В своей тарелке: знакомство с предсерийным электромобилем Атом

Место встречи изменить нельзя. Год назад я гонял по этой же картинговой трассе на муле Атома — и его характер мне даже понравился. А теперь в моем распоряжении предсерийный прототип — уже с собственным кузовом и финальным интерьером. Именно в таком виде Атом должен выйти на рынок. И он тоже порадует задорной ездовой настройкой.
Ведь порадует же?
Как быстро растут чужие дети! За проектом Атома я слежу с самой первой публичной презентации, состоявшейся весной 2023 года. Тогда разработчики показали шоу-кар — еще без какой-либо технической начинки. Ходовые мулы вышли на испытания через полгода — на одном из них мне и удалось поездить прошлой весной. А в конце 2024-го были готовы предсерийные прототипы. Это полноценные автомобили с действующим функционалом, конструкция и дизайн которых соответствуют будущей серийной версии, однако собраны они вне конвейера и по обходным технологиям. Проще говоря, на коленке.
Сейчас у компании Кама есть два таких предсерийных Атома. Их используют в основном для представительских целей — показать потенциальным партнерам и инвесторам, покатать корпоративных заказчиков, засветить на отраслевой выставке и так далее. В испытаниях они практически не участвуют, для этого у Камы есть парк так называемых верификационных прототипов — тоже с собственными кузовами, но с рядом упрощений и оговорок. Например, у них «черновые» бамперы или панели интерьера, ведь, скажем, для испытаний тормозов или электронных ассистентов это не так критично. А демонстрационные машины не только полностью соответствуют задумке в плане дизайна, но и на 95% сделаны из деталей от целевых поставщиков.
Мулы с допиленными по месту чужими кузовами до сих пор используются для испытаний некоторых систем
В общем, эту пару эталонных предсерийных машин тщательно оберегают и не мучают интенсивными нагрузками. Даже слишком оберегают. Ведь год назад на муле можно было носиться с заносами (задний привод!) и дымом из-под колес, а теперь… Оказывается, один из гостей тогда злоупотребил гостеприимством и приложил мула, которому потом потребовался ремонт. Поэтому на этот раз камовцы осторожничают: никаких скольжений и озорства.
Я сразу вспомнил наш первый тест гиперкара Bugatti Veyron, когда Михаилу Подорожанскому разрешили разогнаться по снежной каше на динамометрической дороге полигона только один раз и лишь до 160 км/ч. Что ж, предсерийный Атом наверняка стоит не меньше, чем товарный Veyron, а для разработчиков он и вовсе бесценен. Так что ездить на прототипе придется медленно и осторожно.
По размерам Атом попадает в традиционный B-класс: длина — 3995 мм, ширина — 1790 мм, высота — 1643 мм. Колесная база 2635 мм точь-в-точь как у более крупной Лады Весты
Электромобиль берет с места плавно, но напористо — все-таки синхронный электромотор уже с первого оборота ротора выдает максимальные 295 Нм (пиковая мощность — 204 л.с.). Но отпускаю педаль акселератора перед первым поворотом — и явного замедления не происходит: рекуперация у Атома еще не настроена, поэтому ее отключили. Жму на тормоз — и машина резко клюет носом: калибровка педали неожиданно острая! Не припомню такого у прошлогоднего мула.
Сидящий рядом инженер-испытатель Дмитрий Иванов тут же прокомментировал: на мулах уже была найдена оптимальная настройка тормозов, но прототипы с собственными кузовами оказались тяжелее, поэтому было принято решение перейти на другие тормозные механизмы с более крупными дисками, и их калибровка еще не завершена.