Юрий Ветров прокатился на новом Мерседесе S-класса до премьеры — на ездовых симуляторах
Вы пристраиваетесь за впереди идущей машиной, включаете активный круиз-контроль - и… И все. «Работает автопилот!» Mercedes будет следовать за лидером как привязанный, если тот не станет менять полосу движения, а дорога - не горный серпантин (угол и скорость поворота руля автоматикой пока принудительно ограничены из соображений безопасности).
Фантастика? Реальность!
Вот только руки нельзя снимать с руля, иначе автопилот, предупредительно несколько раз пискнув зуммером, отключится. В Мерседесе такую странность объясняют законодательными требованиями нескольких европейских стран: вождение «без рук» запрещено. Из-за этого запрета, кстати, немецкие инженеры пересмотрели саму идеологию применения автопилота. Еще два года назад предполагалось, что он будет работать исключительно в городе на скорости до 40 км/ч. Я даже поездил на прототипе с одним из первых вариантов этой системы. Но на тестах выяснилось, что в пробках водители не желают держать руль при работающем автопилоте. Поэтому систему модернизировали, и теперь Mercedes будет рулить сам на скоростях от 30 до 200 км/ч.
Для ориентации в пространстве помимо радара, контролирующего пространство в 200 метрах перед автомобилем, Mercedes использует стереокамеру с двумя объективами, разнесенными по ширине сантиметров на двадцать друг от друга (точно так же устроен активный круиз-контроль на Лексусе LS образца 2006 года). Сопоставляя изображения от обеих объективов, компьютер получает уже не плоскую, а объемную картинку: в таком режиме дальность невелика - всего 50 метров. А в монокулярном режиме камера способна различать объекты на расстоянии до 500 метров.
Оптика камеры ловит в «прицел» номерной знак впереди идущей машины. В этом состоит кардинальное отличие Мерседеса от Лексуса LS, который все в том же 2006 году был обучен самостоятельно держаться в полосе: новому S-классу для выбора траектории не нужна разметка!
Причем автопилот не выполняет функции системы помощи удержания в полосе - для этого у Мерседеса есть модернизированный ассистент Active Line Keeping Assist, корректирующий направление движения с помощью тормозов, а не руля (точно по такому же принципу с 2007 года работает аналогичная система на автомобилях Infiniti). Преимущество немецкой автоматики в том, что теперь она способна «видеть» не только разметку, но и автомобили впереди - и просто не даст выйти на обгон, если сочтет, что встречная машина чересчур близко, даже когда разметка прерывистая!
Я попробовал в виртуальной реальности по-русски обогнать грузовик, пристроившись под задний борт, узрев мало-мальский просвет впереди и резко вынырнув на встречную полосу. Ассистент осадил и «заправил» машину обратно, как только левые колеса пересекли разметку, еще до того, как я осознал, что встречная машина слишком близко! Полезная штука, особенно в условиях узких дорог, забитых грузовиками.
Новый S-класс не только предостерегает от безрассудных маневров. Теперь он первым в мире обучен предотвращать еще и столкновения на перекрестках! Для этого у него спереди установлен дополнительный «широкоугольный» радар дальностью 60 м.
Представьте, вы едете в городе по главной дороге. И вдруг со второстепенной улицы наперерез вам выезжает зазевавшийся водитель, не заметивший знаков приоритета. Крик, сигнал, тормоз… Но пока вы только заносили ногу над педалью, Mercedes уже вовсю замедлялся! Пусть не максимально интенсивно (это сделано для снижения риска попутного столкновения), но достаточно для того, чтобы сократить остановочный путь.