Чеширский Spur: Леонид Голованов о новом седане Bentley Flying Spur
Невероятно, но на фабрике в Крю я не был ни разу за все 24 года работы в Авторевю. И, отправляясь посмотреть на новый Flying Spur, надеялся наконец-то ощутить священный трепет. Где витаешь ты, истинно британский дух Bentley, если не здесь, над чеширским перекрестьем железных дорог?
Название Crewe к созвучному слову crew, «персонал», отношения не имеет никакого. Потому что не английское, а валлийское — cryw на языке обитателей древнего Уэльса означает «перекресток». Сперва просто торговых путей, потом — железнодорожных. Именно здесь, на окраине Чешира, под Ливерпулем и Манчестером, еще с XIX века существовало мощнейшее производство локомотивов Crewe Works с собственными сталелитейными цехами. И когда в самом начале Второй мировой войны британское правительство озаботилось строительством на западе страны «теневых» запасных заводов подальше от зоны немецких бомбежек, то производство авиамоторов Rolls-Royce решили разместить на чеширском «перекрестке».
Так в 1938 году и возник этот завод — как стратегическое предприятие военно-промышленного комплекса Великой Британии. Автомобили Rolls-Royce и Bentley начали выпускать здесь после победы, в 1946 году, причем почти три десятка лет завод в Крю принадлежал государству — его приватизировали только в 1973-м, спустя два года после спешной национализации всей компании, когда Rolls-Royce обанкротился из-за слишком дорогой разработки очередного авиамотора.
Давно позади все финансовые трудности — с 1998-го фабрикой в Крю владеет Volkswagen. Сколько здесь осталось исконно британского? Скрипучие полы в старом здании фешенебельной гостиницы в соседней деревушке, вечные «фиш энд чипс» на ужин... А чего я ждал, закопченных каминов в сборочных цехах? Впрочем, посетителям чаще всего показывают участки шпонирования интерьерных панелей и пошива кожаной обивки. Но и здесь романтики негусто: шкуры буренок кроят автоматически, драгоценную древесину режут лазером. А вручную полируется всего 20% панелей — основную работу взяли на себя недавно закупленные промышленные манипуляторы.
Вкалывают роботы, счастлив человек? Как минимум не протестует. Это ведь здесь, в Чешире, в начале XIX века ткачи крушили ненавистные станки, а правительство посылало против луддитов войска.
«Ребенка скорее создать, чем машину,
Чулки — драгоценнее жизни людской
И виселиц ряд оживляет картину,
Свободы расцвет знаменуя собой».
Это Байрон в 1812 году. Знал бы тогда лорд, куда все катится.
Но без роботизации при массовом производстве никак, все-таки более девяти тысяч машин в год. Конечно, добрую половину обеспечивает Bentayga, а на Flying Spur в прошлом году пришлось лишь 1627 автомобилей. В 2017-м было чуть больше — 2295 Шпор. Если сравнивать с послевоенным первенцем Bentley Mark VI, который в Крю строили примерно по пять сотен в год, — однозначный прогресс. Но когда вспоминаешь про 78 тысяч S-классов, проданных в 2018-м... А ведь Mercedes-Maybach S-класса по цене прямой конкурент Шпоре. Причем в прошлом году недо-Майбахов было выпущено на 20% больше, а две трети поглотил Китай.
И я понимаю, почему новый Flying Spur выглядит именно так. Богато, пышно, по-азиатски вычурно. Overdressed, как сказали бы потомки Байрона. Соплатформенные купе и кабриолет Continental GT украшены куда скромнее. А здесь... Мозолят глаза «очки» воздухозаборников в переднем бампере, сверкает продольная планка на капоте, а автоматически убирающийся при наезде на пешехода маскот в виде стилизованной литеры В впервые в истории марки иллюминирован. К 100-летнему юбилею Bentley.
Китайцы улун прольют от восторга.
