Учимся в зимней школе Porsche

Фото: компания Porsсhe | Павел Карин

- Какое время?

- Одна семнадцать.

- А твое?

- Одна девятнадцать.

- Почему? На трассе открылся Макдоналдс? - Инструктор хлопнул дверью, но тут же открыл ее вновь:

- Мне пару бигмаков.

Чему особенному учат в школе Porsche? Стоит ли трехдневный финский тренинг Ice Force тех 5490 евро, что за него просят?

Началось все серьезно. Помимо обязательных росписей под предупреждением, что едем на свой страх и риск, люди из Porsche собрали с участников данные банковских карт: мол, все поломки на трассе - за ваш счет. Поэтому когда утром первого дня рация прокричала: «Эй, ты уволок мой любимый конус, с тебя 100 евро!» - я не сразу воспринял это как шутку.

Артистичный Ян Калмар мигом очаровал всю группу, но за его весельем чувствуется опыт. На вопрос о том, какой навык водителя самый важный, Ян объясняет, что все индивидуально: кто-то пытается привязаться к ориентирам, а, например, у Михаэля Шумахера референсных точек нет и, в отличие от многих современных гонщиков, он физически не может гоняться на компьютере. В то, что раллисты едут в состоянии транса, Ян не верит: «Настоящая езда «на психологии» начинается не раньше, чем после десятого круга Нюрбургринга!» Кстати, время от времени Ян сотрудничает с производителями спорткаров как тест-пилот. Он восторгается работой команды Pagani, но с некоторых пор не переносит Koenigsegg: «Однажды на Ринге я на нем чуть не убрался, забраковал подвеску. Мне говорят: сделали. Еду вновь — и в том же самом месте разбираю машину на запчасти. На том и расстались»

Но наш инструктор, датчанин Ян Калмар, оказался душкой. Он куражился, он артистично заливался в рацию («Газ не бросай, о, да, да!»), кидался снегом в показной ярости... И своим весельем создал прекрасную атмосферу. Позже выяснилось, что за плечами у парня картинг, гонки на Катерхэмах и кольцевые марафоны: «Самый кайф - это командный дух». Сегодня Ян - совладелец команды Jetalliance Racing, представляющей фирму Lotus в серии GT2, а с Porsche он сотрудничает в свое удовольствие: нынешней зимой мы были у него шестой по счету группой!

От отеля в сонном финском городке Ивало до озера Папасярви - около 50 км. В невзрачном ангаре - три десятка Porsche всех мастей и компоновок! Заднеприводная Carrera S, полноприводная Carrera 4S, среднемоторный Boxster Spyder… Мы с Вадимом Гагариным, журналистом сайта auto.mail.ru, садимся в 911 Turbo: стало быть, полный привод. Все машины стандартные, с «роботами» PDK, а из доработок - только шины Nokian Hakkapeliitta 7, специально для школы утыканные 120 четырехмиллиметровыми шипами каждая.

Пять минут езды на холостых оборотах - и перед нами искрящееся белоснежное великолепие, по площади превосходящее Дмитровский полигон со всеми его спецдорогами: 780 гектаров снега и льда! Озеро, на котором школа базируется с 2009 года, Porsche арендует у финского правительства. «Бывало, сюда заезжала побеситься местная молодежь, - рассказывают немцы, - но мы быстро объяснили им, кто хозяин». На льду иногда даже дежурит полиция, ибо охранять есть что - десяток трасс разной длины и конфигурации, вмороженные в лед вешки, дорожные указатели.

Из разговоров, предваряющих езду, - только основы техники безопасности и краткий обзор тренировочных машин («В мозгах этого полного привода зашиты все типичные ошибки водителей, поэтому при скольжении передних колес можете смело докручивать руль внутрь поворота»). О технике руления и правильной посадке ни слова - предполагается, что участники курса Ice Force освоили «базу» на начальных тренингах Camp4 и Camp4S. Но первые упражнения все-таки базовые - «змейка», «круг», «восьмерка». Система стабилизации всегда отключена: «Это же курс мастеров!»

