Шинный рынок в России: итоги 2015 года
Производители шин, как правило, не афишируют результаты своей деятельности в России, поэтому статистика шинного рынка за прошлый год была закрытой. Пролить свет решились в компании Cordiant — и теперь у нас есть представление о том, что происходит на рынке автомобильных покрышек.
В прошлом году спрос на шины в России, по данным Кордианта, упал на 16%: реализовано 36,74 млн штук. Для сравнения, продажи новых автомобилей за это же время сократились на 36% (до 1,5 млн экземпляров). Дело в том, что на конвейеры автозаводов в среднем поставляется лишь 21% продаваемых покрышек, все остальное уходит в розничную сеть, поэтому влияние рынка новых автомобилей на продажи шин не столь серьезное.
Спрос на легковые покрышки упал на 17%, до 28,44 млн экземпляров, причем зимние шины просели меньше, чем летние, — по мнению экспертов Кордианта, сказался отложенный спрос, ведь до этого продажи зимней резины падали в течение трех лет, тогда как летняя начала сдавать позиции только два года назад. Основной спрос, понятное дело, приходится на покрышки среднеценового сегмента, причем в кризис их доля растет: если два года назад она достигала 53,8%, то в 2015 году — уже 64,7%. В этом сегменте лучше других продаются шины Dunlop (13%), Cordiant и Yokohama (примерно по 12%). Бюджетные покрышки — это 7,9% рынка, а «премиальные» модели занимают 27,4% (два года назад было 9,7% и 36,5% соответственно).
Импорт легковых шин в прошлом году упал почти на треть, до 13,76 млн штук (крупнейшие поставщики — Япония и Южная Корея). Зато объем производства внутри страны вырос на 9% до 36,5 млн штук, из которых почти половина ушла на экспорт: в основном в Германию, Финляндию и Чехию, но, например, шины Cordiant с недавних пор поставляются даже в далекую Бразилию. Крупнейшие производители шин в России — Nokian (почти 11 млн легковых покрышек в прошлом году), НКШЗ (почти 8 млн) и Pirelli (7,5 млн). За последние два года новые заводы запустили Continental и Yokohama, а в конце этого года в Ульяновске заработает предприятие Bridgestone мощностью 2 млн покрышек в год.
Рынок шин для тяжелых грузовиков и автобусов сократился за прошедший год на 11% до 4,56 млн экземпляров. Такая же динамика спроса и на покрышки для легких коммерческих автомобилей (LCV): реализовано 3,74 млн штук.
По прогнозам Кордианта, в этом году продажи легковых шин в России продолжат падать, но темп существенно снизится — примерно до 6%. Ведь четыре года назад в стране был рекордный спрос на новые автомобили (2,76 млн), и теперь для них пришло время первой смены шин. А рынок грузовых покрышек, по прогнозам, даже вырастет на 2% из-за накопившегося отложенного спроса. Но и цены на покрышки вырастут: по прогнозам, примерно на 8%. В том числе и выпускаемые в России, ведь в структуре себестоимости шин 70% приходится на сырье, которое в основном закупается за валюту.
А еще один повод для подорожания появился буквально на днях: правительство утвердило ставку утилизационного сбора с шинников в размере 7109 рублей за тонну. Хотя нормативной базы все еще нет, а существующие перерабатывающие предприятия покрывают лишь 10—12% потребностей: примерно 900 тысяч тонн вышедших из употребления шин ежегодно остаются на свалках.