» настройку, а порог срабатывания ESP у Альпины сдвинут дальше. Но когда он достигнут, система вступает в работу грубее, чем у серийных BMW.
После «трешки» седан Alpina B7 и купе Alpina B6 воспринимаются... Нет-нет, они классные. Битурбомоторы V8 4.4 форсированы с 450 до 540 л.с., крутящий момент - аж 730 Нм. Но машины тяжелые, массой около двух тонн. А когда на купе B6 мне удалось вырваться на безлимитный автобан и разогнаться до 220 км/ч, то ехать быстрее помешали не только попутки, но и рыскание: на столь высоких скоростях мягкая подвеска - уже не во благо.
Но, кроме Германии, так быстро ездить негде, а на «гражданских» скоростях все Альпины покладисты. Все потому, что основной объем ходовых испытаний приходится на дороги общего пользования. Причем не только немецкие - в списке тестовых трасс есть и заснеженные альпийские дорожки, и холодные регионы Скандинавии, и жаркая Долина смерти в США. Нюрбургринг?
- Конечно, мы гоняем машины и там, - говорит Андреас Бовензипен, - но в общем объеме испытаний он занимает очень скромную долю. А длительные скоростные заезды мы проводим на итальянском треке Нардо.
Андреас и сам участвует в испытаниях, ведь именно он - хранитель ДНК автомобилей Alpina. Например, опционные виртуальные комбинации приборов не применяются по личной воле Андреаса - он считает, что «рисованные» шкалы выглядят неубедительно. Я с ним согласен: даешь «аналоговые» шкалы!
Сейчас Андреасу 51 год, он полон энергии. Еще несколько лет назад Alpina выпускала в среднем 850 автомобилей в год, но сейчас продажи выросли до 1300 машин, а годовой оборот - с 60 до 70 млн евро. Основной прирост дал выход на рынок США - в 2012 году здесь удалось продать 419 седанов Alpina B7. Других моделей в Штатах пока не будет: Бовензипенам не потянуть американские требования по сертификации и сбыту (например, по закону все сертифицированные для продаж автомобили должны быть представлены у всех дилеров, а их у BMW более четырехсот).
План на ближайшее будущее - 1500 автомобилей в год: в основном благодаря выходу на рынок Китая. В Бухлоэ долго опасались местных правил (производитель обязан на полгода предоставить «сертификаторам» автомобиль вместе с полной технической документацией), но больно заманчив рынок.
А новые модели? По словам Андреаса, Alpina не будет браться за хэтчбеки GT, за машины первой и второй серий и уж тем более за электрокары i3 и i8 - все они не вписываются в концепцию фирмы.
В Европе основными потребителями Альпин остаются Германия и Англия (по 200 машин в год), с появлением полноприводных версий подтянулась Швейцария (100 машин). Любят машины из Бухлоэ и в Японии (200 машин).
Россия? На наш рынок Alpina вышла в 2006 году, и поначалу силами двух импортеров удавалось продавать по 13-20 машин в год. После кризиса спрос рухнул, питерский импортер вышел из игры, а московский Автодом сузил гамму до одной модели B6. И только в прошлом году Alpina вновь активизировалась в России: Бовензипены надеются продавать у нас по 25 машин в год, хотя результат 2013 года - только 13 автомобилей.
Цены на альпиновскую «семерку» начинаются с 6,8 млн рублей, а купе BMW Alpina B6 предлагается за 6,9 млн рублей - лишь немногим дороже заводских версий BMW 760i и M6, потому и шансы в России у них неплохие. А вот «младшие» модели B3 (от 3,8 млн рублей) и кроссовер XD3 (от 3,9 млн рублей) почти вдвое превосходят в цене исходные BMW! Да и конкуренты доступнее - скажем, бензиновый Audi SQ5 (3,0 л, 354 л.с.) стоит всего 2,6 млн рублей.
Но запаса харизмы и эксклюзивности у автомобилей Alpina хватит на все серийные Audi и BMW вместе взятые. Ведь «аналоговые» машинки в XXI веке, увы, редкость. Исчезающая редкость.