Вадим, который за эту зиму успел пройти карельские курсы Audi quattro и вместе с нашим Никитой Гудковым погоняться на Маздах в Швеции, схватывает все на лету и уверенно накручивает «змейку» с первого прохождения. А я чувствую себя котом, который хочет пить и, стоя на краю раковины, тянет лапу к струйке воды, одновременно боясь свалиться и намочить шерстку: скольжу урывками, раз за разом недотягивая до следующей дуги. А в рацию несется: «Газ, газ, газ, газ!» Газую и понимаю, что газ, точнее - изменение тяги для 911 Turbo на льду важнее поворота руля. Потому что если этого изменения нет, то Porsche не спешит менять траекторию - и едет прямо в сугроб. «Эй, твоя машина проголодалась, она ест снег!» - издевается по рации Ян. Вот зараза!

Поначалу было трудно отделаться от переднеприводной привычки и «разъединить» нажатие на акселератор с поворотом руля - я перебарщивал с газом, из-за чего на выходе из виража получался не столько разгон, сколько увертывание от надвигающегося сугроба. Но полный привод вытягивает!

«Напоршерованный» ангар у заполярного озера Папасярви — лишь верхушка учебного автопарка Porsche, который в общей сложности насчитывает сегодня 583 автомобиля! Как правило, это предсерийные машины после сертификации или ресурсных тестов (нам как раз попался один Boxster с пробегом 35 тысяч километров). Средний пробег спорткаров до утилизации (по словам инструкторов, их действительно прессуют!) — около 20 тысяч километров: клиенты должны учиться на самых свежих моделях. К слову, сам ангар, небольшой бокс за ним и «одноместная» бензоколонка построены специально для школы Porsche, но сдаются немецкой фирме в аренду

Пересаживаемся в атмосферное купе 911 Carrera 4S. Принципиально все то же самое, но «тяговые» реакции машины явно мягче. Газом разворачиваю автомобиль внутрь виража, «облизываю» сугроб передним бампером и, коротко топнув по тормозу, перехожу на обратную дугу. Руки-ноги работают быстрее, чем голова! Инструктор объясняет: «Чем круче водитель, тем больший угол заноса при меньшем повороте руля он способен поддерживать». Я крут?

Тщеславие испарилось, когда пришлось проскользить круг в заносе на заднеприводной Каррере S. Эй, шипы, где ваши четыре миллиметра? Чуть трону газ - сразу разворот. Эту машину одним только рулем или газом уже не поймаешь - нужна синхронизация. А главное - с акселератором общаться только на вы! Кое-как «успокоить» правую ногу мне удалось, поставив на напольную педаль всю стопу целиком, от носка до пятки. Верно говорили нам утром: «Less is more», - аналог ленинского «Лучше меньше, да лучше».

После «заносного» круга «змейку» на заднеприводном купе Carrera S проходишь гораздо увереннее, а на полноприводном 4S уже наглеешь. Но главным откровением дня стал Boxster Spyder. Поездив на Каймане справа от Вальтера Рерля (АР №8, 2011), я считал среднемоторный Porsche коварным, опасно вертким. И он действительно готов мигом встать поперек дороги! Но штука в том, что и стабилизируется Boxster моментально - в пределах одной дуги его можно трижды «потерять» и трижды «отловить». Феноменальная послушность!

Обычно «колючие» шины мощно вгрызаются в лед, но на снегу оказываются беспомощными, однако покрышки Nokian, сделанные на базе модели Hakkapeliitta 7 (с более мягким, чем серийный, составом смеси), дарят стабильный «держак» и там и там. Причем шипов хватает на все шесть «волн» курса Ice Force
Перед началом занятий инструкторы предупредили нас, что вмороженные в лед вешки — металлические. Мы им поверили, но в пылу борьбы выяснилось, что это пластиковые «неваляшки» и если кое-где от них не уворачиваться, можно выиграть до секунды с круга!
Пока автомобили утюжат одни трассы, трактора чистят другие — и так с утра до ночи
Среднемоторный Boxster Spyder — любовь моя! Чтобы сорвать его в занос на льду, на акселератор, кажется, достаточно лишь дунуть, но «отловить» и провести эту машину в скольжении по дуге — так же просто, как улыбнуться
0 / 0

В итогах первого дня - несколько разворотов, ни одного вылета и разгорающийся аппетит. На обратном пути в отель я задремал в автобусе, представил, как тот уплывает в занос, стал мысленно корректировать его рулем и газом - и уснул окончательно.