Интерьерно седан тоже отличается от двухдверок — деталями, но в лучшую сторону. Сзади стало удобнее благодаря удлиненной сразу на 130 мм колесной базе (теперь между осями 3195 мм), но уют все равно не как в S-классе, а багажник удивил большой погрузочной высотой. Потому что Bentley — это вам не Rolls-Royce, это driver's car. Для водителя.
Архитектурой интерьера Flying Spur очень похож на Continental GT — те же руль, приборный дисплей и трехгранный «барабан» по центру, переворачивающийся или экраном, или тремя круглыми шкалами, или глухим шпоном для «цифрового детокса». Но дверные панели удобнее, а центральная консоль интереснее
Фактически новый Flying Spur — это Panamera по-британски. Те же преселективный восьмиступенчатый «робот» ZF, актуаторы для подруливания задних колес, муфта подключения передка и 48-вольтовая электросистема для всей мехатроники, включая активные стабилизаторы. Полноуправляемость поможет машине длиной 5,3 м быть маневреннее на низких скоростях и стабильнее на высоких, а топовый шестилитровый двигатель W12 мощностью 635 л.с. сулит Шпоре со снаряженной массой 2435 кг максималку 333 км/ч и разгон до «сотни» всего за 3,8 с.
Полетать на Шпоре мы надеемся к концу года, потому что пойдет в продажу она в 2020-м. Но и сейчас англичане не ограничились простой демонстрацией, а посадили журналистов в вертолеты — и через полчаса, перевалив за холмы заповедника Гуайдер, мы приземлились на юго-западе острова Англси. Я и представить себе не мог, что в этом захолустье есть настоящий гоночный трек Anglesey Circuit! Небольшой, длиной всего 3,4 км, и несложный, однако с прекрасным покрытием, широкий и с перепадами высот.
Неужели дадут помучить закамуфлированный Flying Spur? Нет, но под капотом кроссовера Bentayga в версии Speed — тот же 12-цилиндровый битурбомотор, форсированный до 635 л.с.: плюс 27 сил. Момент по-прежнему ограничен на уровне 900 Нм, но «размазан» еще ровнее. Настройки подвески на 15% пожестче, углерод-керамические тормоза «в базе»...
Официально Bentley Bentayga Speed — самый быстрый кроссовер: 306 км/ч и 3,9 с до «сотни». Но на ходу он мягок и покладист
Любой Bentley лет двадцать назад сдох бы на треке через пару кругов. А Bentayga Speed держится! Конечно, скользит передком и запаздывает с тягой на выходе из виражей — здесь не преселектив, как на Шпоре, а обычный «автомат». Но ехать приятно. Причем легкость руля и мягкость подвески гармонично уживаются с четкими реакциями — и даже с чуткостью на сброс газа: доворачивается-таки тяжелая машина, когда ты этого хочешь.
Коллеги из Porsche помогли с настройкой?
— Было бы глупо не использовать такую возможность, — признаются англичане. — Но и мы немцев кое-чему поучили. Например, в Эмиратах Bentayga часто используется для пробегов по барханам — и мы поделились с Porsche специфическими настройками активных стабилизаторов для большого скрещивания осей на высоком ходу. У Audi Q7 такого нет!
Flying Spur, конечно, не для песка. Но ехать и по дорогам, и даже по треку он должен еще приятнее. Ведь пневмостойки у него трехкамерные, с увеличенным на 60% объемом воздуха. А в режиме Sport крутящий момент на передней оси ограничен до 280 Нм против 480 Нм в позициях Comfort и Bentley — для пущей заднеприводности ездового характера.
Интересно будет проверить. И послушать топовую аудиосистему Naim суммарной мощностью 2,2 кВт с 19 динамиками, включая встроенные в кресла сабвуферы. Это если кого не устраивает базовая десятиканальная «музыка» на 650 ватт или предтоповая полуторакиловаттная установка Bang & Olufsen с 16 спикерами.
Жаль, внешность менять нельзя, я бы выбрал опцию Chrome Off. Но клиенты из Поднебесной со мной вряд ли согласятся. Да и из России — тоже.