Повышение утильсбора спровоцировало ажиотаж в автосалонах

Фото: Игорь Владимирский

По данным агентства Автостат, в августе россияне потратили на приобретение новых автомобилей 449,5 млрд рублей. Это на 11% больше, чем в июле (404,4 млрд рублей). Еще любопытнее, что год назад денежный объем рынка был меньше почти на треть (344,3 млрд рублей). Затраты на покупку автомобилей выросли вслед за объемом продаж, ведь минувший август с результатом 148338 новых машин стал рекордным месяцем за последние 3,5 года. Кроме того, средняя цена сделки впервые за четыре месяца вновь превысила психологическую отметку в три миллиона рублей.

То есть даже повышение цен не остановило российских покупателей. Это объясняется довольно просто, достаточно взглянуть на статистику марта этого года, когда объем рынка был еще выше — 496 млрд рублей (на 146526 проданных машин). Тогда ажиотажный спрос подстегнули новые таможенные правила, а сейчас схожий эффект оказало анонсированное еще в июле повышение утилизационного сбора.

Уже в августе Минпромторг сообщил, что окончательное решение по повышению утильсбора еще не принято и даже может быть отменено. Однако 13 сентября резонансный законопроект все же был принят. В результате заметно выросли коэффициенты, зависящие от объема двигателя и возраста машины. Утильсбор будет постепенно увеличиваться вплоть до 2030 года, но уже 1 октября 2024 года ставка вырастет на 70—85%. Что неизбежно скажется на конечных ценах новых автомобилей.

Неудивительно, что россияне пытаются поскорее приобрести автомобиль еще по старым ценам. Об этом наглядно свидетельствует статистика: по данным Автостата, за 38-ю неделю 2024 года (с 16 по 22 сентября), то есть сразу после принятия законопроекта о повышении утильсбора, было продано 36673 новых автомобиля. Это сразу на 14% больше, чем неделей раньше! Все идет к тому, что сентябрь поставит новый рекорд продаж. Между тем участники российского авторынка оценивают сложившуюся ситуацию по-разному. Например, продвигавший повышение утильсбора АВТОВАЗ доволен результатом. С другой стороны, в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), выступавшей против повышения, уже назвали всплеск продаж «последними судорогами» авторынка.

Рекомендованные статьи