Второй день начался с неожиданностей: на брифинге в отеле нам показали забавные видеоролики об отношениях пилотов со штурманами в ралли и объяснили основы составления стенограммы. К чему это? А к тому, что вечером нас ждал спецучасток под диктовку напарника! Второй сюрприз случился перед самым выездом на трассу, где нарисовались местные полицейские и методично «продули» всех без исключения пилотов со штурманами. Не попался никто.

Вежливо, с улыбкой и без хамского «Че пил?» двое финских полицейских перед самым выездом на трассу «продули» всех без исключения учеников
Стенограмму нас учили писать «по-взрослому» (фото 1), но записали мы в итоге как сумели. Ясно одно — даже на небольшой трассе под точную диктовку штурмана ехать получается намного быстрее, чем без нее
Стенограмму нас учили писать «по-взрослому» (фото 1), но записали мы в итоге как сумели. Ясно одно — даже на небольшой трассе под точную диктовку штурмана ехать получается намного быстрее, чем без нее
0 / 0

«Левый средний большой в правый средний», — Вадим начинает диктант, а я пытаюсь одновременно ткнуть левой рукой подрулевой рычажок секундомера Sport Chrono (черт, как неудобно!), а правой дважды дернуть за лепесток «робота» PDK: умерить соревновательный пыл, а с ним и никчемную пробуксовку удавалось только к третьей передаче

На этот раз никаких «змеек» - ездим по извилистым трассам, которые меняем вместе с машинами. Удивляюсь, как с первых кругов получается собрать все то, что до этого давалось лишь фрагментами. Ушел страх, пришел кайф. Но теперь наша цель - не дрифт, а скорость. «Не маши рулем, чисти траекторию», - требует Ян. Конечно, мы с Вадимом тут же зарубились: освоили штатный секундомер Sport Chrono - и давай гонять на время. Официально, кстати, эти курсы не приветствуют гонки - они, мол, в случае чего не покрываются страховкой. Но «Газ, газ, газ!» в рации сменился на «Пуш, пуш, пуш!», что в принципе одно и то же.

Со второго дня вопрос «Нужен Cayenne?» стал в рациях самым популярным. Вылетов, в том числе и зрелищных, было немало, но сколько-нибудь серьезных повреждений машины не получили. А мы с Вадимом хоть и разворачивались, но единственные из всей группы ни разу Кайенном не воспользовались

- Две ноль пять? Плохо. Я очень расстроен! - Комментируя наши результаты после каждого круга, Ян заводил нас все дальше и дальше.

Но теперь он буквально нянчил каждого, кто хотел стать быстрее (хотели, к слову, не все - например, группа голландцев явно приехала просто поразвлечься). Ян подлетал к автомобилю, плюхался перед водительской дверью на колени и, оперевшись на нее локтями, разжевывал нам нюансы: «Чтобы не разбудить PSM, не давай АБС сработать сразу на двух передних колесах, от одного она не проснется». А чтобы убедиться, что все не зря, он пристраивался на трассе в хвост и корректировал ошибки в прямом эфире.

Я не ожидал, что так быстро можно поехать так быстро!

Если вчера я постоянно ждал от заднеприводной Карреры подвоха, то сегодня мне будто помогает кто-то свыше. Кстати, по искренности обратной связи Carrera S понравилась больше полноприводных версий: там с толку сбивает усилие, которое возникает на баранке при возвращении в «ноль», а тут руль чистейший. Причем в случае заноса он сам поворачивается на нужный угол, его остается лишь сопроводить!

Теперь время писать стенограмму для ночного спецучастка.

