Российский авторынок показал минимум за 11 лет
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги продаж новых автомобилей в России. В 2016 году было реализовано 1 млн 426 тысяч легковушек и легких коммерческих машин — на 11% меньше, чем годом ранее. Это самый плохой результат за последние 11 лет: даже в кризисном 2009-м покупателей нашли 1 млн 466 тысяч автомобилей. А если сравнивать с рекордным 2012 годом (2 млн 939 тысяч машин), то российский рынок сложился вдвое.
Одна из причин таких скачков — низкая доля корпоративных продаж: если, например, в Германии она достигает 60%, то в России — только 20%. А ведь именно корпоративные покупатели являются неким «стабилизатором» рынка: они регулярно обновляют свой парк, в том числе из-за обязательств перед кредиторами и лизинговыми организациями.
Впрочем, конец ушедшего года оказался обнадеживающим: с ноября кривая спроса пошла вверх. А декабрь оказался самым успешным месяцем: продано 146 тысяч машин. Но оживление рынка объясняется в первую очередь грядущим подорожанием автомобилей, связанным как с переходом на новый модельный год, так и с обязательным введением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Многие покупатели решили поторопиться и взять машину до подорожания.
Продажи новых автомобилей в России в 2014—2016 гг.
Ушедший год оказался относительно успешным лишь для десятка марок, среди которых ГАЗ, УАЗ, Skoda, Ford. Однако лидеры рынка закончили год в минусе, хотя Лада потеряла всего 1% продаж. Спрос на автомобили Hyundai упал на 10%, Kia потеряла 9%, а Renault — 3%. Среди премиум-брендов улучшили показатели Lexus (на 19%) и Cadillac (12%), спрос на автомобили Jaguar с выходом кроссовера F-Pace выстрелил более чем вдвое, а компания BMW вышла в ноль, сохранив результат 2015 года. Но Mercedes и Audi закончили год с потерями.
И все же большинство фирм сходятся во мнении, что российский автомобильный рынок достиг пресловутого дна и дальше падать уже некуда. А продолжающееся в последние месяцы укрепление рубля должно позитивно сказаться на покупательской способности населения. И хотя радоваться еще рано, в Ассоциации европейского бизнеса ожидают, что рынок вот-вот начнет восстанавливаться. Правда, медленно и со скрипом: прогноз на 2017 год — рост продаж на 4—5% до примерно 1,48 млн новых автомобилей.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2016 году (в сравнении с 2015 годом)
Марка | 2016 год, шт. | 2015 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 266296 | 269096 | –1% |
Kia | 149567 | 163500 | –9% |
Hyundai | 145326 | 161201 | –10% |
Renault | 117230 | 120411 | –3% |
Toyota | 94568 | 98149 | –3% |
Volkswagen | 80621 | 84097 | –4% |
Nissan | 70464 | 91100 | –23% |
ГАЗ | 55803 | 51192 | +9% |
Skoda | 55386 | 55012 | +1% |
УАЗ | 48848 | 48588 | +1% |
Mercedes-Benz | 43216 | 49943 | –13% |
Ford | 42528 | 38607 | +10% |
Chevrolet | 30463 | 49765 | –39% |
BMW | 27507 | 27486 | 0% |
Lexus | 24117 | 20224 | +19% |
Mazda | 21543 | 27358 | –21% |
Audi | 20705 | 25650 | –19% |
Datsun | 18772 | 32008 | –41% |
Lifan | 17460 | 15131 | +15% |
Mitsubishi | 16769 | 35909 | –53% |
Daewoo/Ravon | 10385 | 20451 | –49% |
Land Rover | 9122 | 11605 | –21% |
Subaru | 5638 | 6852 | –18% |
Volvo | 5585 | 7831 | –29% |
Porsche | 4961 | 5290 | –6% |
Chery | 4758 | 4964 | –4% |
Suzuki | 4520 | 6540 | –31% |
Infiniti | 4517 | 5495 | –18% |
Geely | 4473 | 11617 | –61% |
Citroen | 3803 | 5528 | –31% |
Peugeot | 3602 | 5645 | –36% |
Fiat | 2159 | 3799 | –43% |
Jaguar | 2073 | 972 | +113% |
Honda | 1747 | 4622 | –62% |
Mini | 1360 | 1350 | +1% |
Cadillac | 1274 | 1141 | +12% |
Jeep | 1269 | 2057 | –38% |
Dongfeng | 1152 | 1365 | –16% |
SsangYong | 1141 | 5194 | –78% |
Brilliance | 863 | 1202 | –28% |
FAW | 829 | нет данных | нет данных |
smart | 696 | 471 | +48% |
Isuzu | 617 | 617 | 0% |
Changan | 540 | 734 | –26% |
Iveco | 518 | 732 | –29% |
Zotye | 301 | — | — |
BAW | 171 | 329 | –48% |
Acura | 163 | 721 | –77% |
Haima | 114 | 391 | –71% |
Alfa Romeo | 100 | 44 | +127% |
Foton | 75 | 19 | +295% |
Genesis | 46 | — | — |
Chrysler | 30 | 43 | –30% |