Еврокомиссия обосновала необходимость антикитайских пошлин

Фото: компания SAIC

Сначала США ввели 100-процентные заградительные пошлины на китайские электромобили, а затем их примеру последовал Евросоюз. Правда, Еврокомиссия не стала рубить с плеча и избрала тактику «точечных ограничений»: размер дополнительного (сверх базовых 10%) тарифа зависит от степени «вины» конкретного китайского производителя. Для этого еще в прошлом году было начато расследование о нечестной конкуренции со стороны китайских производителей электромобилей. Европейцы обвинили их в получении внушительной помощи от правительства КНР, что повысило конкурентоспособность китайских электромобилей нерыночным путем, ведь европейские автопроизводители такой поддержки от собственных властей лишены. Данное расследование будет окончено только грядущей осенью, однако это не помешало Еврокомиссии ввести повышенные пошлины еще в прошедшую пятницу.

В своем новом отчете Еврокомиссия уточнила, что и в каком объеме, по ее мнению, получили три фигурирующих в расследовании фирмы. Уже не секрет, что наибольший удар пришелся по государственному концерну SAIC: его электромобили MG облагаются пошлиной 37,6%. Чиновники объяснили такое решение всесторонней помощью со стороны правительства КНР, доходящей до 34,4% себестоимости машин. Сюда вошли кредиты от государственных банков (1,38%), гранты (8,56%), стимулирование продаж электромобилей (2,28%), льготная недвижимость (0,67%) и субсидии на тяговые батареи (13,24%). Кроме того, концерн SAIC неохотно сотрудничал с европейским следствием, и потому схлопотал максимальное наказание.

На этом фоне две другие компании отделались куда более низкими поборами: концерну Geely выставили пошлину в размере 19,9%, а компании BYD — 17,4%. В их пользу сыграли как более низкий уровень помощи китайского государства, так и открытое сотрудничество со следствием. В случае с фирмой BYD, которая сама производит аккумуляторы, европейские чиновники уточнили, что не учитывали государственные субсидии на литий и другие материалы.

Впрочем, обе компании уже нашли способ обойти повышение пошлин. Холдинг Geely начал перенос производства электромобилей Volvo EX30 и EX90 из Китая в Бельгию. Что до компании BYD, то она уже объявила о строительстве своего завода в Венгрии, а теперь собралась построить еще одно сборочное предприятие в Турции, которая входит в Европейский таможенный союз. Приятным бонус станет отмена недавно введенной самой Турцией пошлины 40% на импортируемые электромобили.

Между тем продолжаются переговоры европейцев и китайцев на тему смягчения электромобильных санкций. Правительство КНР хочет убедить Германию надавить на еврочиновников, взамен обещая снижение импортных пошлин на немецкие премиальные автомобили. Пока эти переговоры не привели к видимым результатам, но у сторон есть еще несколько месяцев до публикации окончательных результатов расследования, чтобы договориться друг с другом. В противном случае Китай обещает ввести ответные санкции.

Рекомендованные статьи