- Это не «стенка», а обозначение какого-то кабеля! - хохотал Гагарин над моими записями.

И правда: «ЛСб в ПСб ЛСм в ПСд». Ну не смех ли? Утром нас учили на примерах Дидье Ориоля и Петтера Сольберга: едва заметный поворот - это «шестерка», самый крутой - «единичка». Но когда опыта езды со штурманом - ноль, а из книг Цыганкова помнится, что «шесть» - это круто, выход один: писать, как понятно самому. Мой «ПСд» - это правый средний длинный, благо дистанция невелика и такой градации хватает.

Базовые моменты Ян объяснял, стоя на коленях у водительской двери, а шлифовку навыков вел в реальном времени, следуя по пятам. По его словам, ездовой уровень участников курса Ice Force от группы к группе хоть и колеблется, но в небольшом диапазоне. А самые сильные водители — в финском клубе Porsche

А зачем вообще стенограмма на короткой трассе, которую можно выучить наизусть? Поначалу мы тоже сомневались, но когда в темноте отыграли у своих «светлых» результатов по паре секунд, призадумались.

В отличие от «повседневных» шин Nokian, гоночных покрышек BF Goodrich с семимиллиметровыми шипами хватает всего на два дня тренировок. Но зато какая это езда —на грани сумасшествия! И очень здорово, что для скоростного овала была выбрана заднеприводная Carrera S — сама искренность

За ужином я пытался выведать у Яна какие-нибудь «чисто поршевские» спецприемы. Но он отрезал: их нет. Законы одни, говорит, весь вопрос в том, как ими пользоваться: «Вот вы, журналисты, часто пишите о том, что машина слишком тяжелая. Так используйте массу во благо управляемости!» Ян раздвинул тарелки с бокалами и стартовал по салфетке телефоном: «Это одно из самых важных упражнений на владение автомобилем - торможение боковым скольжением, как это делают горнолыжники. Все остальное - подготовка к нему».

Третий день был самым важным: после разминки на ледяном овале нас ждала Carrera S, «обутая» уже не в «учебные», а в настоящие гоночные шины BF Goodrich: по 300 шипов длиной 6-7 мм! Разгон - почти как по асфальту, скорость около 150 км/ч, торможение в АБС, руль вправо, влево... «Газ, газ, газ!» - подзуживает Ян. В эффектном скольжении мы прописываем левую дугу - и выстреливаем на прямую. Ай да шины! Чтобы я не отвлекался, передачи Ян переключает сам: попадает, к слову, идеально. А я увлекся - затянул с очередным торможением - и… Никогда еще сугроб не летел на меня так быстро! Твержу себе: я горнолыжник, я горнолыжник - скольжу левым боком, правым боком. Снежный фейерверк все-таки устроил, но приложился к сугробу мягко, едва-едва, будто так и задумывал, - и как ни в чем не бывало помчал дальше. Чума!

Езда на «боевом» шипе - элемент зимней топ-программы Ice Force S, которая предполагает больше спорта и заезды на стабильность времени круга. После нее можно смело отправляться за гоночной лицензией. Но это следующий шаг, перед которым нужно переварить предыдущий.

За три дня курса Ice Force каждый экипаж накрутил по льду около 600 км, причем расстояния, пройденные в качестве пассажира, я тоже записываю в актив. Ян уверен: в паре люди всегда учатся друг у друга, и наш с Вадимом опыт это подтверждает (к слову: те, кто не согласен, могут доплатить 4500 евро и ездить в одиночку). До сих пор курсы вождения были для меня чем-то вроде оглавления книги - тебе многое анонсируют, но вчитаться ты не успеваешь. А в школе Porsche я нашуршался страницами вволю, причем это был сборник интереснейших рассказов.

Перечитать бы его! В следующем году.

Инструкторы говорят, что если в начальных курсах Camp4 и Camp4S участвует лишь 20% владельцев Porsche, а остальные приезжают чисто за удовольствием, то программа Ice Force более прикладная: расклад по владельцам здесь обратный, причем у каждого пятого из них — несколько автомобилей Porsche

 

Рекомендованные статьи