Салон старинок: репортаж с выставки Retromobile в Париже

Фото: Денис Орлов

Кто-то считает, что немецкая выставка Techno Classica Essen еще крупнее. Может, оно и так — год на год не приходится. Но где Эссену до парижского шарма! Причем проводится французский Rétromobile в тех же залах, где и знаменитый Парижский автосалон. Но если тот на грани закрытия, то здесь от любопытствующих отбоя нет. В чем секрет? Может, в век повальной «цифры» обостряется тяга ко всему овеществленному, осязаемому?

Все та же афиша c красным шрифтом, все та же толчея и суета. Сколько же я тут не был, на парижском Ретромобиле? В этом городе, который Илья Эренбург сравнивал с седым каменным бором, щемящее чувство схватит и не отпустит, пока вновь не окажешься в Шереметьево.

Кстати, помните такое словосочетание — «подписные издания»? Выставка Rétromobile начиналась именно с них. В 1974 году французское издательство Grange-Batelière стало печатать «Большую автомобильную энциклопедию», или Alpha Auto. Выходила она частями, отдельные выпуски предлагалось сводить в кожаные переплеты с золотым тиснением. Мечта мальчишки! И сегодня приятно взять в руки. Завершение проекта отметили открытием 16 февраля 1976 года выставки старинных автомобилей под сводами бывшего парижского вокзала Бастиль. Выставку назвали Rétromobile.

В дальнейшем Grange-Batelière было переименовано в Les Éditions Atlas, а в 1987-м стало частью итальянского издательского дома De Agostini — эта марка знакома всем российским собирателям «журналки», масштабных моделей в приложениях к тематическим выпускам журналов. А Rétromobile проводится вот уже в 45-й раз и год от года становится все крупнее и содержательнее. На этот раз 620 участников привезли 1100 автомобилей — впечатляет? За два дня на Ретромобиле я уходился так, как не выматывался и на Парижском автосалоне. Хорошо, что со времен Луи Дагера и братьев Люмьер французы сохраняют пиетет перед человеком с треногой: стоило установить штатив с фотокамерой, как толпа немедленно расступалась и ждала, когда я закончу съемку. Всего за неделю на выставке побывало 122 тысячи человек!

Конечно, лишь немногие из них приходили, чтобы прикупить старинную машину, — для парижан такие выставки составляют частичку L’art de vivre, «искусства жить». Или, если угодно, умения идти «с блеском по жизни». Картинно общаться, эффектно носить шарфы и береты, красиво пить шампанское, небрежно опершись на какой-нибудь уникальный Voisin — который, возможно, им вовсе и не принадлежит.

Тем не менее обороты аукционов, проводимых в ходе недели Ретромобиля, растут. В этот раз их было три, причем по объему всех обошел самый молодой аукционный дом Artcurial. Основан он в 2000 году бывшим гонщиком Эрве Пуленом. Успешным пилотом ему не суждено было стать, хотя он десять раз стартовал в «24 часах Ле-Мана». Прославился Пулен иначе. В 1975-м, перед Ле-Маном, он попросил раскрасить свой гоночный BMW 3.0 CSL американского приятеля Александра Колдера. Абстракционист Колдер был известен тем, что придумал «мобили» — подвижные скульптуры из металлолома. Экипаж №93 команды BMW Motorsport в составе Жана Гюше, Сэма Позэ и Эрве Пулена занял тогда в Ле-Мане 44-е место в общем зачете. А серию BMW Art Cars подхватили другие художники, и она продолжается до сих пор. Квинтэссенция L’art de vivre!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи