Еврокомиссия не станет запрещать ДВС с 2035 года

Фото: компания Maserati | компания Mercedes | компания Volkswagen

Летом 2022 года Европейская комиссия официально утвердила закон, согласно которому все новые легковые автомобили, продаваемые в Евросоюзе с 2035 года, должны иметь нулевые выбросы CO2. Фактически это означало полный отказ от использования двигателей внутреннего сгорания на легковом автотранспорте, хотя прямого запрета в документе не было. Оставалась лишь формальная лазейка для машин, у которых ДВС работает на водороде.

Столь жесткое административное регулирование безусловно поспособствовало усилению популярности электромобилей, но легло тяжким бременем на плечи автопроизводителей. При этом, даже несмотря на всеобъемлющую поддержку Евросоюза, батарейные машины по-прежнему занимают лишь 17% местного рынка новых автомобилей (данные JATO за первую половину 2025 года), что существенно ниже первоначальных прогнозов. На этом фоне начали роптать автопроизводители, которые последние годы были вынуждены вкладываться в разработку и производство электромобилей, чтобы потрафить властям, но теперь из-за этого фиксируют большие убытки или как минимум значительное снижение прибыли. Более того, даже чиновники некоторых стран Евросоюза называют отказ от ДВС абсурдом.

Всеобщее недовольство в августе этого года выразил руководитель компании Mercedes‑Benz и глава Европейской ассоциации автопроизводителей ACEA Ола Каллениус, предупредив чиновников, что существующий курс на электромобилизацию приведет к тому, что весь европейский автопром «врежется в стену на полной скорости». Его доводы частично были услышаны, ведь на днях Еврокомиссия опубликовала новый регуляторный законопроект, несколько смягчающий требования к легковушкам и легким коммерческим автомобилям в части выбросов CO2.

Главным изменением относительно действующего закона стало требование сократить выбросы CO2 не на 100%, а на 90%. Оставшиеся 10% должны быть компенсированы за счет применения синтетического и биотоплива. Кроме того, в конструкции автомобилей должна использоваться сталь, при производстве которой выбросы CO2 сведены к минимуму. Допускается только металл, выплавленный на территории Евросоюза. Для легких коммерческих автомобилей «удавка» ослаблена с 50% до 40%, отдельному пересмотру подвергнется регламент для тяжелых грузовиков. Таким образом европейские чиновники позволили топливным машинам и разнообразным гибридам существовать и после 2035 года. Более того, в новом законопроекте вообще не оговариваются сроки полного отказа от выбросов CO2, то есть запрета ДВС.

Однако в целом существующий курс на повальную электромобилизацию остался прежним. Специальная программа Battery Booster стоимостью 1,8 млрд евро будет направлена на развитие европейского производства аккумуляторных ячеек и тяговых батарей. Из них 1,5 млрд евро достанутся производителям в виде беспроцентных займов. Кроме того, европейские чиновники пообещали снизить бюрократическое давление, что по их собственным подсчетам позволит автопрому экономить до 14,3 млрд евро каждый год. Наконец, появится новая категория для недорогих электромобилей длиной менее 4,2 метра (Small Affordable Cars), которым обещаны особые льготы и субсидии.

Утверждение данного законопроекта Европарламентом намечено на начало 2026 года.

Рекомендованные статьи