Гон на Гона: вторая неделя в заточении
Сегодня состоялось экстренное заседание правления фирмы Mitsubishi Motors. Как и ожидалось, по примеру компании Nissan, владеющей третью акций Mitsubishi, правление уволило Карлоса Гона с постов председателя правления и уполномоченного директора. Правда, опять же как в случае с Ниссаном, Гон остался простым директором: от этой должности его может освободить только собрание акционеров.
То есть за прошедшую неделю самый, пожалуй, мощный на сегодня топ-менеджер в мировом автопроме оказался за решеткой и лишился четырех ключевых постов в японских компаниях. Однако он по-прежнему остается главой Renault и базирующегося в Нидерландах альянса Renault-Nissan-Mitsubishi: европейцы не торопятся смещать Карлоса, ссылаясь на недоказанность его правонарушений.
Информации об аресте действительно мало, особенно подтвержденной. Японские органы правосудия не разглашают ход следствия, а сам Карлос Гон также не делает публичных заявлений. То, что известно, — либо отдельные факты из внутреннего расследования компании Nissan, либо слухи из «авторитетных» анонимных источников.
Например, считается, что Гон не сообщал об истинных размерах своих бонусов от Ниссана и его дочерних предприятий: по разным оценкам, за несколько лет сумма сокрытых доходов могла составить как минимум 45 миллионов долларов. Утверждается также, что Карлос требовал у японцев оплачивать отдых его семьи и платить по 100 тысяч долларов в год его старшей сестре за «услуги консультанта», хотя на деле никаких консультаций с ее стороны не было. В вину Гону ставят и то, что Nissan приобретал и обставлял для него дома в разных частях мира: Токио, Нью-Йорке, Париже, Амстердаме, Бейруте и Рио-де-Жанейро.
По сведениям канала NHK, речь может идти еще о бонусе в 71 миллион долларов, который Гон должен был получить от компании Nissan при выходе на пенсию: японские законы не требуют сообщать о будущих выплатах. В этом случае Карлос чист перед законом — и, предположительно, на этом будет строиться его защита. Например, уже известно, что Гон нанял в качестве адвоката бывшего руководителя японской прокуратуры — той самой, что арестовала Карлоса неделю назад. Также в числе нанятых значится и крупная американская юридическая фирма, набившая руку на громких скандальных процессах.
Пока что Карлос Гон вынужден пребывать в японском следственном изоляторе, где, как говорят, очень жесткие условия содержания. К тому же по местным законам на его допросах на данном этапе не может присутствовать адвокат. А прокуратура имеет право удерживать Гона в течение трех недель, то есть до 10 декабря. После чего Карлосу либо предъявят обвинение, либо отпустят с миром. Однако специалисты в японской юридической системе утверждают, что обвинение будет предъявлено с вероятностью до 99,9%: прокуратура прошла точку невозврата, а значит, уверена в правонарушениях.
Самое любопытное, что японская прокуратура теперь намерена «побеседовать по душам» и с генеральным директором компании Nissan Хирото Саикава, устами которого прозвучали публичные обвинения Гона и извинения от лица фирмы перед добропорядочной общественностью. Суть интереса такова: если Хирото знал о творящемся беззаконии, то почему молчал все эти годы? И не связан ли «гон на Гона» с борьбой за влияние в альянсе?
Не секрет, что Карлос планировал в скором времени еще в большей мере консолидировать Renault и Nissan, — речь шла даже о полном слиянии. Что, очевидно, не очень устраивало японских менеджеров, равно как и положение Ниссана в альянсе. Ведь Renault владеет 43% акций японской компании, а Ниссану принадлежит только 15-процентный неголосуюший пакет Renault. При том что объем продаж Ниссана на 60% больше, и он, в отличие от Renault, хорошо представлен на таких важных рынках, как США и Китай.
То, что Карлос Гон в свое время спас Nissan от банкротства, конечно, не в счет: во-первых, для бизнеса былые заслуги не аргумент, а главное — Гон собрал в своих руках слишком много власти и изменить расстановку сил можно, только «свалив» его.
Очень вероятно, что как раз о перераспределении ролей внутри альянса пойдет речь на встрече его участников, которая состоится на этой неделе в Амстердаме. По японским корпоративным законам право голоса Renault может утратить действие, если Nissan получит больше четверти акций французской фирмы. А по французским законам доля Ниссана станет голосующей, если у Renault останется меньше 40% акций японской компании. Похоже, как раз за эти проценты Карлос Гон сидит сейчас в холодной японской тюрьме.