Первый армянский автономный электромобиль представлен в Ереване
Средства массовой информации Армении наперебой сообщают сенсационную новость: на выставке DigiTec в Ереване состоялся показ беспилотного электромобиля, спроектированного и собранного армянскими инженерами! Правда, как уточняется, в Армении разработаны лишь тормозная система и блок зарядки, а остальные компоненты приобретены за рубежом. Машина может разгоняться до 90 км/ч, радиус действия — 40—50 км, а на зарядку батареи уходит около двух часов.
Но почему у автономного электрокара, выставленного на стенде техасской фирмы National Instruments нет имени, а внешне он точь-в-точь напоминает китайский Shuanghuan Noble образца 2004 года — четырехместный клон микрокара smart fortwo, построенный на древней платформе малолитражки Suzuki Alto с бензиновым двигателем?
Дело в том, что корни у машины действительно китайские. Однако еще в 2008 году предприимчивые американцы из Атланты организовали импорт готовых кузовов из Поднебесной: в США их оснащали электродвигателями и продавали под маркой Wheego. Бизнес оказался, мягко говоря, не очень прибыльным. Поэтому в 2014 году новый хозяин фирмы Wheego переориентировал его на очередную модную тему — беспилотники. Сейчас опытные автономные электромобили Wheego накатывают тысячи километров по улицам Атланты.
Однако компания National Instruments, одним из основных направлений деятельности которой является программное обеспечение для систем автоматизированного тестирования, сейчас пытается вывести на рынок собственное оборудование для беспилотников. Согласно рекламным заявлениям фирмы, ее аппаратно-программная платформа позволяет снизить затраты времени и средств на разработку автономных автомобилей. Пару лет назад в сферу интересов фирмы National Instruments попали разработки Армянских Национальных Инженерных Лабораторий (ANEL). Именно их инженеры в сотрудничестве с ереванским представительством американской фирмы и работали над «первым армянским беспилотником».
Электромобиль Wheego LiFe
По словам создателей автономного электромобиля, прототип оснащен видеокамерой, радарами и лазером. Однако по виду выставочной машины заметить это трудно — в отличие от собственных прототипов компании Wheego, у которых все это оборудование установлено на крыше. Возможно, из-за того, что армянская машина, как сообщается, проходит тесты в лабораторных условиях.
Кстати, как утверждается в армянских СМИ, главный инженер проекта Давид Геворкян считает возможным наладить производство подобных электромобилей в Армении по цене 6—8 тысяч долларов за штуку или даже дешевле. При этом упоминаются еще и славные традиции армянских электрических автомобилей, ведущих историю с 1975 года.
Очевидно, инженеры имеют в виду три прототипа фургонов ЕрАЗ-762Э, созданных Ереванским политехническим институтом (ЕрПИ) примерно в это время. Один из них был построен по традиционной схеме с одним электродвигателем, другой — с двумя задними мотор-колесами, а третий представлял собой последовательный гибрид с бензиновым двигателем и двумя электромоторами в приводе задней оси.
Электромобили ЕрАЗ-762Э и ЕрАЗ-3731
Кстати, Ереванский автозавод позже выпустил партию из 26 электрических фургонов ЕрАЗ-3731. Те машины нового поколения с электродвигателем мощностью 30 л.с., максимальной скоростью 60 км/ч и радиусом действия 45 км в результате госиспытаний были признаны неэффективными. Как, впрочем, и все остальные экспериментальные электромобили советских автозаводов.