Новый суперкар Gordon Murray T.33: вторая модель компании
Прославленный британский конструктор Гордон Маррей, которому в этом году исполнится уже 76 лет, недавно реализовал свою давнюю мечту — представил первый суперкар, названный собственным именем. Купе Gordon Murray T.50 создано по тем же канонам, что и легендарный McLaren F1 девяностых годов, над которым тоже работал Маррей. Производство товарных машин начнется только в этом году, а у компании Gordon Murray Automotive (GMA) уже готова вторая, более простая модель.
Как заявил Гордон Маррей, идею этого автомобиля он вынашивал 25 лет. Тогда в компании McLaren не поддержали идею создания более практичной и комфортной машины, нежели F1, и только сейчас у Гордона появилась возможность реализовать этот проект собственными силами. Купе Gordon Murray T.33 создано на основе модели T.50: у них близкие габариты (длина 4398 мм), одинаковая архитектура шасси и двигатель, но отличий все же немало.
Если модель T.50 имеет трехместный салон с расположенным по центру водительским сиденьем, то Gordon Murray T.33 имеет привычный двухместный кокпит, причем предусмотрены варианты с правым и левым расположением руля. Соответственно, сделанный из углепластика и алюминия монокок пришлось разрабатывать заново. Дизайн полностью новый, и в нем чувствуется влияние гоночных машин шестидесятых годов.
Система «граунд-эффекта» с вентилятором, которая притягивает машину к дороге, осталась прерогативой модели T.50: у нового суперкара обычная пассивная аэродинамика, поэтому максимальная прижимная сила уменьшилась с 322 до 150 кг. Зато есть сразу три багажника: общий объем отсеков спереди и сзади — 280 литров. Двухрычажные подвески с винтовыми стойками конструктивно те же, что у «пятидесятки», причем задние рычаги крепятся с корпусу коробки передач: вместе с двигателем она включена в силовую структуру кузова.
Атмосферник Cosworth GMA V12 объемом 3,9 л тот же, но с другими головками и распредвалами. Он имеет степень сжатия 14:1 и 48-вольтовый стартер-генератор, но если у модели T.50 этот мотор может крутиться до 12000 об/мин, то для младшего купе отсечка сдвинута на 11100 об/мин. Мощность снижена с 650 до 615 л.с. (при 10500 об/мин), а крутящий момент — с 467 до 451 Нм (при 9000 об/мин). Причем 75% тяги доступно уже при 2500 об/мин.
Базовая коробка передач — шестиступенчатая «механика» Xtrac, но за доплату для модели T.33 можно заказать ее роботизированную версию (с одним сцеплением). Задний привод — со штатным «самоблоком». Интересно, что сохранен гидравлический усилитель руля. Есть АБС и система стабилизации, но других электронных помощников не предусмотрено.
Комбинация приборов состоит из аналогового тахометра и двух дисплеев, но отдельного экрана медиасистемы не предусмотрено, и вообще интерьер выглядит небогато: это прихоть самого Гордона Маррея. Нет даже подрулевых переключателей: кнопки включения поворотников и дальнего света расположены на спицах руля, как у некоторых Ferrari. Зато есть четыре подушки безопасности и камера заднего вида.
Увы, компания Gordon Murray Automotive не публикует динамические характеристики своих автомобилей. Это тоже принципиальная позиция ее основателя: мол, его самого и его клиентов не слишком волнует, разгонится машина до «сотни» за 3,9 или за 4,1 с. Но если учесть сниженную мощность и увеличенную сухую массу (1090 кг против 980 кг), Gordon.Murray T.33 точно окажется медленнее модели T.50.
А еще — почти на миллион фунтов дешевле: объявленная цена — от 1,4 млн фунтов стерлингов. Компания выпустит только 100 экземпляров купе Gordon.Murray T.33, поставки начнутся в 2024 году. Но впоследствии должны появиться родстер и трековая версия, так что общий тираж окажется больше. Выпускать модель T.33 будут на новой площадке в графстве Суррей, куда компания GMA должна перебраться как раз к 2024 году: комплекс недавно был выкуплен у инжинирингового бюро Kamcorp, сейчас там ведется перестройка корпусов, а позже появится собственный 700-метровый трек. Кстати, Маррей уже объявил, что последующие модели будут гибридными: их разработка уже началась.